Главные вкладки

    Условия успешной адаптации первоклассников в школе
    материал на тему

    Бузыкина Надежда Николаевна

    Лекция для учителей

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Лекция для учителей

    Тема: «Условия успешной адаптации первоклассников в школе»

    Сроки: октябрь 2014 год

    Первый  год  обучения  –  один  из  наиболее  сложных  и  ответственных

    моментов  в  жизни  детей,  как  в  социально-психологическом,  так  и  в

    физиологическом плане

    Школа  с  первых  дней  ставит  перед  ребенком  целый  ряд  задач,  требующих

    мобилизации  его  интеллектуальных  и  физических  сил.  Детям  необходимо

    успешно  овладеть  учебной  деятельностью,  освоить  школьные  нормы  и

    правила поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к

    новым условиям режима и умственного труда.

    Адаптация  к  школе  –  многоплановый  процесс.  Его  составляющими

    являются  физиологическая  адаптация  (привыкание  организма  к  новым

    условиям)  и  социально-психологическая  адаптация  (к  учителям  и  их

    требованиям, к одноклассникам).

    Физиологические условия адаптации первоклассников к школе

    • организовать перерывы в процессе выполнения уроков, наполняя их
    • двигательной активностью;
    • во время выполнения домашних заданий обращать внимание на правильную
    • посадку во избежание искривления позвоночника, на освещение рабочего
    • места для предупреждения близорукости;
    • тренировать мелкие мышцы кистей рук;
    • обязательно вводить в рацион витаминные препараты, овощи, фрукты;
    • создавать условия для занятия спортом;
    • воспитывать самостоятельность и ответственность ребёнка как главные качества сохранения собственного здоровья.

    Психологические условия адаптации первоклассников к школе

    • Недопустимо применять физические меры воздействия, запугивание,
    • критику в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей.
    • Желательно познакомиться с одноклассниками и пообщаться с ними после
    • уроков.
    • Необходимо проявлять интерес к школьным делам ребёнка, к школе,
    • классу, к каждому прожитому в школе дню.
    • Следует помнить, что первое условие успеха в школе – самоценность
    • ребёнка для родителей.
    • Создавать благоприятный климат в семье.
    • Предоставлять ребёнку самостоятельность в учебной работе и вместе с тем
    • обоснованно контролировать его учебную деятельность.
    • Поощрять ребёнка, и не только за учебные успехи.

    Выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и

    тяжелую.

    Наблюдение  за  первоклассниками  показали,  что  социально  –

    психологическая  адаптация  детей  к  школе  может  проходить  по-разному.

    Значительная часть детей (их обычно 50 – 60%) адаптируются в течение двух

    –  трех  месяцев  обучения.  Это  проявляется  в  том,  что  ребенок  привыкает  к коллективу,  ближе  узнает  своих  одноклассников,  приобретает  друзей.  У детей  благополучно  прошедших  адаптацию,  преобладает  хорошее настроение,  активное  отношение  к  учебе,  желание  посещать  школу, добросовестно  и  без  видимого напряжения  выполнять  требования  учителя.

    Другим детям (их примерно 30%) требуется больше времени для привыкания

    к  новой  школьной  жизни.  Они  могу  до  конца  первого  полугодия предпочитать  игровую  деятельность  учебной,  не  сразу  выполняют требования  учителя,  часто  выясняют  отношения  со  сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей  встречаются  трудности  и  в  усвоении  учебных  программ.

    И,  наконец,  в  каждом  классе  есть  примерно  14%  детей,  у  которых  к значительным  трудностям  учебной  работы  прибавляются  трудности болезненной  и  длительной  (до  одного  года)  адаптации.  Такие  дети отличаются  негативными  формами  поведения,  устойчивыми отрицательными  эмоциями,  нежеланием  учиться  и  посещать  школу.  Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию  протеста:  они  ведут  себя  вызывающе,  задираются,  мешают проводить  урок  и  прочее.

    Почти  у  всех  детей  в  начале  школьных  занятий  наблюдается  двигательное возбуждение  или  заторможенность,  жалобы  на  головные  боли,  плохой  сон, снижение аппетита. Эти отрицательные реакции бывают тем боле выражены, чем  резче  переход  от  одного  периода  жизни  к  другому,  чем  меньше  готов этому  организм  вчерашнего  школьника.

    Большое  значение имеют такие  факторы, как особенности  жизни  ребенка  в семье (насколько резко отличался привычный для него режим от школьного). Безусловно,  первоклассники,  посещавшие   ранее  детский  сад,  значительно легче адаптируются к школе, чем «домашние», не привыкшие к длительному пребыванию в детском коллективе и режиму дошкольного учреждения дети.

    Одним   из  основных  критериев,  характеризующих  протекание  адаптации  к систематическому  обучению,  является  состояние  здоровья  ребенка  и изменение  его  под  влиянием  учебной  нагрузки.

    Легче  переносят  период  поступления  в  школу  и  лучше  справляются  с умственной и физической нагрузкой здоровые дети, с нормальным уровнем функционирования  всех  систем  организма  и  гармоничным  физическим развитием. Сочетание снижения массы тела с ухудшением функционального состояния  организма  детей,  снижение  умственной  работоспособности  и успеваемости  свидетельствуют  о  низкой  адаптации  ребенка  к  школе.

    Еще один очень информативный показатель  –  артериальное давление. Чаще всего  у  первоклассников  отмечается  значительное  снижение  показателей артериального давления при переутомлении. А в тех случаях, когда учебные нагрузки  приводят  к  переутомлению,  артериальное  давление  может значительно  повыситься.  Особенно  часто  повышение  артериального давления отмечается в начале учебного года (в остром периоде адаптации) и середине  третьей  –  самой  трудной  четверти.  Иногда  такие  нарушения  в деятельности сердечно-сосудистой системы выявляются и в конце учебного

    года.  

    Критериями  благополучной  адаптации  детей  к  школе  принято  считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого  полугодия,  отсутствие  выраженных  неблагоприятных  изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы.

    Признаки адаптации ребенка к школе:

    • Во-первых,  это  удовлетворенность  ребенка  процессом  обучения.  Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.
    • Второй признак  -  насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа  обычная  и  программа  традиционная,  а  ребенок  испытывает затруднения  при  обучении,  необходимо  поддержать  его  в  трудный  момент, не критиковать излишне за медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.
    • Следующий признак успешной адаптации  -  это степень самостоятельности ребенка  при  выполнении  им  учебных  заданий,  готовность  прибегнуть  к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.
    • Но  самым  важным  признаком  того,  что  ребенок  полностью  освоился  в школьной  среде,  является  его  удовлетворенность  межличностными отношениями с одноклассниками и учителем. В этот период первоклассник активно  устанавливает  контакты,  ищет  свое  место  в  детской  среде,  учится сотрудничать с другими детьми и принимать помощь в свой адрес.

    Таким образом, решение проблемы успешной адаптации ребенка во многом определяется характером взаимодействия школы и семьи

    Беспокоиться за ребёнка во время адаптации, конечно, нужно, но некоторые родители бывают чересчур тревожны, чем только вредят ребёнку. Когда же уместна тревога?

    Обычно

    Опасно

    Снижается  первоначально непосредственный  интерес  к школе, занятиям

    Полное  отсутствие  интереса  к  учёбе,

    вялость и безынициативность.

    Начинает  время  от  времени говорить,  что  учиться  надоело (особенно  в  конце  недели  и четверти),  но  активно интересуется всем остальным

    Ничего  не  интересно,  безразличие  ко всему,  даже  к  играм,  если  они  требуют

    хоть какого-то напряжения.

    Радуется,  когда  не  надо  делать  

    Делает уроки только «из-под палки».

    домашнее задание.

    Время от времени хочет остаться дома, пропустить уроки.

    Нежелание  ходить  в  школу  и  вообще

    учиться выражается постоянно и открыто в формах  активного  протеста,  либо

    симптомами болезней, которые  кончаются

    сразу  после  того,  как  разрешат  остаться

    дома.

    Иногда  выражает  недовольство

    учителем  или  опасения  по  его поводу.

    Очень  не  любит  или  боится  учителя,

    испытывает  по  отношению  к  нему  страх,

    бессилие или агрессию.

    Вывод: беспокоиться  нужно  тогда,  когда  нежелание  учиться  является устойчивым,  выражается  активно,  отражает  основное  отношение  ребёнка  к школе.

    Несогласованность требований школы, семьи и улицы приводит ребёнка в состояние растерянности, что создаёт для него большие проблемы, которые он сам решить не может. Без семьи школа не в состоянии помочь ребёнку выйти из противоречий. А ведь именно правильные отношения в семье, взаимодействие с ровесниками, коллективные действия по определённым правилам создают психологические предпосылки для успешной адаптации ребёнка в школе.

    Список использованной литературы:

    1. Диагностика школьной дезадаптации./ Под ред. Беличевой С.А. М., 1995.

    2. Коляда М.Г.  Шпаргалка для родителей. Донецк: БАО, 1998.

    3. Мир детства: Младший школьник / Под ред. А. Г. Хрипковой, М., 1988.

    4. Поговорим о наших детях / Под ред. А. Е. Соловьевой, М., 1987.

    5.  Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС: планирование, документация, мониторинг, учет и

    отчетность/сост. И.В.Возняк – Волгоград, 2014.

    6. Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1995.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Условия успешной адаптации первоклассника к школе

    Для сохранение физического, психического и социального здоровья детей необходимо правильно организовать школьную жизнь первоклассника....

    Психологическая готовность к обучению в школе, как условие успешной адаптации первоклассников.

    Первые месяцы пребывания в школе- очень напряженный период, так как образовательное учреждение с первых дней ставит перед детьми задачи, не связанные с их опытом, и требует  мобилизации интеллект...

    Совместная работа семьи и учителя для создания условий для успешной адаптации первоклассников к школе.

    из опыта организации межпредметного модуля введения в школьную жизнь "В школу с радостью"...

    Статья "Психолого-педагогические условия успешной адаптации первоклассников в начальной школе"

    Психолого-педагогические условия успешной адаптации первоклассников в начальной школе Аннотация: в статье исследованы психолого-педагогические условия успешной адаптации первоклассников в начальн...

    Диагностика готовности к школе как условие успешной адаптации первоклассников.

    Данная презентация может применятся на родительских собраниях в детском саду...

    Презентация для родительского собрания "Условия успешной адаптации первоклассников в школе""

    В презентации представленые конкретные рекомендации родителям по взаимодействию с детьми в период их адаптации к условиям школьного обучения...