«Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни» (из опыта работы)
учебно-методический материал

Фролова Ольга Олеговна

«Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни» (из опыта работы)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

   «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7»

«Преемственность в работе

детского сада и начальной школы как условие успешной

адаптации детей к школьной жизни»

(из опыта работы)

        

                                                                                     Фролова Ольга Олеговна

        Учитель начальных классов

                                                                                     МБОУ «ООШ №7»

                                                                                     Категория :высшая

        Стаж работы: 43г

         

Гусь-Хрустальный

2020


«Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей.  

Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать

сегодня то, что делал вчера…

 Пусть новое проявляется в его жизни постепенно

 и не ошеломляет лавиной впечатлений…»

                                                                                                В.А. Сухомлинский  

Мой педагогический стаж работы 43 года. Мне бы хотелось рассказать о своем опыте преемственности дошкольного и начального образования как условие успешной адаптации ребенка к школьной жизни.

Что же такое преемственность? Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания. (Р.А. Должикова, Г.М. Федосимов «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», М, 2008)

        Тема преемственности актуальна, так как практика преемственности между семьей, дошкольным учреждением и школой еще не достигла уровня, когда ребенок незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживается из-за столика детского сада за школьную парту. Зачастую такой процесс чувствителен и болезнен для участников, в первую очередь для самого ребенка. Об этом свидетельствует ежегодное ухудшение физического и психологического здоровья первоклассников.

Преемственность − двухсторонний процесс. По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детство». Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего. Поэтому у них общее имя – педагог. Создание условий для эффективного и безболезненного перехода детей из ДОУ в начальную школу – наша общая задача и главная цель преемственности.

Проблемы преемственности между ДОУ и начальной школой существуют, это:

  • различие целей обучения;
  • несогласованность программ;
  • резкая смена ведущей деятельности ребенка;
  • неготовность родителей к смене социального статуса ребенка .

Только заинтересованность обеих сторон и родителей позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать для ребенка переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным.

В организации этой работы велика роль учителя начальных классов.

Хочется поделиться своим опытом и продуктивными формами работы в этом направлении.

    В своей работе использую такую форму взаимоотношений, при которой все участники  (воспитатели, учителя, родители и дети) выступают как партнёры, друзья, единомышленники.   Считаю, что очень важно с первого года обучения детей в школе, сделать родителей соучастниками учебно-воспитательного процесса.                      

Моя педагогическая практика показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой, если между учителем и родителями возникает взаимопонимание. И в свой новый набор первоклассников 2018 года я решила познакомиться с родителями   будущих первоклассников за целый год до начала обучения.  

Мной был создан долгосрочный проект «Мы идём в первый класс».

 Участники проекта:  родители и дети подготовительных групп ДОУ №5 и ДОУ №9,  педагоги ДОУ.

Актуальность проекта Как показывает опыт, многие родители будущих первоклассников сами оказываются,  не готовы к роли родителей школьников: испытывают тревогу, неуверенность в школьном будущем своего ребенка, в его успехах, в возможности совмещать детские игры и занятия с обучением в современной школе и ее требованиями. Родители слишком эмоционально реагируют на трудности и неудачи детей, не способны оказать им психологическую поддержку. В настоящее время для семейного воспитания характерны сокращение продолжительности общения в семье, дефицит теплоты и внимательного отношения друг к другу, исчезновение форм полезной деятельности ребенка со взрослым, приводящие к формализации контактов. Все это в сочетании с чрезмерной требовательностью к ребенку способствует формированию у него неуверенности в своих силах, стойкого эмоционального неблагополучия, негативизма, аффективных реакций, отрицательных форм самоутверждения. Формируются серьезные барьеры в понимании требований взрослых, что значительно усугубляет жизнь, как самих детей, так и их родителей.

Цель проекта: помочь родителям в повышение педагогической компетентности при подготовке дошкольников к обучению в школе и обеспечить успешную адаптацию первоклассников к новым условиям жизни с помощью единства требований родителей, воспитателей и учителя

для реализации преемственности между дошкольным этапом и начальной школой с учетом ФГОС второго поколения

Задачи проекта:

•        расширить возможности родителей в понимании своего ребенка;

•        способствовать развитию у родителей активной позиции в период подготовки ребенка к поступлению в школу;

•        способствовать развитию у родителей способности к построению отношений сотрудничества с ребенком;

•        способствовать формированию у родителей потребности к самообразованию по вопросам воспитания ребенка.

Проект реализовывался по двум направлениям:

Направления проекта:

1. Помощь  родителям в период подготовки ребенка к поступлению в школу по программе «Школа Первоклассных родителей»   (сентябрь – май)

2. Адаптация ребенка к школе по программе  «В школу с радостью» (январь – май)

Ожидаемые результаты:

  • Повысится уровень психологической готовности детей 7-летнего возраста к школе, сформируется  личностно-мотивационная готовность к школе;
  • Повысится уровень личностных качеств  дошкольников (любознательность, инициативность, произвольность и т.д.).  
  • Повысится уровень компетентности родителей по вопросу формирования психологической готовности ребёнка к школе, а так же уровень  активного участия родителей в образовательном  процессе.
  • Овладение родителями методами контроля за динамикой развития детей в домашних условиях.
  • Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий у родителей и детей.
  • Адаптация в условиях школы пройдёт естественно и безболезненно для детей.
  • Проект приведёт к успешному обучению в школе.

Условия реализации проекта:

•        добровольность участия родителей (законных представителей);

•        заинтересованность родителей в достижении поставленной цели;

•        готовность родителей (законных представителей) обсуждать темы занятий совместно с педагогом.

На первом этапе проекта были организованы  встречи с воспитателями, в родительских уголках подготовительных групп были размещены приглашения  в «Школу первоклассных родителей» и лист записи. С целью изучения мнения о проекте, каждый родитель получил анкету с несколькими вопросами. Вот некоторые из них.

Вопрос: Считаете ли вы свои знания о воспитании детей достаточными?

Вопрос: Согласны ли вы посещать «Школу первоклассных родителей»?

Вопрос: Какие темы на занятиях «Школы первоклассных родителей» вы считаете наиболее важными?

Анкетирование родителей будущих первоклассников показало, что  родители нуждаются в психолого-педагогическом просвещении и готовы принять участие в проекте «Мы идем в 1 класс», так как имеют недостаточно знаний о возрастных особенностях их детей, об особенностях общения с дошкольниками и младшими школьниками, о том, что такое «готовность ребенка к обучению в школе». Один из возможных способов преодоления названных трудностей является организация школы для родителей, будущих первоклассников, с целью повышения родительской компетентности в вопросах пред школьной подготовки детей.

             Был разработан поэтапный план реализации проекта:

I этап проекта - диагностика-аналитический (май - август 2017 г.)

1.        Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме.

2.        Встреча с воспитателями подготовительных групп.

3.        Анкетирование родителей подготовительных групп..

4.        Анализ результатов первичной диагностики родителей.

5.        Разработка программы.

6.        Подбор материала для педагогического просвещения родителей.

7.        Тематическое планирование

8.         Подбор диагностического и развивающего материала для детей.

II этап – реализация проекта (сентябрь 2017 г. – май 2018 г.)

  1. План сотрудничества с родителями детей подготовительных к школе групп  «Школа первоклассных родителей» (см. Приложение 1)
  2. План проектной, образовательной деятельности по подготовке детей к школе (см. Приложение 2)

Работа с родителями проводилась в течение всего учебного года. 

 С сентября по май, один раз в месяц родители активно участвовали в беседах, дискуссиях, тренингах, решали психолого педагогические задачи, знакомились с принципами воспитания и практическими умениями.  Всё это способствовало развитию у родителей активной позиции в период подготовки ребёнка к поступлению в школу и формированию совместной с семьёй единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности. Очень  хотелось, чтобы родители поняли, что это не дети идут в школу, а они вместе  с детьми поступают в первый класс. Перед ними стоит задача быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями. И чтобы добиться результатов, необходимо  быть вместе: родители, дети и учитель.

По итогам каждого занятия родителям выдавались буклеты, которые отражали основное содержание прошедшей встречи, как своеобразное напоминание о ней и повод обсудить затронувшие вопросы в условиях семьи, а так же родители получали памятки-рекомендации.

         С января по май 2018 года была организована работа с детьми по программе  «В школу с радостью». Основная задача занятий с будущими первоклассниками:        укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться. Так как наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети,  которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность. У этих детей отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

III этап – итоговый (май 2018г.)

Цель: Систематизировать информацию полученную на основном этапе, подвести итоги проекта

1. Открытое занятие с дошкольниками «Путешествие в страну Знаний».

2. Итоговое родительское собрание

3. Мониторинг родителей:   оценка проекта «МЫ идём в первый класс»

4. Оформление папки с материалами проекта.

Подводя итоги работы по разработке проекта, «МЫ идём в первый класс»  можно отметить, что цель преемственности между дошкольным этапом и начальной школой достигнута. В образовательном пространстве участвовали педагоги, родители и дети, проводимые мероприятия ориентированы были на всех участников образовательного процесса.  Можно сделать вывод, что преемственность заложена в самой природе обучения и воспитания детей. Проведение целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительных групп, способствовало повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь. Работа по данному направлению действительно необходима и приносит результаты.

Первый год обучения показал это на практике. Первоклассники легко перенесли адаптационный период. Без сложностей усваивали программный материал первого класса, т.к. была хорошая стартовая готовность. Итоговая комплексная работы показала  хороший общий уровень предметных результатов:  

Кол-во уч-ся по списку

Кол-во писавших

Доп. Задание №8*

Базовый уровень выполнения работы

Повышенный

Высокий

Выше среднего

Средний

Низкий

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

21

21

8

38

6

29%

5

24%

8

38%

2

9%

По итогам первого года 62% учащихся читали выше нормы.

Ребята вместе с родителями активно участвовали в проектах, конкурсах, конференциях, акциях. Были награждены грамотами и дипломами как школьного, так и городского уровня.

Придя в первый класс, родители были уже сплочённой командой, хорошо взаимодействовали, сами распределяли обязанности между собой для поддержания интересной активной жизни класса.

Второй год обучения продолжает показывать положительные результаты: в классе 100% успеваемость, качество знаний 73%. Коллектив учащихся дружный, творческий, целеустремлённый. Ребята участвуют уже в новом проекте «Мы- ЮИДовцы», учат первоклассников правилам дорожного движения и участвуют в акциях «Пешеходный переход».

C:\Users\User\Desktop\Я ФОТО\2 КЛ.ЮИД\IMG-24bd1e340544a36b716d610df0b371a4-V.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению»

Каждый новый период в жизни человека сопровождается новыми трудностями и переживаниями. Особенно остро такие трудности  переживают дети. Для ребёнка, который привык играть в детском саду (и дома)...

Успешность адаптации обучающихся к школьной жизни. Из опыта работы учителя начальных классов Романенко Л. В.

Начало систематического обучения в школе является стрессовой ситуацией в жизни ребенка, так как связано с необходимостью адаптироваться к новым микросоциальным условиям. Этот процесс сопровождается ра...

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой пе...

«Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению».

    Сегодня мы знаем как никогда, что труднее всего в жизни стало реализовываться и быть уверенным в завтрашнем дне. А значит, основным условием успешности человека становятся в перву...

Проект "Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни"

Разработка проекта обусловлена необходимостью создания условий для перехода ребенка из детского сада в школу, который является важным этапом жизни, связан не только с изменением среды его развития, но...

Преемственность детского сада и начальной школы, как фактор успешной адаптации.

Представлены оптимальные формы совместной деятельности детского сада и начальной школы для успешной адаптации учащихся....