Совместная работа семьи и учителя для создания условий для успешной адаптации первоклассников к школе.
методическая разработка (1 класс) по теме
из опыта организации межпредметного модуля введения в школьную жизнь "В школу с радостью"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_shkolu_s_radostyu.docx | 1000.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместная работа семьи и учителя
по созданию условий для успешной адаптации первоклассников к школе.
Не дети должны быть подготовлены к школе,
а школа должна быть готова учить,
развивать и любить самых разных детей,
принимать и понимать их такими,
какие они есть, и помогать их личностному росту.
Цукерман Г.А.
Прозвенел в очередной раз Первый звонок, и 25 пар любопытных глаз вновь смотрят на тебя в ожидании чего-то нового и неизвестного.
А также смотрят на учителя и глаза мам и пап, бабушек и дедушек, в которых читаешь вопросы: как же будет учиться наш малыш? Как сложатся у него взаимоотношения с одноклассниками, учителем? Будет ли он успешен? А комфортно ли будет моему чаду в стенах школы? И множество как? И множество почему? Родители первоклассников – это особые родители. Ведь у них в семье произошло очень важное событие – ребёнок пошёл в школу! Родители, зачастую волнуются больше, чем их собственный ребёнок.
Главная задача учителя на данном этапе – создать условия для активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, мобилизовать их на плодотворное взаимодействие по созданию благоприятных условий пребывания детей в школе. Прежде всего необходимо родителей настроить на новый режим жизни семьи. На первом организационном собрании рассказываю родителям о том, что первые две недели для детей проводится модуль введения в школьную жизнь «В школу с радостью», целью которого является создание условий для успешной, безболезненной адаптации детей к школьному обучению. За основу я взяла программу введения в школьную жизнь автора Г. Цукерман, модифицировала её под условия школы. Каждому родителю подготовила первый выпуск классной газеты «Переменка». (Уже несколько лет практикую выпуск классной газеты, которую в первый год издаю сама в содружестве с родителями, а со второго класса подключаю детей). В этом номере родители смогли прочитать задачи данного курса, темы занятий, содержание игр. А также - задание для родителей на эти две недели.
С самого первого дня начали мы с детьми при помощи родителей создавать нашу первую книгу «В школу с радостью». Дети диктовали, как прошёл их день, родители старательно записывали, затем всей семьёй оформляли лист: рисовали, клеили фотографии, делали аппликации. А на следующий день листы вывешивались на всеобщее восхищение. Родители и дети имели возможность обменяться впечатлениями друг с другом, узнать о том, как проходят выходные дни в семьях, какие законы классного коллектива каждый день принимали мы с ребятами. Изо дня в день книга становилась всё толще и толще. Кроме записей, в ней было много рисунков, фотографий, коллажей.
Идея книги, предложенная Г. Цукерман имела огромный воспитательный потенциал. Во-первых, родители волей-неволей становились активными участниками учебно-воспитательного процесса: им приходилось вместе с ребёнком выполнять задания. Во-вторых, родители демонстрировали интерес к школьным делам ребёнка: чтобы оформить лист, необходимо расспросить и выслушать, затем записать и оформить. А для ребёнка очень важно, чтобы его поддержали в начале пути, и поддержка эта должна исходить от самых близких людей – родителей. В третьих, каждый мог получить огромный опыт по созданию книги. Ведь каждый лист книги не был похож на другой. Все листы были оригинальны. И с каждым днём они становились краше, эстетичней, аккуратней. Взаимовосхищение сделало своё дело!
Немаловажную роль в воспитании элементарных навыков вежливости, аккуратности, бережливости, правил этикета сыграли Ордена. Учащиеся знали, что в конце каждого дня самые отличившиеся получат Орден. Обвернули свою первую книгу Азбуку – получили Орден «Бережливости», в последствии уже отпала необходимость беседы о том, что книги и тетради должны быть в обложках. Научились со звонком стоять у парты – получили Орден Звонка, научились правильно поднимать руку, звать учителя при помощи поднятой руки – получили Орден поднятой руки. И так, в течение двух недель детям вручались: Орден Аккуратности, Орден Дружбы, Орден сотрудничества, Орден вежливости, Орден Всезнайки, но самый главный Орден был вручен в последний день модуля – Орден Настоящего ученика.
Когда пришло время подвести итоги проведения первого модуля, родители были приглашены на собрание, которое имело аналогичное модулю название «В школу с радостью».
Каждому родителю при входе в класс я вручала Орден пунктуальности. Это был первый Орден для родителей. И взрослые люди начали переживать те же эмоции, что и их дети. Двое родителей пришли позже назначенного времени и им Орден не был вручен. В очередной раз Орден сыграл свою воспитательную роль – на следующее собрание ни один не опоздал!
Собрание началось со знакомства родителей друг с друга. Родителям была предложена та же игра, что и детям в первый день – «Именной паровозик».
Из родителей выбирается ведущий-паровозик. Он подходил к первому родителю и говорил: «Привет! Я Оксана – мама Санина Вовы!», другой отвечал: «Привет! А я –Валерий – папа Кристины Зверевой!» Валерий вставал, «цеплялся» за паровозик и они вместе передвигались к следующему родителю. Таким образом, все по средствам игры познакомились друг с другом: весело и непринуждённо, получив массу положительных эмоций.
Следующий этап собрания – работа в группах. Задания группам:
- Из названий продуктов или блюд составить рецепт «Здорового завтрака, обеда» и рецепт «Вредного для здоровья первоклассника завтрака, обеда».
чипсы | сникерс | каша | Бутерброд с маслом и сыром | кола |
Какао | суп | гамбургер | компот | Котлета с пюре |
- Составить режим дня первоклассника. На будильниках написать время, на карточках – режимные моменты.
подъём завтрак
- Составить кластер «Идеальный родитель»
Затем состоялась презентация работ групп и беседа о здоровом питании, режиме дня первоклассника и о поддержке и помощи родителей в трудном для детей деле – начале обучения в школе.
Затем было предложено следующее задание: придумать как можно больше вариантов семейного отдыха для проекта «Портфолио выходного дня».
В результате работы родительского собрания мы решили запустить два проекта: «Портфолио выходного дня» и «Домашняя мастерская»
«Портфолио выходного дня»
- Портфолио выходного дня - это общее дело, которое сплачивает семью и способствует решению многих проблем современного института семьи.
- Портфолио выходного дня – это наш первый семейный долгосрочный проект, увлекательная работа для детей и их родителей, технология индивидуально-личностного развития младшего школьника.
- Данный проект играет важную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании ребёнка
- Совместная работа над созданием семейного портфолио выходного дня детей и родителей способствует:
- проявлению своей индивидуальности и умению работать в команде;
- раскрытию творческого потенциала детей;
- формированию у них адекватной самооценки и собственной мировоззренческой позиции, основанной на проживании своего опыта, понимании и принятии уникальности опыта другого человека;
- созданию условий для взаимодействия родителей и детей;
- укреплению семейных ценностей и традиций семьи, возвращению к ее историческим корням.
- Портфолио выходного дня можно оформлять в виде газеты, коллажа, электронной презентации, фоторепортажа, видеосюжета, рисунка и др.
«Домашняя мастерская»
- Домашняя мастерская – это общее дело, которое позволяет распространять опыт семейного творчества.
- По средствам домашней мастерской родители вместе с детьми могут поделиться уникальными самоделками и научиться у других делать интересные вещи.
- Каждая семья делает видеоролик на 7-10 минут, в котором рассказывает о технологии изготовления поделки. Ролик размещает на своей страничке в
дневнике ру.
- Главное условие – совместный труд ребёнка и родителей.
- Преимущества проекта – получение ценнейшего опыта сотрудничества в семье, обмен опыта семейного воспитания.
За работу на данном собрании каждая мама или папа получили Орден «Мудрый родитель», как признание их мудрости, компетентности в воспитании ребёнка.
Подводя итог, хочется отметить, что в течение двух недель работы модуля введения в школьную жизнь дети и родители получили огромный опыт взаимодействия. «Не обучив общению и сотрудничеству, мы не научим детей учиться, ибо первая ступень этого умения предполагает способность компенсировать собственную неумелость, некомпетентность вовсе не с помощью книг (это удел подростков), а с помощью других людей: учителя, родителей, одноклассников. Для ребенка 6-7 лет умение учиться — это прежде всего умение включаться и инициировать специфическое учебное сотрудничество». (Г.Цукерман)
Литература и источники:
Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни - М.: Московский центр качества образования, 2010.-120 с. Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова.
http://umnyshka.ucoz.ru/news/portfolio_vykhodnogo_dnja/2013-01-12-31
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Условия успешной адаптации первоклассника к школе
Для сохранение физического, психического и социального здоровья детей необходимо правильно организовать школьную жизнь первоклассника....
Создание условий для успешной адаптации воспитанников подготовительного и первого классов
Описывается методика для адаптации детей к обучению в подготовительном и первом классе....
Условия успешной адаптации первоклассников в школе
Лекция для учителей...
Презентация для родительского собрания "Условия успешной адаптации первоклассников в школе""
В презентации представленые конкретные рекомендации родителям по взаимодействию с детьми в период их адаптации к условиям школьного обучения...
Ваш ребенок идет в школу «УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ»
laquo;Адаптация»- термин ввел А.Уберт (немецкий психолог), «adaptatio»- прилаживание, приспособление.Адаптация- перестройка организма, направленная на приспособление к новым условия...
Создание условий, способствующих успешной адаптации первоклассников
Рекомендации родителям...
Организация эффективных психолого-педагогических условий для успешной адаптации первоклассников с ОВЗ в школе
Процесс приспосабливания ребенка к школе очень многогранен и требует постоянного контроля и коррекции со стороны взрослых....