Главные вкладки

    Совместная работа логопеда и учителя по коррекции дисграфии
    консультация по логопедии

    Некрасова Кира Александровна

    К сожалению, в последнее время специалисты констатируют значительный рост числа детей, испытывающих затруднения в процессе обучения.
    чем же обусловлены эти затруднения?  Неустойчивость внимания, недостаточная переключаемость, страдают все виды памяти, для восприятия характерны замедленность, недостаточная целенаправленность. Особую трудность у учащихся рассматриваемой категории вызывает выполнение заданий, требующих словесно-логического мышления, установления различной сложности причинно-следственных связей, построения программы событий. Операции анализа и синтеза у учащихся данной категории слабо сформированы. Ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем мире, низкий уровень мотивации, познавательной активности. Такие дети испытывают трудности при самостоятельном планировании собственной деятельности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

    ЗАВОДОУКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ЗАВОДОУКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

    «ЗАВОДОУКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

    (МАОУ «СОШ №2»)

    Выступление по теме: «Совместная работа учителя и логопеда по коррекции дисграфии и дисорфографии на уроках русского языка в начальных классах»

    Учитель-логопед Некрасова Кира Александровна

    Заводоуковск

    2019 г.

    К сожалению, в последнее время специалисты констатируют значительный рост числа детей, испытывающих затруднения в процессе обучения.
    чем же обусловлены эти затруднения?  Неустойчивость внимания, недостаточная переключаемость, страдают все виды памяти, для восприятия характерны замедленность, недостаточная целенаправленность. Особую трудность у учащихся рассматриваемой категории вызывает выполнение заданий, требующих словесно-логического мышления, установления различной сложности причинно-следственных связей, построения программы событий. Операции анализа и синтеза у учащихся данной категории слабо сформированы. Ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем мире, низкий уровень мотивации, познавательной активности. Такие дети испытывают трудности при самостоятельном планировании собственной деятельности.

    У большинства детей младшего школьного возраста, с которыми нам приходится работать в силу своих психофизиологических особенностей, не сформированы предпосылки к овладению письмом, что является, причиной  возникновения дисграфии, а в дальнейшем и дизорфографии.  

    Симптоматика этого нарушения характеризуется большим количеством специфических ошибок. Но не все ошибки относятся к дисграфическим. Давайте разберёмся, какие ошибки относятся именно к дисграфии:

    Ошибки, обусловленные несформированностью фонематического слуха:

    1. смешение парных гласных: яма – яама, ёжик – ожик;

    2. смешение звонких и глухих: собака – сопага;

    3. смешение свистящих и шипящих: сушки – шушки, цапля – сапля;

    4. неумение обозначать мягкость согласных: мяч – мач, банька – банка, ель – ел.

    Ошибки, обусловлкенные несформированностью фонематического восприятия и связанного с ним языкового анализа и синтеза:

    1. пропуск гласных букв в слове: упала – упла;
    2. пропуск согласных букв, особенно при стечении согласныхстол – сол;
    3. перестановка букв в слове: клюква – клювка;
    4. перестановка слогов: паровоз – павороз;
    5. выпадение слогов: бабочка – бачка;
    6. наращивание слов лишними буквами или слогами: поют – поеют, клюква – клюкиква;
    7. не дописывание букв или слогов: растёт – расте, молоко – моло;
    8. искажение слов: коньки – куни;
    9. слитное написание слов и их произвольное деление: висит на ветке – виситнавет ки;
    10. слитное написание предлогов и раздельное – приставок: за ехали вгараж.

    Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

    1. неумение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже: весёлый дети, жёлтых листья;
    2. неумение согласовывать существительные с числительными в числе: три красная яблоки;
    3. неправильный выбор падежной формы существительных в словосочетании с глаголом: катались на санки;
    4. замена префиксов или суффиксов: захлестнула – нахлестнула, козлята – козлёнки, поливает пожар;
    5. изменение падежа местоимений: около него – «около ним»;
    6. пропуск членов предложения: С деревьев жёлтые листья;
    7. нарушение последовательности слов в предложении: Дети на санки катались;
    8. неумение определить границы предложения: Жили-были сестра и брат они любили читать. Сказки.;
    9. в связной письменной речи последовательность предложений не всегда    соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются
    10. смысловые и грамматические связи между отдельными предложениями.

    Оптическое смешение букв, сходных по написанию, обусловленное недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза; пространственных представлений:

    1. состоящие из одинаковых элементов, но равнорасположенных в пространстве: в – д;
    2. включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами: и – ш, п – т, х – ж, л – м;
    3. пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент: лук – ук;
    4. лишние неправильно расположенные элементы: бятем, демка.

    Работа по преодолению дисграфических ошибок является частью коррекционно-разивающего обучения, которое должно осуществляться группой специалистов: логопедом, психологом, психиатром и учителем. 
    Программы коррекционно-развивающего обучения утверждены, но учебно-методических комплектов, обеспечивающих реализацию этого обучения в соответствии с этими программами нет. А учителю начальных классов, которому в своей работе часто приходится сталкиваться с различными вариантами нарушения письма,  традиционных методов воздействия недостаточно.

    В коррекционной работе с такими детьми на уроках русского языка мы предлагаем использовать упражнения из копилки логопедов и психологов, направленные на активизацию познавательных процессов (памяти, внимания, мышления), на совершенствование языковых способностей.

    Предлагаем вам некоторые упражнения из нашей практики, которые можно использовать в своей работе по коррекции дисграфии и дизорфографии на уроках русского языка.

    Упражнение 1.

    Если ребёнок пропускает буквы, проводите «волшебные диктанты», в которых слова пишутся не буквами, а чёрточками: каждая буква – чёрточка.

    Упражнение 2.

    Ребёнок не дописывает окончания? Поможет такой же диктант, но окончания пусть пишет буквами: например, «здоровый» - «- - - - - - ый».

    Упражнение 3.

    В случае если ребёнок путает буквы, надо создать их устойчивый образ. Посоветуйте родителям вырезать с ним алфавит из бархатной бумаги, скрутить буквы из проволоки, слепить из пластилина, а затем пусть он с закрытыми глазами угадывает их на ощупь. Можно писать буквы в воздухе, на спине. А если занятия родителей будут идти параллельно со снижением требований по технике чтения – эффект обеспечен!

    Упражнение 4.  «Слова-картинки»

    Предложите придумать и нарисовать картинки, в которых акцент сделан на проблемных буквах: например, «корова» - корова с глазами в виде букв о, «интеллигент» - рожица, у которой в каждом глазу по букве л.

    Упражнение 5.

    После каждых 20 минут занятий делайте небольшую паузу: пусть в младших классах это будут игровые дыхательные или двигательные упражнения, в старших – 2 минуты на что-то весёлое из истории предмета.

    Упражнение 6.

    Игра «Отгадай слово»

    Можно придумать различные варианты игры.

    СЛОН

    ТРАКТОР

    РАДИО

    АСТРА

    УДОЧКА

    СЫР

    (составить слово по первым звукам данных слов)

    С

    Т

    Р

    А

    У

    С

    СПУТНИК

    БАНКА

    ТВОРОГ

    КЛЮЧ

    ЛИМОН

    ГНОМ

    (составить слово по вторым звукам данных слов)

    П

    А

    В

    Л

    И

    Н

    ЦЕПЬ

    УЛИТКА

    САНКИ

    ТИГР

    КОВЁР

    КНИГА

    САНКИ

    (составить слово по третьим звукам данных слов)

    П

    И

    Н

    Г

    В

    И

    Н

    Упражнение 7. Игра «Повторяй за мной» (развитие внимания)

    Под любую считалку ведущий ритмично выполняет простые движения, например, хлопает в ладоши или по коленям, топает ногой, кивает головой. Дети повторяют его движения. Неожиданно  ведущий меняет движение, и тот, кто вовремя не заметил этого и не сменил движения, выбывает из игры.

    Упражнение  8.

    Игра «Оркестр» (развитие активного внимания)

    Выбирается  ведущий. Он находится в центре круга. Каждый из детей выбирает себе какое-нибудь слово и по команде начинает произносить его одновременно со всеми без остановки, пока ведущий не скажет «Стоп!». Задача ведущего -  услышать и запомнить все произнесенные слова и повторить их.

    Упражнение 9.

    Графический диктант. Можно проводить с целью дифференциации смешиваемых звуков, которые ребенок должен выделить из насыщенного звукового ряда: слово, фраза, текст.
    Перед детьми ставится задача: определить по слуху только изучаемые звуки, например, звонкий [з] и глухой  [с]. Слова, не содержащие указанных звуков, при записи обозначаются прочерком; содержащие один из звуков, обозначаются одной соответствующей буквой. 

    Предложение: «В сосновом лесу смолистый запах» - будет выглядеть так: 
    «- сс с сс з».

    Упражнение 10

    Игра «Иностранные слова».

    Детям предъявляются карточки «родога», «камош», «монли», и задание в стихотворной форме:

    Даны слова вам странные,

    Почти как иностранные.

    На них вы посмотрите

    И переведите! (Дорога, мошка, лимон.)

    Упражнение  11

    Игра «Внимательные глазки».

    Детям предъявляется запись на доске или на карточке фрфефчфкфаф и задание:

    С этим словом что-то сталось,

    Буква лишняя закралась.

    Эту букву отними,

    Слово ты освободи! ( Речка.)

    Как мы убедились на своём опыте, применение знаний логопедов и психологов на уроках русского языка даёт положительный эффект в работе по преодолению нарушений письма, поэтому мы предлагаем использовать такие упражнения другим педагогам.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Совместная работа семьи и учителя для создания условий для успешной адаптации первоклассников к школе.

    из опыта организации межпредметного модуля введения в школьную жизнь "В школу с радостью"...

    Доклад Коптевой Т.И. "Совместная работа родителей и учителя по формированию портфеля достижений обучающихся"

    Большинство родителей, будучи уверенными, что портфель достижений обязательно поможет при поступл...

    Направления и содержание совместной работы учителя-логопеда и учителя начальных классов по коррекции нарушения письменной речи.

    Данный материал предназначен для учителей начальных классов и учителей-логопедов, работающих с обучающимися начальной школы и содержит материал о направлениях и формах взаимодействия педагогов. Презен...

    Технологическая карта совместного урока логопеда и учителя по теме "Части речи. Обобщение. 2 класс"

    Конспект совместного занятия логопеда и учителя по изученной теме. Разработана карта урока. Учащиеся, выполняя задания, самостоятельно оценивают свою работу.Лексическая тема: по сказке А.Н. Толстого ...

    Миогимнастика в работе логопеда, как нетрадиционная техника коррекции речи.

    МИОГИМНАСТИКА – это гимнастика для недостаточно или неправильно функционирующих групп жевательных и мимических мышц, разработанная ортодонтами в целях формирования и нормализации функций мышц че...

    Проект "Читаем вместе" для совместной работы логопеда и родителей

    В логопедической работе необходима совместная работа учителя - логопеда, родителей и школьников. Для этого был создан данный проект....