Урок литературного чтения во 2 классе по теме:"Загадки. Словесная игра в загадках- шутках. К.Чуковский «Радость».
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Урок разработан для учащихся 2 класса по программе "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit.cht_._moy_urok.docx27.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Загадки. Словесная игра в загадках- шутках. К.Чуковский  «Радость».

Цели урока:

образовательная: продолжить знакомство с жизнью и творчеством К.И.Чуковского; познакомить детей с небылицей «Радость»; повторить                знание малых жанров фольклора, литературоведческой     терминологии (рифма).

развивающие: развивать образное и ассоциативное мышление, память, внимание; продолжить развитие умений работать с текстом; работать   над выразительностью, беглостью чтения.

воспитательные: привитие любви к чтению, расширение читательского кругозора.

УУД:

познавательные: смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений.

регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция.

коммуникативные: слушать и понимать речь других, учёт разных мнений и умение обосновать собственное, учиться работать в группе,

выполнять различные роли (исполнителя, лидера).

личностные: осознанность учения, адекватное реагирование на трудности,  развитие эмоционально-нравственной отзывчивости.

Характеристика этапов урока

Этап урока

Цель

Содержание учебного

материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Мотивация

(самоопределение)

к учебной

деятельности

- проверка домашнего задания

Создать эмоциональный

настрой на урок, мотивировать обучающихся на работу.

1.Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

- Что было задано на дом?

Удивленно!

1. Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо —
Такое тёплое, такое пушистое и золотое.

Отгадка:(Яйцо и цыплёнок.)

Скороговоркой!

2. Паровоз
Без колёс!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошёл —
Прямо по морю пошёл!

Отгадка: (Пароход.)

Сердито!

3. Была телега у меня,
Да только не было коня,
И вдруг она заржала,
Заржала — побежала.
Глядите, побежала телега без коня!

Отгадка: (Грузовик.)

Поучительно!

4. Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец — глупца,
Баран — барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну — обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.

Отгадка: (Зеркало.)

5.С сожалением!

Лежу я у вас под ногами,
Топчите меня сапогами.
А завтра во двор унесите меня
И бейте меня, колотите меня,
Чтоб дети могли поваляться на мне,
Барахтаться и кувыркаться на мне.

Отгадка:(Ковёр.)

С радостью!

6. Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.

Отгадка: (Гребешок.)

- Какой у нас урок? Проверьте готовность к уроку.

Дома вы учили отрывок стихотворения наизусть (в группах) и изготовили маски персонажей сказки-небылицы.

 - Прочитайте загадку.

 

Как вы думаете это загадки народные или авторские?  

Народную загадку придумал народ и передавал из уст в уста , а авторскую  придумал один автор.

   Настраиваются на урок. Проверяют готовность.

Инсценируют сказку в группах

Работа в группах.

Читают выразительно загадки согласно заданию

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

На основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока.

   

  -Как вы думаете кто автор этих загадок?

 

  - Вспоминают , отвечают на вопросы учителя.

3.Выявление места и причины затруднения

На основе

соотнесения

своих знаний и поставленной проблемой выявить и определить причину затруднения подвести к теме урока. -

Фронтальная беседа учителя и учеников.

- С творчеством какого автора мы начали знакомство на прошлом уроке?

-Что интересного узнали о нём? Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. К сожалению, его жизненный путь завершён, но книги Дедушки Корнея будут жить очень долго.

- А с каким произведением этого автора вы познакомились на уроке?

- Какой жанр этого стихотворения?

- Давайте определим тему нашего сегодняшнего урока.

- Какие цели вы перед собой поставите?

Вспоминают пройденный материал, отвечают на вопросы учителя.

- Изучали творчество Чуковского.

Рассказывают интересные, запомнившиеся им факты из жизни и творчества Корнея Ивановича. Говорят, что познакомились со сказкой   «Путаница». Сказка "Путаница" Корнея Чуковского по своему жанру конечно же относится к небылицам, ведь в ней описаны не просто сказочные события, в ней описано то, что невозможно в принципе. Самые обычные звери, кошки, утята, свиньи, медведь и прочие, вдруг начинают вести себя совершенно необычным образом. Тот же самый медведь вдруг начинает кричать петухом, а котята начинают хрюкать.

Формулируют тему урока, цели.

Получают ключевое слово.

Ребята отвечают, аргументируя свою точку зрения.

-Небылица – вымысел,                            лживое сообщение.

В народном творчестве: шуточный рассказ о том,
чего не может быть, не бывает.
 

4.Первичное чтение небылицы и выявление восприятия текста.

Подготовить детей к  выразительному чтению небылицы.

Чтение небылицы .( можно поставить аудиозапись)

КУРЫ СТАЛИ ПАВАМИ?

Словарик в учебнике с.214

-Какое настроение у вас после прослушивания этого произведения?

 Можно ли его назвать небылицей? Почему?

-Подумайте, почему произведение называется «Радость ?».

- Какое слово в произведении повторяется несколько раз?

-Какие созвучия в конце стихотворных строк вы нашли?

Дети высказывают своё мнение, обосновывая и доказывая.

Рифма- созвучие в окончании двух или нескольких слов.

5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Научить самостоятельно  искать и выделять необходимую информацию, используя учебник.

Работа в группах.

Обговаривание правил совместной деятельности.

 

Дети работают в группах.

Затем один представитель от группы читает вариант ответа.

Березы- розы, осины апельсины, град-виноград, полями-соловьями, земли-потекли, павами-кудрявыми, та- у моста, мною-рекою, луга-дуга, в облаках- на коньках.

6.Чтение учениками небылицы..

Проверить уровень приобретённых знаний.

Чтение по цепочке небылицы «Радость».

Учитель контролирует правильность чтения.

-Как вы думаете какова главная мысль этого произведения?( передать радостное, хорошее настроение)

Мы наблюдаем в стихотворении игру слов.

По цепочке читают небылицу, таким образом все вовлечены в работу.

7.Физкультминутка

Научить выполнять комплекс ОРУ

Изучение и выполнение комплекса ОРУ

Выполняют комплекс  ОРУ

8.Самостоятельное творчество

Развивать творческие способности.

Сочинение рифмы, небылиц

1.В лесу  на …..елочке

Росли……..   ………

2.Пошел зайчик в ……..

И купил там………….

3.Злой кабан сидел на ветке

И ………………………

4.Сочини  по рифме:

крокодил- сторожил

Петух- лопух

5. Щенка- пока

Помогите –найдите.

6.Магазин- апельсин

Пирог- творог

Работают в группах.

9.Включение в систему знаний и повторение

Научить применять приобретённые знания в жизни.  Организовать поиск информации, в которой тренируется использование изученного материала и автоматизация умственных действий.

Выполнение синквейна. Работа в парах.

-Сейчас вы будете выполнять синквейн. Слово , с которым вы будете работать -«радость» или «радуга»

Радость

Позитивная,полноценная.
Радует,веселит,вдохновляет.
Чувство,которое поднимает настроение.
Восторг.

Радость :
1. Бесконечная, активная.
2. Развлекает, наполняет, веселит.
3. Веселое чувство.
4. Счастье

Радость
Бесконечная, всеобъемлющая. Приходит, переполняет, наполняет. Жизнь в ярких красках.

 Гармония.

Дети в парах выполняют синквейн. Далее зачитывают свои варианты.

10.Рефлексия учебной деятельности

Проверка способности самооценки, как личностный результат

-Сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на уроке:  

Я узнал….

Я понял…..

Я научился

Мне захотелось….

Было трудно…..

Оценивают свою работу на уроке.

 

11.Итог урока

Домашнее задание

 учить   ориентироваться в своей системе знаний.

Стр. 6-10, выучить отрывок из «Радость».

Творческое задание: нарисовать иллюстрацию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 1 класс по теме "Знакомство с разделительной фукцией мягкого знака" программа "Начальная школа XXI века"

В папке содержится разработка урока обучения грамоте по теме " Знакомство с разделительной функцией мягкого знака" ( программа " Начальная школа XXI века") по ФГОС, презентация  к уроку, поясните...

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)

материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

Урок литературное чтение 2 класс по теме: "Знакомство с названием раздела "И в шутку и в серьёз" "

Учащиеся знакомятся с новым разделом "И в шутку и всерьёз", его содержанием. Учатся определять  основные  цели  и   задачи.             ...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....

План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"

В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....