Главные вкладки

    Создание условий для успешной адаптации воспитанников подготовительного и первого классов
    материал (1 класс) на тему

    Описывается методика для адаптации детей к обучению в подготовительном и первом классе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad_na_mo.doc42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Создание условий для успешной адаптации воспитанников подготовительного и первого классов.

    1 сентября у порога в школу – ребенок-дошкольник. В тот же день, когда он выйдет из школы, он выйдет из нее школьником. Это чрезвычайное по значимости событие в жизни ребенка.

    Ожидая начала школьных занятий – это и радость и большая тревога. Чем ближе тот самый день, тем большая эмоциональная напряженность ребенка. Накануне мальчики и девочки рассматривают содержимое своих ранцев, примеряют форму, волнуются. Одни дети плохо спят – просыпаются, боясь опоздать на самый первый в жизни школьный урок, другие – спят не просыпаясь, но видят тревожные сны..

            6-7-летний ребенок – маленький ребенок. Он еще многого не может, если его сравнивать со старшими. Но он уже многое может, и очень важно знать, что он может и каковы возможности его психики, его личности.

            Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в подготовительный или первый класс. Меняется место ребенка в системе общественных отношений: из дошкольного детства с играми и малым числом общественных обязанностей он переходит в совсем иной мир. Поступление в школу – это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками;  меняется фактор места, то есть социальные условия, определяющие развитие и саму жизнь ребенка.

            Новое положение в обществе состоит в том, что ребенок не просто переходит из детского сада в школу, но в том, что его учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За результаты своего учения ребенок несет ответственность перед учителем, школой, своей семьей. Он должен учиться. Теперь он подчинен строгих, одинаковых для всех школьников правил.

            Первоначальное вхождение ребенка в новые условия школьной жизни подготовлено психологически. Дети с радостью идут в школу, ожидая здесь новой жизни и понимая, что их положение меняется – они стали старше, они теперь не дошкольники, а школьники. Позиция школьника субъективно важна для ребенка тем, что она меняет его самооценку – он школьник.  Изменение позиции поможет ребенку быстро принять требования учителя, касающиеся правил поведения в классе, распорядка дня, норм отношений с одноклассниками. Эти требования ребенок воспринимает как неизбежные. Он старается как можно скорее разобраться в правилах поведения, они глубоко интересуют его. Это первое, чем начинает овладевать 6-7-летний ребенок в школе.

            В первые дни ребенок еще не представляет, какие предметы заполнят его учебное расписание. Даже если он не раз и не два услышит от учителя и дома о том, что он будет изучать в первом классе, ему трудно осмыслить значение этих предметов и поэтому трудно запомнить.

            Но он уже пришел в школу. Он весь в готовности учиться. И мы должны воспользоваться этой готовностью.

            Смена места в системе общественных отношений (переход из детского сада и домашних условий в школу) создает ситуацию психологической открытости ребенка. Педагог не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию ребенка. Он – посредник знаний, в функции которого входит передача достижений культуры, опыта человечества ребенку. И без того доверяющий взрослому, в новой для него жизненной ситуации ребенок с готовностью принимает требования учителя, поэтому учитель должен воспользоваться этой психологической открытостью своих малышей и начать обучать их правилам поведения в классе, в школе, вне школы. Педагог является реальным носителем общественных требований к ребенку: его нравственности, чувствам, воле, ко всей его личности.

            Ребенок сам заинтересованно относится к совершенно новым для него правилам. Он пытается разобраться в правилах, хочет выяснить, какие правила действительно обязательны, какие можно обойти. Он обсуждает правила со своими одноклассниками и дома.

            Правила, которые усваивает ребенок, следует поднимать в его сознании до понимания их непреложности, обязательности. Поведение ребенка должно определять не наказание за невыполнение правила, а понимание необходимости выполнения.

            Учитель для первоклассника – совсем особенный человек, он первый учитель. От того, какой этот первый учитель, зависит многое в жизни ребенка. Как будет воспринимать этого человека и его профессию ребенок? Как  преподавателя учебной дисциплины или как наставника, который не только учит школьным дисциплинам, но и учит жизни, воспитывает, стремится сформировать достойную личность. У учителя начальных классов есть все шансы стать учителем в самом высоком значении этого слова – наставником с высоким авторитетом для ребенка в настоящем, оставаться в его благодарной памяти и определять его будущее. Именно личность первого учителя может стать примером для подражания, образцом для поступка ребенка.

            Взаимоотношения между сверстниками теперь тоже существенно отличаются от тех, которые складывались в группе детского сада. Главным мерилом, определяющим положение ребенка в группе сверстников, становится оценка учителем его поведения и успехов в учебе. Совместное участие в обязательной деятельности в то же самое время порождает новый тип взаимоотношений, строящихся на общей ответственности. Здесь по-новому начинают развиваться способности к сотрудничеству, товарищество. Здесь обязательно возникнут отношения соревнования и появляется связанные с этим переживания и поступки. Именно в школе произойдет многое, что может пройти незамеченным для педагога, но определит психическое состояние ребенка. Бывшие лидеры из дошкольного детства могут занять низкое статусное положение в классе, бывшие непринимаемые тихони и неумехи могут стать любимыми и уважаемыми. В первые дни все дети переполнены радостью начала новой жизни. Они верят, что они хотят учиться. Они хотят признания как ученики. Они  жаждут оценки  их знаний. Но … стоп. Здесь бег ожиданий ребенка обязательно следует затормозить.

            Ребенок, как мы уже знаем, стремится утвердить себя среди других детей. Раньше он это делал в игре. Теперь он начал учиться. Задача учителя первого класса в том и состоит, чтобы научить каждого ребенка учиться – учить себя. И это нужно делать без отметки, потому что отметки для ребенка – знак, который определит его место среди сверстников: поднимет его престиж или отбросит в число последних, худших. 6-7-летний школьник еще не обладает тем запасом психической прочности, который помог бы ему выдержать все психические нагрузки, связанные с ученьем, оценкой его успехов и однозначной четкой отметкой.

            По своему содержанию и по организации основная, ведущая деятельность школьника – учебная деятельность. Она отличается от игровой деятельности дошкольников. Усвоение знаний –основная цель, которая выступает в чистом виде. В современных условиях усвоение знаний не должно быть единственной целью. Ребенок должен быть еще и правильно воспитан. Это вторая по счету, но не значению, цель учебной деятельности.

            Основная форма организации учебной работы школьников – урок, на котором время рассчитано до минуты. На уроке всем детям необходимо следить за указаниями учителя, четко их выполнять, не отвлекаться и не заниматься посторонним делом. Все эти особенности условия жизни и деятельности школьника предъявляют высокие требования к разным сторонам его личности, его психическим качествам, знаниям и умениям.

            Школьник должен ответственно относиться к учебе, осознавать ее общественную значимость, подчиняться требованиям и правилам школьной жизни. Для успешной учебы ему необходимо иметь развитые познавательные интересы, достаточно широкий умственный кругозор.

            Совершенно необходим школьнику тот комплекс качеств, которые образует умение учиться. Сюда входит понимание смысла учебных задач, их отличия от практических, осознание способов выполнения действий, навыки самоконтроля и самооценки.

            Большое значение имеет развитие волевых качеств ребенка, без чего он не сможет сознательно регулировать свое поведение, подчинять его решению учебных задач, организованно вести себя на уроке. Произвольным, управляемым должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребенка – его внимание, память, мышление. Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной учителем задачи.  

            К концу второго месяца происходит привыкание к школьной жизни. По мере привыкания к внешним атрибутам школьной жизни и накопления утомления от постоянной необходимости жить по правилам у ребенка гаснет первоначальная тяга к школе, к уроку, к ученью. Наступает безразличие или активное нежелание продолжать ходить в школу. «Перенасыщение» учением снимается, если в содержание урока вносятся познавательные задачи. Когда реализуется потребность каждого здорового ребенка в знаниях, он становится активным и любознательным.

            Все дети 6-7-летнего возраста испытывают трудности при адаптации к новым условиям обучения и воспитания. Они напряжены психологически – эффект неопределенности, связанный с совершенно новой жизнью в школе, вызывает тревогу и ощущение дискомфорта. Они напряжены физически – новый режим ломает прежние стереотипы. Это приводит к тому, что даже у хорошо воспитанного ребенка, который умеет соблюдать правила и живет в условиях твердого режима, изменится поведение, ухудшится качество сна. Некоторые дети реагируют чрезвычайно остро на новую ситуацию своей жизни. У них серьезно нарушается сон, аппетит, ухудшается состояние здоровья. У иных появляется возбудимость, раздражительность.

            Перегрузки, которые испытывает ребенок, приводят к утомлению. напряжение всех психических процессов быстро утомляет ребенка, если у него нет интереса к деятельности. Воля у детей еще недостаточно развита. поэтому он не может долго с помощью только волевых усилий организовывать себя на выполнение задания педагога. Чем младше ребенок, тем меньше его работоспособность, тем быстрее он утомляется. Утомление приводит к капризам, к срыву нормального поведения.

            Если учитель и воспитатель спокойно и планомерно осуществляют режимные моменты, ребенок усваивает обязательные правила режима и его напряженность падает. Режим и снятие психического напряжения стабилизируют и физическое самочувствие ребенка.

            Конечно, есть и ослабленные физически и психически дети. Они быстро утомляются. Начинаются капризы, плаксивость. Такие дети часто болеют. Недомогание проявляется в постоянной раздражительности, в плаче по самому незначительному поводу. Эти дети требуют специального внимания учителя и воспитателя.                


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    программа социальной адаптации воспитанников подготовительного класса

    данная программа написана с учётом современных требований....

    «Создание условий для эффективного введения ФГОС НОО в первых классах МОУ СОШ №14»

    В соответсвии с приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта» с 1 сентября 2011 года шк...

    Создание условий равных возможностей при поступлении детей в первый класс.

    quot;Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком". Л.С. Выготский.Одной из наиболее актуальных задач образов...

    Участие составе творческой группы в рамках городской экспериментальной площадки по теме "Шестилетняя начальная школа" Создание условий равных возможностей при поступлении детей в первый класс".

    Данная презентация подготовлена для выступления в Институте качества образования как промежуточный отчет об участии в проекте "Шестилетняя начальная школа - приоритетная модель решения организаци...

    Совместная работа семьи и учителя для создания условий для успешной адаптации первоклассников к школе.

    из опыта организации межпредметного модуля введения в школьную жизнь "В школу с радостью"...

    Создание условий для успешной адаптации детей с ОВЗ к школьной жизни

    В статье рассматриваются важные аспекты по созданию  условий для успешной адаптации   детей  с ОВЗ  к школьной жизни...

    Создание условий для успешной адаптации умственно отсталых детей в этом мире.

    Статья о проблеме социальной адаптации умственно отсталых детей в нашем мире. Из опыта работы....