Мониторинг результативности логопедического сопровождения
методическая разработка по логопедии

Смирнова Людмила Васильевна

Мониторинг результативности логопедического сопровождения как средство повышения эффективности формирования и коррекции речи обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)Мониторинг результативности логопедического сопровождения как средство повышения эффективности формирования и коррекции речи обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

интеллектуальными нарушениями)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon smirnova_statya_23.05.18.doc276 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг результативности логопедического сопровождения как средство повышения эффективности формирования и коррекции речи обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

Смирнова Людмила Васильевна

                                                        учитель – логопед высшей категории      

Краевое государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Зеленогорская школа-интернат»

Аннотация.

В статье приводится  разработка алгоритма мониторинга по оценке предметных результатов и речи,  оценка и мониторинг результативности освоения логопедических программ, в целом логопедического сопровождения обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости. Для  целенаправленного планирования, и тем самым, повышения эффективности коррекционной работы по развитию речевых умений, необходима ежегодная диагностика речи и отслеживание динамики её формирования и развития.

Ключевые слова: диагностический инструментарий, критерии отслеживания, индикаторы диагностики, качественная и количественная оценка, математическая обработка результатов диагностики.

Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать базовые учебные действия, знания в процессе жизни и деятельности. Это осуществимо при личностно – ориентированном подходе в образовании и воспитании обучающихся с интеллектуальными нарушениями, для них является значимым формирование жизненных компетенций [8].

С этой целью для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости составляются специальные индивидуальные программы развития, в которых планируются возможные индивидуальные результаты по сформированности академических знаний (освоения программы по предметным областями, коррекционно – развивающим занятиям, курсам), личностных результатов – жизненных компетенций.

Для более чёткого и целенаправленного планирования, и тем самым, повышения эффективности коррекционной работы, в частности и  по развитию речевых умений, необходима ежегодная диагностика предметных умений и речи, отслеживание - мониторинг динамики формирования и развития предметных действий и речи.

Примерный алгоритм

разработки мониторинга по оценке предметных результатов и речи

Цель мониторинга: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности оцениваемых результатов у младших школьников в условиях реализации ФГОС О УО.

Задачи мониторинга:

  1.  Создать/разработать механизм сбора информации об уровне сформированности оцениваемых результатов;
  2. Разработать технологические карты и методики оценки уровня сформированности оцениваемых результатов;
  3. Формировать банк методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности оцениваемых результатов на ступени начального образования;
  4. Разработать и апробировать систему критериев и показателей уровня сформированности оцениваемых результатов у обучающихся на начальном уровне  образования.

АЛГОРИТМ:

  1. Разработка полного перечня критериев, индикаторов, исходя из

планируемых оцениваемых результатов обучения по каждой программе.

  1.   Разработка системы балльной оценки результатов, формулировка характеристики каждого балла.
  2. Разработка и формулировка уровня сформированности оцениваемых результатов, уровня освоения программы.
  3. Разработка процедуры оценки.
  4. Подбор диагностических материалов для проведения процедуры оценки – диагностический инструментарий.
  5. Проведение диагностики по планируемым оцениваемым результатам.
  6. Анализ полученных данных.
  7. Определение уровня освоения программы, динамики освоения программы, отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности планируемых оцениваемых результатов..
  8. Корректировка программы.

Этапы логопедической работы: диагностика, планирование, коррекция, мониторинг связаны и взаимообусловлены.

Речевые параметры, над формированием и развитием которых работает учитель -  логопед, явились критериями отслеживания (таблица 1). По каждому критерию сформулированы индикаторы, оценке подлежат индикаторы.

Полностью разработан диагностический инструментарий для диагностики речевых умений. При диагностике использовались следующие диагностические  методики (либо их элементы)  оценки состояния речевого развития: Безруковой О.А., Грибовой О.Е., Нищевой Н.В., Фотековой Т.А.[11, 9].

Оценка проводилась по 5 – бальной системе. Характеристика каждого балла приведена ниже. Также при диагностике проводился анализ сформированности учебных навыков – чтения и письма, по разработанным тестам, диктантам, контрольным срезам.        

 таблица 1  

Технологическая карта

«Средства мониторинга и оценки  динамики логопедического сопровождения»

обучающихся с  умственной отсталостью

Критерии оценивания      

Количество индикаторов в каждом критерии

Индикаторы оценивания

Баллы

N.- Сумма баллов/среднее число баллов - С.

∑.- Максимальное количество баллов

% от суммарных баллов

С*100%________

      ∑

уровень

1. Понимание обращённой речи.

Выполняет инструкции.

20

 Понимает обращённую фразу.

Понимает текста, прочитанный учителем.

Понимает логико-грамматических конструкции.

2. Звукопроизношение.

Разборчивость, понятность речи.

15

 Состояние моторики и статики артикуляционного аппарата.

 Нарушение звукопроизношения.

3. Фонематическое восприятие и представления

     

Повторяет слоговые цепочки..

25

Повторяет слова – паронимы.

 Повторяет фразы со словами – паронимами.

Находит картинки с заданным звуком.

Подбирает слова с заданным звуком.

4. Фонематический анализ и синтез

 Определяет наличие или отсутствие заданного звука.

30

Определяет первый ударный гласный звук в слове.

 Определяет первый согласный звук в слове.

  Определяет последний звук в слове.

 Осуществляет звукобуквенный  анализ слов.

Составляет слова из звуков.

Составляет слова из букв.

5. Слоговой  состав слов, анализ и синтез.

Делит слова на слоги.

10

 Составляет слова из слогов.

6. Словарь.

Понимает, использует

номинативный словарь.

35

Способен к обобщению.

Способен к исключению.

 Понимает, использует предикативный словарь.

 Понимает, использует

атрибутивный словарь.

 Подбирает антонимы.

 Образует названия детёнышей животных.

7.Грамматический строй речи.

Изменяет  существительные единственного и множественного числа в именительном падеже

70

Образует существительные единственного числа в родительном падеже  

Образует  существительные множественного числа в родительном падеже.

Образует существительные с уменьшительно - ласкательным суффиксом.

Образует относительные прилагательных.

Образует притяжательные прилагательных.

Образует качественные прилагательных.

Образует приставочные глаголы.

 Согласовывает существительные с числительными.

Согласовывает прилагательные с существительными.

Согласовывает слова во фразе (изменение слов по падежам).

Понимает смысл предлогов (выполнение действий по заданию).

8. Фразовая речь.

Составляет фразу по картинкам.

20

Составляет ответ на вопрос.

Составляет предложение из заданных слов.

 Определяет количество слов в предложении.

9. Связная речь.

Составляет рассказ по картинке.

20

Составляет рассказ по серии картинок.

 Пересказывает прослушанный текст (с опорой на картинку, без опоры на картинку).          

Пересказывает самостоятельно прочитанный текста (с опорой на картинку, без опоры на картинку).          

10. Зрительно-пространственные функции.

Состояние ручной моторики.

15

Ориентируется  в окружающем пространстве.

Ориентируется на листе бумаги.

11. Письмо.

Знает  буквы (называет, показывает).

55

Пишет на слух - диктант букв.

Пишет на слух - диктант слогов.

Пишет на слух - диктант слов.

Пишет на слух - диктант предложения.

Пишет на слух - диктант текста.

Списывает с печатного текста.

 Списывает с рукописного текста.

Сформированность связной письменной речи (5 класс – умеренная степень).

 Сформированность графо  - моторных навыков.

 Оценка темпа письма.

12.Чтение.

  Оценка технической стороны чтения.

10

Оценка смысловой стороны чтения.

Балльная оценка освоения речевых навыков детей с умеренной степенью умственной отсталости        

0 баллов – индикатор не формируется. Минимальная динамика в освоении критериев речи, действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним),  представления отсутствуют. Грубое полиморфное нарушение звукопроизношения, не формируется общеупотребительная речь.

1 балл –  обучающийся действует под руководством и/или по принуждению родителей и педагогов. Действие выполняется ребёнком со значительной обучающей помощью взрослого, «рука в руку», на уровне прямой подсказки. Невербальные представления сформированы на низком уровне. Грубые нарушения звуконаполняемости слов, моторного воспроизведения слов, речь непонятна для окружающих. Словарь формируется на невербальном уровне.  Активный словарный запас меньше по сравнению с пассивным словарём. Фразовая речь не формируется. Письмо – обводка, чтения нет.

2 балла - индикатор формируется, обучающийся принимает помощь. Трудности копирования Снижена способность воспринимать и понимать речь на слух. Действия выполняет с разными видами помощи, представления сформированы на уровне прямой подсказки. Есть нарушения звукопроизношения, но присутствует стабильная положительная динамика в постановке звуков, изолированном произношении, автоматизации в слогах, единичных словах. Спонтанная речь недостаточно разборчива. Имеются трудности в темпе речи. Речь малопонятна для окружающих. Трудности формирования фонематического восприятия, анализа и синтеза. Не сформирована способность к дифференциации фонем. Словарь формируется на невербальном уровне. Активный словарный запас равен пассивному словарю, снижен понятийный словарь. Фразовая речь не формируется. Не понимает логико – грамматических  конструкций. Письмо – обводка, слогослияния нет. Инструкцию удерживает с трудом.

3 балла - индикатор формируется, обучающийся может обращаться за помощью и принимать помощь.  Остаются трудности копирования. Отдельные действия может выполнять самостоятельно, но делает с ошибками, может выполнять по подражанию, ориентироваться на образец, знания и умения использует в практической деятельности с обучающей помощью. Остаются нарушения звукопроизношения, но формируется способность к самостоятельному правильному воспроизведению слов. Формируется способность к дифференциации фонем. Остаются трудности формирования фонематического восприятия, анализа и синтеза. Номинативный и предикативный словари формируются, трудности актуализации словаря. Активный словарный запас равен пассивному  словарю, остаются трудности понятийного словаря. Фразовая (простая фраза) речь формируется. Не понимает логико – грамматических  конструкций. Письмо – обводка, слогослияние формируется.  

4 балла – индикатор формируется, обучающийся проявляет интерес к оцениваемому параметру деятельности. Действия может выполнять самостоятельно,  но делает с ошибками. Представления сформированы на уровне  использования с косвенной подсказкой (изображения),  знания и умения использует в практической деятельности  с направляющей помощью. Звукопроизношение корригировано, фонематический анализ и синтез выполняет с направляющей помощью, но пытается выполнить  самостоятельно. Номинативный и предикативный словари формируются, актуализация словаря ещё затруднена. Активный словарный запас больше пассивного  словаря, остаются трудности понятийного словаря. Фразовая речь формируется, пользуется предложно – падежными конструкциями.  Понимает логико – грамматические  конструкции с направляющей помощью. Пишет с предварительным звукобуквенным анализом, либо самостоятельно, но с ошибками. Списывает с любого вида текстов, но объём речевого материала ещё ограничен. Читает слогами, словом, пересказ текста по вопросам. Имеются трудности чтения и понимания (пересказа) текстов, рассказывает только по вопросам. Связная речь не сформирована. Сформирована диалогическая речь.

5 баллов – индикатор достаточно сформирован, обучающийся способен переносить, применять знания и умения в новых жизненных ситуациях. Действия может выполнять самостоятельно,  представления сформированы на уровне  самостоятельного использования. Активный словарный запас равен или  меньше пассивного  словаря, сформирован  понятийный словарь на уровне интеллекта. Фразовая речь формируется, пользуется предложно – падежными конструкциями.  Понимает логико – грамматические  конструкции с направляющей помощью. Пишет на слух предложения, текст, списывает с любого вида текстов. Чтение сформировано, словами, понимание сформировано. Может пересказать текст, близко к тексту, ответить на вопросы, в тексте ориентируется. Сформирована самостоятельная спонтанная связная речь, составляет рассказ по картинке, по серии сюжетных картинок.

Математическая обработка результатов диагностики проводилась в соответствии с разработанным алгоритмом [ 8, 9 ].

  1. По каждому критерию подсчитываем максимальное, суммарное  количество баллов, исходя из количества индикаторов   -  ∑.
  2. Оцениваем каждого ребёнка, выставляем баллы по каждому индикатору. По каждому  критерию подсчитываем общее количество баллов, которое набрал ребёнок – N.
  3. Количество индикаторов в каждом критерии - D
  4. Делим суммарное количество баллов, которое набрал ребёнок, на количество индикаторов в каждом критерии  N : D =  С.
  5. Получаем среднее число баллов по каждому критерию – С.
  6. Находим, сколько % составляет  среднее число баллов по каждому критерию от суммарного количества баллов по каждому  критерию –К.        

К  =    С  ×100%     =    H %

                  ∑

У – уровень освоения программы считаем:

Находим среднее арифметическое: складываем все % - Н% и делим на количество критериев – F.

У (%)  =    Н%    

              F

Исходя из психофизических особенностей, возможностей ребёнка, на основании возможных планируемых  результатов, указанных в СИПР, сформулировали характеристики уровней овладения определённым критерием и в целом программой (таблица 2).

Показатели уровня освоения программы

                                                                                               Таблица 2

Критерии отслеживания

Уровни освоения программы

достаточный

Выше среднего

средний

низкий

 

низший

1.звукопроизношение

Звуки поставлены, автоматизированы, дальнейшая работа над дикцией

Изолированно звуки поставлены  все, автоматизируются медленно, работа над темпом речи, дыханием, интонационной выразитеьностью речи

Звуки поставлены не все, автоматизируются с трудом

Полиморфное

нарушение звукопроизношения, ставятся звуки раннего онтогенеза

Полиморфное

нарушение звукопроизношения, звуки не ставятся

2.фонематический анализ, синтез

Самостоятельно определяет последовательность звуков и букв,  оперирует с буквами

Звукобуквенный анализ по образцу, по аналогии

Звукобуквенный анализ с обучающей помощью, с прямой подсказкой.

Не формируется

Не формируется

3. словарь

Пассивный выше активного (номинативный и предикативный словарь)

Пассивный выше активного (номинативный и предикативный словари

Соотносит картинку со словом, развиваются ассоциации

Трудности развития импрессивной  речи, номинативный словарь ограничен

Не формируется.

Невербальные представления сформированы на низком уровне

4.грамматика, синтаксис

Доступно словоизменениесловообразование, в речи использует предлоги, понимает их значение.

Формируется словоизменение, словообразование, требуется обучающая и направляющая помощь

Пропуск слов в предложении, предлоги не использует, ошибки в употреблении и образовании глагольных форм

Грубые аграмматизмы, однословные предложения, неправильное расположение слов в предложении

Не показывает на картинках, не дифференцирует грамматические формы существительных

5. фразовая речь

Распространённая, самостоятельная фраза

Фраза простая, с аграмматизмами

Фразу строит с помощью,

выражается односложно,

  с аграмматизмами

Фразы нет, отдельные слова

Не использует визуальные средства обучения

Имитация, жесты

жест

Не понимает текста

Нет отдельных слов, нет  общеупотребительной речи.

Не использует визуальные средства обучения

6.способность ответить на вопрос

Самостоятельный ответ

С направляющей помощью

С прямой подсказкой, односложно. С обучающей и направляющей помощью

7.способность задать вопрос

Самостоятельный вопрос

С направляющей помощью

Однословно, жесты

Использует мимику, жесты, пиктограммы.

Не использует визуальные средства обучения

8. спонтанная просьба

Самостоятельная просьба

С подсказкой, обращение с адекватным словом

С прямой  подсказкой, обращение понятно только в определённой ситуации

Обращение с помощью мимики, жестов,

пиктограммы.

Не адекватная в общении, не понимает обращённое слово, учится понимать жесты

9. пересказ текста

Самостоятельный, но иногда с опорой на текст

Требуются вопросы, визуализация

Требуются вопросы, визуализация, прямая подсказка

Текст не понимает, не воспринимает, но может показать предметы на иллюстрациях к тексту

Нет понимания текста, понимания изображений

Для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости определили в % уровень освоения критерия и в целом программы.

- 0-20% низший уровень;

- 20-40% низкий уровень;

- 40-60% средний уровень;

- 60-80% выше среднего;

- 80-100% достаточный уровень.

Для  графического отображения мониторинга освоения речевых умений строим графики в программе Exsel,  показываем уровень освоения каждого критерия. Для примера приводим отслеживание речевых умений обучающейся с РАС, имеющую умеренную степень умственной отсталости.

(диаграмма 1).

диаграмма 1

Критерии мониторинга речевых умений

1.Понимание обращённой речи.

2.Звукопроизношение.

3.Фонематическое восприятие и представления

4.Фонематический анализ и синтез.

5. Слоговой  состав слов, анализ и синтез.

6. Словарь.

7.Грамматический строй речи.

8. Фразовая речь.

9. Связная речь.

10. Зрительно-пространственные функции.

11. Письмо.

12.Чтение.

 

На основании анализа полученных результатов, которые регистрируются каждый учебный год после проведённой  диагностики в «Оценочном листе» (таблица 1), графически отображается на графиках, можно сделать следующие выводы:

  1. Базовый уровень речевых умений этого ребёнка в 1 классе соответствовал низшему уровню, многие отслеживаемые критерии получили оценку в «0» баллов, что отображается на графике за 1 класс.
  2. На конец 3 класса по многим критериям оценки произошла положительная стабильная динамика. Особенно улучшилось звукопроизношение, стал формироваться фонематический анализ и синтез, звукобуквенный анализ и синтез. Остаются трудности воспроизведения слов со сложной слоговой структурой.
  3. Существует незначительная положительная динамика в формировании словаря, грамматического строя речи, фразовой речи. Большие трудности ребёнок испытывает в формировании связной устной речи, способности к целенаправленному спонтанному выказыванию, в формировании планирующей функции речи.
  4. Сформировалось послоговое чтение, достаточный уровень технической стороны чтения. Недостаточно сформирована смысловая сторона чтения – ребёнок самостоятельно не понимает смысла текста, не может составить рассказ, отвечает на вопросы по тексту односложно. Для этого требуются иллюстрации к тексту, направляющая помощь.
  5. Рассказ по картинке, по серии сюжетных картинок требует разного вида помощи, т.е. фразовая и связная устная речь требует дальнейшего формирования.
  6. Письмо требует дальнейшего формирования и развития, т.к. ребёнок только научился копировать слоги, слова, предложения. Необходимо  автоматизировать умение письма на слух (выделение последовательности звуков и букв в словах, понятие о предложении), сформировать соотнесение звука и буквы на письме.
  7. Уровень освоение логопедической программы данным ребёнком  составляет 65 %, что соответствует среднему уровню освоения логопедической программы.

Планирование коррекционной работы на следующий учебный год будет направлено на формирование всех компонентов речи, но произойдёт корректировка логопедической программы,  особое внимание будет уделено применению приёмов работы над формированием фразовой и связной устной речи.

Подобная оценка и мониторинг речевых умений проводится в конце  каждого учебного года. Диагностика и мониторинг речевых умений осуществляется для каждого ребёнка, с учётом индивидуальных возможностей. Учитывается оказание разного вида помощи, темп деятельности, принятие помощи.  

Проведение мониторинга речевых умений положительно сказывается на эффективности коррекционной работы. Конкретизируются направления логопедического воздействия: применяются определённые приёмы работы, направленные на устранение и компенсацию недостатков в речевом развитии.   Математическая обработка полученных результатов позволяет накопить статистические данные о ходе формирования и развития речи у обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости. Результаты мониторинга позволяют получать объективную информацию о ходе формирования и развития речи, вовремя информировать родителей и всех участников логопедического  воздействия.  

Литература.

  1. Азова О.И. Диагностика и коррекция письменной речи у младших школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2013.- 64с.
  2. Безрукова О.А. , Калинкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. М., изд – во «Пресс», 2010.
  3. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие/ О.Е. Грибова.-2-е изд.-М.:Айрис – пресс, 2007.-96с.-(Библиотека логопеда- практика).
  4. Калягин В.А. , Овчинникова Т.С. Психолого – педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений.-СПб.: КАРО, 2005.-288с.
  5. Калягин В.А. , Овчинникова Т.С . Энциклопедия методов психолого – педагогической диагностики лиц с нарушением речи: Практикум.- СПб.: КАРО, 2010.-432с.
  6. Мамаева А.В. Составление рабочих программ по предметам для работы с учащимися с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Красноярск, 2013.
  7. Москвина А.В., Труфанова Е.Н., Суслова Н.М. Диагностика младших школьников с нарушением интеллекта : учебно – методическое пособие / Мин-во образования и науки РФ, Федер. агентство по образованию, Оренб. гос. пед. ун-т. – Оренбург : Изд-в ОГПУ, 2008.
  8. Нищева Н.В. Критерии оценки состояния речевого развития ребенка с ТНР. СПб.: КАРО, 2006.
  9. Худенко Е.Д. Критерии оценки состояния речевого развития ребенка с ТНР. М., изд – во «Пресс», 2001.
  10. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М., изд – во «Пресс»,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое сопровождение будущих первоклассников.

Выступление на педагогическом совете учителя-логопеда Муравьевой Т.И. Тема : "Преемственность начальной школы и детского сада"....

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов,способствующая повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала детьми-логопатами

В материале содержится информация об эффективности взаимосвязи в работе учителя-логопеда и учителя начальной школы в лучшем усвоении учебного материала детей-логопатов....

Мониторинг результативности воспитательной работы в классе

В материале представлены диаграммы промежуточного и итогового мониторинга реализации программы "Ступеньки познания"...

Формирование здоровьесберегающего поведения обучающихся через проведение физкультминуток и мониторинг результативности

Сотрудники дошкольных учреждений проводят выбор обучающих программ преимущественно по конъюнктурным соображениям (следуя за пожеланиямиродителей), не учитывая при этом психологических возможностей воз...

Мониторинг результативности учащихся по программе дополнительного образования "Чудесное тесто"

Мониторинг результативности учащихся по программе дополнительного образования...

Взаимодействие в работе учителя логопеда и учителя начальных классов, способствующее повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала детьми-логопатами

Поступающие в 1 класс дети имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения. Чтобы работа учителя-лого...