Главные вкладки

    Создание условий для успешной адаптации детей с ОВЗ к школьной жизни
    статья на тему

    Объедкова Светлана Васильевна

    В статье рассматриваются важные аспекты по созданию  условий для успешной адаптации   детей  с ОВЗ  к школьной жизни 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Создание условий для успешной адаптации   детей  с ОВЗ  к школьной жизни

    Объедкова С. В., учитель начальных классов

    Под адаптацией (от лат. adapto – приспособляю) в биологии понимают приспособление строения и функций организмов и их групп к условиям существования. В физиологии и медицине этот термин обозначает также процесс привыкания. Всё более активно понятие «адаптация» используется и в социальных науках, в том числе в психологии и педагогике.

            В социально – педагогическом аспекте под адаптацией подразумевается выработка наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микросоциальной среды.

            За уровнем адаптационных возможностей человека, его адаптивностью всегда стоит сложное взаимодействие биологических и социальных, внешних и внутренних факторов, влияющих на его развитие. Неблагополучие в каждом из них всегда будет оказывать влияние на уровень адаптационных возможностей человека.

    Поступление ребёнка в школу является переломным моментом его социализации. Совпадая по времени с возрастным кризисом развития, оно несёт с собой серьёзные испытания его адаптационных возможностей.

            Практически ни у одного ребёнка переход от дошкольного детства к систематическому школьному обучению не совершается плавно. Новый коллектив, новый режим, новая деятельность, новый характер взаимоотношений требуют от него новых форм поведения.

    Отклонения в состоянии здоровья у детей, поступающих в школу, - показатель, который должен обязательно учитываться при прогнозировании успешной школьной адаптации. Особое значение создание благоприятных адаптационных  условий имеет для детей с ограниченными возможностями здоровья. Работая с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата и тяжёлые  нарушения речи, могу отметить, что наряду с чувствами радости и гордости при поступлении в первый класс, дети испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Выраженные двигательные расстройства и нарушения речи при детском церебральном параличе затрудняют общение этих детей с окружающими, отрицательно влияют на всё их развитие, способствуют формированию негативных черт характера, проявлению поведенческих нарушений, формированию острого чувства неполноценности. Требуется комплексная медико-педагогическая коррекция. Поэтому, одним из важных аспектов работы медико-педагогического коллектива является создание условий для полноценного личностного развития детей с ограниченными возможностями в ходе реализации мер по психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации с последующей интеграцией их в современное общество.

    Немалую роль в успешной адаптации к школе играют  личностные особенности детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития. Умение контактировать с другими людьми, владеть необходимыми навыками общения, способность определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими чрезвычайно необходимы ребенку, поступающему в школу, так как учебная деятельность, ситуация школьного обучения в целом носит, прежде всего, коллективный характер. Несформированность таких способностей или наличие отрицательных личностных качеств порождают типичные проблемы общения, когда ребенок либо активно, часто с агрессией, отвергается одноклассниками, либо просто игнорируется ими.  И в том, и в другом случае отмечается глубокое переживание психологического дискомфорта, имеющего отчетливо дезадаптирующее значение.

    Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, неуверенные в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают трудности адаптации в школьном коллективе и страх перед учителем. В основе этого страха лежит боязнь сделать ошибку, совершить глупость и быть осмеянным.

    Индивидуальные различия между детьми, обусловленные разной степенью развития значимых для адаптации сторон их индивидуальности, разным состоянием здоровья, проявляются уже с первых дней пребывания в школе.

    Вхождение детей одной  группы в школьную жизнь происходит естественно и безболезненно (40-50%). Они быстро адаптируются к школьному режиму, их работоспособность отвечает требованиям, предъявляемым режимом. Процесс обучения в основном идёт на фоне положительных эмоций. Они соотносят своё поведение с поведением других детей, открыты к общению и взаимодействию. Интеллектуальные процессы характеризуются гибкостью, подвижностью. Сформированные в дошкольном детстве представления, навыки являются хорошей базой для овладения учебными знаниями и умениями.

            У детей другой группы (50-60%) проявляются отчётливые трудности адаптации к школе. Чаще всего это дети, имеющие тяжёлые формы нарушения опорно-двигательного аппарата, тяжёлые речевые диагнозы. У них понижена работоспособность, быстро накапливается усталость, проявляясь в невнимательности, отвлекаемости, истощаемости деятельности, двигательном беспокойстве. В эмоциональной сфере заметны выраженные колебания настроения, неуверенность, тревожность. Эти дети избегают прямых контактов с учителем, у них не получается нормального общения и взаимодействия со сверстниками. У этих детей ещё не сформировалось на должном уровне познавательное отношение к действительности, являющееся непременной предпосылкой успешного включения в учебную деятельность. Такие дети составляют группу риска и к ним необходим  индивидуальный подход в обучении,   и  комплекс мер, направленный на создание благоприятных адаптационных условий.

    Учитывая сложность заболеваний  обучающихся можно выделить ряд факторов осложняющих и увеличивающих адаптационный период.

    Недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности ребёнка к школе:

    - отсутствие учебной мотивации;

    - недостаточная организованность и ответственность ребёнка, неумение общаться с другими людьми, адекватно вести себя;

    - низкая познавательная активность;

    - ограниченный кругозор;

    - низкий уровень развития речи.

            Несформированность психофизиологических и психологических предпосылок учебной деятельности:

    - несформированность интеллектуальных предпосылок учебной деятельности;

    - недоразвитие произвольного внимания, слабая произвольность деятельности;

    - нарушение эмоционально-волевой сферы;

    - недостаточное развитие мелкой моторики рук;

    - несформированность пространственной ориентации;

    - низкий уровень фонематического слуха.

    Эти факторы педагогам необходимо учитывать при планировании работы по ликвидации школьной дезадаптации.

    Формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения педагога создать атмосферу тепла и уюта в классе. Ребёнок должен удостовериться в том, что педагог готов взять на себя заботу о его благополучии. Основная задача педагога – заслужить доверие ребёнка.

    Знакомство учителя со своими будущими  учениками начинается задолго до поступления детей в первый класс. Соблюдая преемственность в деятельности дошкольного и школьного звена,  педагоги посещают открытые занятия и мероприятия,  проводят совместные педагогические советы, семинары – практикумы,  методические объединения. Учитель знакомится с картами индивидуального развития будущих первоклассников, изучает медицинскую документацию, взаимоотношения в семье ребёнка.

    Для успешной адаптации детей учителями,  совместно с педагогом-психологом  выработана программа по адаптации первоклассников к школьному обучению  с учётом индивидуальных особенностей детей. Их совместная деятельность направлена на всестороннее развитие личности ребёнка, на формирование здорового образа жизни – физического, психологического и социального благополучия ребёнка, страдающего ДЦП. Систематическое наблюдение за развитием учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса, динамическое, комплексное, всестороннее изучение ребёнка рассматривается как основа социально - психологического сопровождения образовательного процесса детей с ДЦП. С учётом полученных результатов психолого-педагогического изучения учащихся корректируется образовательный маршрут, разрабатываются индивидуальные программы обучения, проводится анализ их реализации.

    Начальный период обучения в 1 классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребёнка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение, и воспитание.

    К числу педагогических факторов обеспечивающих безболезненный переход от дошкольного звена к школьному являются соответствие школьного режима и санитарно- гигиенических условий обучения психофизиологическим особенностям детей.  

    Наиболее напряжённым для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой острой адаптации. Для облегчения процесса адаптации детей к требованиям школьного обучения учебная нагрузка увеличивается постепенно: в сентябре - октябре проводится ежедневно по 3 урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками, развивающими играми, занятиями внеурочной деятельностью.

    Учитывая разный уровень развития познавательных способностей учащихся, учебно – воспитательный процесс строится на основе индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Учитель подбирает задания  разные по объёму и уровню сложности, с учётом развития речевых функций и мелкой моторики детей. Темп учебной работы соответствует учебным возможностям каждого ребёнка, а учебная нагрузка регулируется на разных этапах  урока.  

    Важную роль в создании благоприятных условий адаптации играет внеурочная деятельность, направленная не только на реализацию желаний и интересов детей, но и носит коррекционный характер: развитие мелкой моторики,  связной речи, фонематического слуха.

    Процесс адаптации первоклассников  протекает значительно легче, если в его реализации  задействованы все субъекты образовательно-воспитательного процесса: учитель и воспитатель, педагог-психолог и учитель-логопед, медицинский персонал и родители, которые проводят работу в системе и комплексно. Важное место в этой работе отводится непосредственно родителям, которые, как никто другой, знают особенности своего ребёнка и в первую очередь должны помочь ему в  преодолении трудностей, связанных с поступление в школу. Только совместная деятельность учителя и родителей может дать положительные результаты в решении адаптационных проблем. Взаимодействие родителей и педагогов в процессе адаптации детей обеспечивается широким спектром мероприятий. Проводятся «Дни открытых дверей», родителям предоставляется возможность получить индивидуальные консультации врачей и узких специалистов, принять участие в семинарах, практических и  деловых играх, ознакомиться с папками личных достижений их детей.

    Таким образом, если соблюдать комплексно все условия для успешного прохождения адаптационного периода детей с ограниченными возможностями здоровья, то процесс адаптации в школе пройдёт более спокойно и безболезненно. Ребёнка с ОВЗ, как и всякого другого, необходимо оберегать от травм физического и психологического характера. Однако, нельзя постоянно ограждать его от трудностей. Вырастая в тепличных условиях, он впоследствии окажется беспомощным, неприспособленным к повседневной жизни. Очень важно сформировать у него правильное отношение к себе, к своим возможностям и способностям, а педагогам обеспечить каждому ребёнку сферу успеха и самореализации.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Совместная работа семьи и учителя для создания условий для успешной адаптации первоклассников к школе.

    из опыта организации межпредметного модуля введения в школьную жизнь "В школу с радостью"...

    Успешность адаптации обучающихся к школьной жизни. Из опыта работы учителя начальных классов Романенко Л. В.

    Начало систематического обучения в школе является стрессовой ситуацией в жизни ребенка, так как связано с необходимостью адаптироваться к новым микросоциальным условиям. Этот процесс сопровождается ра...

    Создание условий для успешной адаптации воспитанников подготовительного и первого классов

    Описывается методика для адаптации детей к обучению в подготовительном и первом классе....

    «Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни» (из опыта работы)

    laquo;Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни» (из опыта работы)...

    Проект "Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни"

    Разработка проекта обусловлена необходимостью создания условий для перехода ребенка из детского сада в школу, который является важным этапом жизни, связан не только с изменением среды его развития, но...

    Создание условий для успешной адаптации умственно отсталых детей в этом мире.

    Статья о проблеме социальной адаптации умственно отсталых детей в нашем мире. Из опыта работы....