Главные вкладки

    Формирование здоровьесберегающего поведения обучающихся через проведение физкультминуток и мониторинг результативности
    материал на тему

    Карташова Ирина Петровна

    Сотрудники дошкольных учреждений проводят выбор обучающих программ преимущественно по конъюнктурным соображениям (следуя за пожеланиями
    родителей), не учитывая при этом психологических возможностей возраста и не проводя соответствующей разъяснительной работы с семьей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dvizhenie_pomozhet_obucheniyu.doc50 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование здоровьесберегающего поведения обучающихся через проведение физкультминуток и мониторинг результативности

    Дайте ребенку и он вознаградит
    минутами живого минут живого
    их использовать, больше целой
    нарушениями... немного подвигаться,
    вас снова десятью внимания, а десять
    внимания, когда вы смогли дадут вам в результате недели полусонных занятий.
    К.Д. Ушинский

            

             Сотрудники дошкольных учреждений проводят выбор обучающих программ преимущественно по конъюнктурным соображениям (следуя за пожеланиями
    родителей), не учитывая при этом психологических возможностей возраста и не проводя соответствующей разъяснительной работы с семьей. Это ведет к тому, что условия для нарушения состояния здоровья создаются еще до поступления в школу, и сегодня 20% первоклассников – дети с ограничными Снижение двигательной активности, отмечающееся уже в дошкольном детстве, продолжается в начальной школе. Это связано со следующими обстоятельствами:
    Во-первых, в школах нарушается максимально допустимая нагрузка для учащихся: например, завышается объем домашнего задания. Во-вторых, в школе преобладают так называемые сидячие занятия. Мало двигаются – много болеют... В-третьих, в последние годы начинает прослеживаться зависимость между видом школы и здоровьем школьников: чем выше статус образовательного учреждения (гимназия, лицей, школа с углубленным изучением предметов), тем больше
    проблем со здоровьем».Дети очень устают, слабеет зрение, болит позвоночник, и без того неважное здоровье ухудшается еще больше. Принцип «Не навреди!» должен стать основополагающим в работе не только врачей, но и педагогов. Поэтому одной из важнейших задач школы является сохранение и укрепление здоровья учащихся с момента их поступления и до момента выпуска. Каждый учитель должен создать на уроке условия, которые не только позволят
    успешно усваивать учебный материал, но
     и сохранят и улучшат здоровье учеников,
    так как в настоящее время здоровый образ жизни является модной тенденцией.
    Одним из обязательных условий организации урока, перемены, группы продленного дня являются физкультминутки. Что же такое физкультминутка? Какова цель ее проведения на уроке? В какой форме они проводятся и какими бывают?

    Физкультминутка – это один из этапов урока. Самый кратковременный, но наиболее эффективный. Физкультминутка тесно связана с темой занятий и является
    переходным мостиком от одной части занятия к следующей.
    Цель физкультминутки – обеспечение кратковременного активного отдыха и повышение умственной работоспособности

    Основные задачи физкультминутки:
     снимать усталость и напряжение;
     вносить эмоциональный заряд;
     совершенствовать общую моторику;
     вырабатывать четкие координированные
    действия во взаимосвязи с речью;
     развивать сенсорные и моторные функции;
     развивать интеллектуальные функции: мышление, память, воображение, восприятие, внимание, ориентировку в пространстве и во времени;
     развивать эмоционально-волевую сферу и
    игровую деятельность;
     формировать черты гармоничной и незакомплексованной  личности: дружбу, уважение и самоуважение, оценку и самооценку.

    В современной педагогике предлагаются различные формы проведения физкультминуток.Она может быть направлена на развитие общефизического состояния и пройти:
     как проговаривание рифмовок;
     как пальчиковая гимнастика;
     как психофизическая гимнастика;
     как подвижная игра или имитация трудовых
    действий;
     как произношение чистоговорок.
    Виды физкульминуток:
     упражнения для снятия общего или локального утомления;
     упражнения для кистей рук;
     гимнастика для глаз;
     гимнастика для слуха;
     упражнения, корректирующие осанку;
     дыхательная гимнастика;
     психофизическая гимнастика.
    Вышеперечисленные виды физкультминуток являются традиционными. Каждый учитель
    в своей работе использует тот вид физкультминутки, который является наиболее популярным среди детей конкретного класса. Мы используем в 1–2-х классах
    физкультминутки двигательноречевого характера: комплексы
    общеобразовательных упражнений, гимнастики для глаз, для пальцев рук, упражнения на релаксацию. В 3–4-
    х классах физкультминутки проводим под популярные детские мелодии или классическую музыку. Все проводят физкультминутки – кто регулярно, кто от случая к случаю, но мало кто задумывается о результатах. Мы решили обратиться за помощью к сотрудникам нашего лицея – к медицинскому работнику Г.Т. Файзуллиной и психологу А.К. Бикметовой. Проводя ежегодно
    в начале и в конце курса обучения комплексные исследования, они совместно с коллегами получили следующие результаты:
     

     Точка зрения психолога Ни для кого не секрет, что иногда результаты обучения способствуют формированию школьных стрессов, которые, накапливаясь, губительно
    действуют на ребенка. У него пропадает желание учиться, он становится злым и агрессивным, так как его учебные результаты не удовлетворяют родителей,
    педагогов и его самого. Окружающий мир, которому он радовался, перестает быть
     ля него интересным и занимательным. Маленький человек закрывается и отгораживается ото всех, оставаясь наедине со своими проблемами. Двигательные физкультминутки
    дают возможность «выпустить пар», разрядиться, снять негативные эмоции,
    переключиться, а затем с новыми душевными силами взяться за трудное дело – учение.
    Обучающиеся, принявшие участие в опросе: «Физкультминутки на уроках помогают или мешают?» – ответили:  помогают преодолевать сонливость и однообразие – 35%;
    повышают работоспособность – 30%;
    создают хорошее настроение – 20%;
     способствуют общению – 6%;
     мешают уроку – 5%;
     ограничивают время урока – 4%.

    На вопрос: «Какие изменения в твоей учебной деятельности произошли после регулярного проведения физкультминуток?» – даны ответы:
     перестали ждать перемену – 25%;
     уроки проходят быстрее – 20%;
     уроки стали интереснее – 27%;
     улучшились учебные результаты – 11%;
     повысилась активность на уроке – 10%;
     изменились взаимоотношения с учителями – 6%.
    Вывод: двигательные и релаксационные моменты в течение урока благотворно влияют на здоровье учащихся и учителей.

    Т очка зрения медицинского работника
    Специальными исследованиями выявлено, что у учащихся, заканчивающих занятие
    с сильным и выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма – десинхроноз, являющийся основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, мы будем способствовать здоровьесбережению. Исследование проводилось в течение двух лет. В начале учебного года и далее по полугодиям в карте наблюдения
    фиксировалось поведение ребенка в школе. (См. Карту наблюдения.)
    Вывод: двигательные и релаксационные моменты в течение урока благотворно влияют на здоровье учащихся и учителей.

    Точка зрения учителя начальных классов
    Результаты наблюдений в течение года:
     увеличился объем выполняемых работ на уроке – 10%;
     улучшились учебные результаты – 10%;
     повысилась активность на уроке – 10%;
     изменились отношения с одноклассниками –15%;
     учиться стало интереснее – 15%.
    Вывод: двигательные и релаксационные моменты в течение урока благотворно влияют на здоровье учащихся и учителей.
    Наблюдения показывают, что использование физкультминутки позволяют учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрывать свои творческие способности, а учителю – эффективно проводить профилактику асоциального поведения. А теперь перейдем к положительным и отрицательным сторона физкультминуток.

    Положительные стороны

     Снятие эмоционального и физического напряжения;

     снижение заболеваемости;

     повышение качества обучения, восстановление умственной работоспособности;

     связка частей занятий;

     сплочение коллектива;

     повышение самооценки;

     воспитание волевых качеств;

     обеспечение активного отдыха;

     переключение внимания с одного вида деятельности на другой;

     обучение видению окружающего мира и себя в этом мире;

     лечебно-оздоровительное влияние (нормализация нарушенной деятельности отдельных органов и функциональных систем).

    Отрицательные стороны

     Отсутствие учета возрастных особенностей познавательной деятельности;

     подбор упражнений без учета вида деятельности на данном уроке;

     несоблюдение санитарно-технических норм;

     увеличение или уменьшение продолжительности упражнений (без принятия во внимание степени утомления);

     неправильное выполнение упражнений.

    Необходимо так организовать режим труда и отдыха детей, чтобы сохранить работоспособность на весь период занятия, отодвинуть утомление и избежать

    переутомления. Процесс восстановления сил ученика можно представить следующим образом:

    1. Цель: восстановление физических и духовных сил.

    2. Средство достижения: физкультминутка.

    3. Конечный результат: восстановление физических и духовных сил ученика.

    Уверены,  что приведенный статистический материал убедит педагогов в регулярном использовании физкультминуток. Главное – помнить: одним из основополагающих аспектов урока является сохранение здоровья учеников. Берегите здоровье ребят и про

    себя не забывайте!  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование законопослушного поведения несовершеннолетних через реализацию программ урочной и внеурочной деятельности

    В статье представлен опыт работы школы за 3 года по гражданско - праавовому направлению...

    формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную деятельность

    Представленные рекомендации по практическому применению проектного метода в начальной школе раскрывают  требования к проектной деятельности обучающихся, условия организации,   структуру...

    "Формирование здоровьесберегающей среды обучающихся посредством физкультурно - оздоровительных мероприятий"

    Обобщение пед. опыта по воспитательной работе.Теория и презентация "Формирование здоровьесберегающей среды обучающихся посредством физкультурно - оздоровительных мероприятий"...

    Доклад на педагогическим совете: Формирование правовой культуры обучающихся через внеурочную деятельность.

    Формирование правовой культуры обучающихся через внеурочную деятельность....

    Формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную деятельность

    Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования...

    Рабочая программа коррекционного курса "Формирование коммуникативного поведения" обучающихся с РАС (вариант 8.2)

    Программа коррекционно-развивающего курса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи детям с РАС в освоении основной образова...

    Рабочая программа коррекционного курса "Развитие познавательной сферы и формирование коммуникативного поведения" обучающихся с РАС (вариант 8.4)

    Программа коррекционно-развивающего курса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи детям с РАС в освоении основной образова...