Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию.
проект

Чередникова Лариса Викторовна

Предварительный просмотр:

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию.

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребёнком»

Выготский Л.С.

Работа по обеспечению преемственности дошкольного и начального звеньев непрерывного образования становится всё более актуальной. Чаще всего подготовка в детском саду направлена на обучение детей чтению, письму и счёту, тогда как у них бывают не развиты в соответствии с возрастом такие психические функции, как интеллектуальная, моторная, эмоционально-волевая. Отсюда вытекает необходимость построения целостного образовательного пространства на этапе перехода ребёнка из дошкольного учреждения в школу, разработки и внедрение в практику инновационных преемственных по своей сути программ, разработки коррекционно-развивающего подхода для преодоления «школьного стресса».

Очень важно, плавно и наиболее благоприятно для психики ребенка провести переход между детским садом и школой. Главное — сформированы ли у старших дошкольников предпосылки учебной деятельности, развиты ли качества психики, значимые для учебы в школе.

Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами ДОУ и школы.

Для построения единой содержательной линии в преемственности между детским садом и школой, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение, сохраняющей связь и согласованность всех компонентов методической работы нами были определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием.

А именно:

1.   методическая работа;

2.   работа с детьми;

3.   работа с родителями.

Нами была разработана циклограмма работы. В соответствии с циклограммой в гимназии в течение учебного года ведется планомерная непрерывная работа.

  1. Проводятся ежегодные совместные совещания, круглые столы, педагогические чтения, мастер-классы учителей начальной школы и воспитателей ДОУ, где педагоги делятся своим опытом, обсуждают успехи и проблемы в работе, обсуждают возможные несостыковки программ обучения и пути их преодоления и т.д.;
  2. Совместные методические объединения учителей начальных классов и воспитателей детского сада включают в себя и взаимопосещения уроков в первых классах школы и открытых занятий в подготовительных группах. На занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1-ый класс в следующем учебном году. После занятий педагоги имеют возможность совместно провести анализы открытых уроков и внеурочных занятий, где педагоги уделяют особое внимание методическим приёмам, формам и методам работы, что дает возможность совершенствовать методы обучения детей.
  3. Наблюдение воспитателей за своими воспитанниками в первые месяцы обучения в школе с целью выявления того, как они проявляют себя в новом коллективе, как усваивают программу, какие встречают трудности.
  4. Взаимосвязь психологических служб детского сада и школы позволяет вырабатывать согласованные взгляды на критерии готовности детей к школьному обучению, на проведение диагностических процедур в связи с записью детей в школу.

Особое место в общей системе подготовки детей к школе необходимо отводить работе с родителями. Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге.  От того, каковы семейные традиции, какое место занимает в ней ребенок — будущий школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Формирование качеств, необходимых будущему школьнику, может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детского сада, школы и семьи.

     Цикл мероприятий по проблеме преемственности, с родителями старших групп мы планируем в соответствии с годовым планом гимназии, который включает в себя:

  • совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
  • консультации с педагогами ДОУ и школы;
  • встречи родителей с будущими учителями;
  • анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе.

На собраниях рассматриваются вопросы:

- физической, психологической, интеллектуальной готовности детей к школе;

- изучаются критерии успешного обучения в школе;

- анализ степени готовности самих родителей к обучению детей в школе;

- результаты анкетирования.

      Такие встречи превращаются в дискуссию, деловое общение приобретают форму открытого диалога, возникает атмосфера доверительных отношений, активного участия воспитателей, родителей и учителей.

     Хорошие результаты в данном направлении дает анкетирование родителей Анализ результатов анкетирования родителей показывает, что многие родителей считают, готовность ребенка к школе определяется умением читать и писать. И наша задача донести до родителей, что готовность к школе – это не только умение читать и считать, а еще и психологическая, личностная, физическая готовность ребенка.

Ну и конечно, одно из самых важных, на наш взгляд, направление работы детского сада и школы – это работа с детьми.

Связь между детьми подготовительной группы и школьниками поддерживается в течении всего учебного года.

В сентябре традиционно проводится Фестиваль «Учусь учиться»: праздник «День ученика», где воспитанники подготовительных групп общаются с учащимися начального или среднего звена. Дошкольники задают все волнующие их вопросы о школе, учебе, учителях и т.д., а гимназисты с удовольствием отвечают на них. Обстановка всегда очень доброжелательная, раскрепощенная.

Очень объединяет учеников с дошколятами театральные фестивали. Каждый год учащиеся 1-ых классов показывают воспитанникам старшего дошкольного возраста театральные представления по «ПДД», «Экологии», «Правильном питании» и пр. В свою очередь дети подготовительных групп приглашают гимназистов на просмотр своих спектаклей. Ученики старших классов активно принимают участие в подготовке и проведении новогодних утренников. Нужно отметить, что все группы старшего дошкольного возраста приглашаются в гимназию на интерактивное новогоднее представление. В праздничный день дошкольного работника ученики старших классов ответственно готовятся и проводят занятия для детей подготовительных групп. С профессиональным праздником - Днем учителя воспитанники детского сада поздравляют педагогический коллектив гимназии подарками, сделанными своими руками.  

Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников старших групп в школу. Во время экскурсии дошкольники знакомятся со зданием школы, в спортивном зале учителя проводят мини-занятие по физической культуре; в библиотеке дети активно участвуют в викторине по страницам любимых сказок; во время урока дети имеют возможность побыть настоящими учениками, посидеть за партой, собрать школьный рюкзак; а во время мастер-класса по творчеству – совместно выполнить проектную работу.

Впервые в этом году, накануне праздника дня Защитника Отечества дети подготовительных групп отправились в «Гимназию №2» для знакомства с кадетами – учащимися 7л/к класса. Кадеты рассказали о движении кадетства, показали свои умения в строевой подготовке, умение выполнять разборку и сборку АК-47, а также умение оказывать первую медицинскую помощь. Так же дети посетили школьный музей с обзорной экскурсией.

Ещё одним важным, на наш взгляд, направлением работы между детским садом и школой является реализация совместных проектов различной направленности. Наши воспитанники совместно с учениками принимают участие в трех проектах: «Эколята», «Орлята России», «Добрая зебра».

Такие встречи активизируют любознательность, творчество, развивают положительный интерес дошкольников к школьной жизни, знакомят с образовательным пространством школы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в работе детского сада и школы по обучению решению текстовых задач

Проблеме преемственности в воспитании, обучении, образовании посвящено значительное число исследований.Как научить ребенка приступать к анализу задачи, составлению плана решения и только потом к ее ре...

«Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению»

Каждый новый период в жизни человека сопровождается новыми трудностями и переживаниями. Особенно остро такие трудности  переживают дети. Для ребёнка, который привык играть в детском саду (и дома)...

«Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни» (из опыта работы)

laquo;Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни» (из опыта работы)...

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой пе...

«Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению».

    Сегодня мы знаем как никогда, что труднее всего в жизни стало реализовываться и быть уверенным в завтрашнем дне. А значит, основным условием успешности человека становятся в перву...

Проект "Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни"

Разработка проекта обусловлена необходимостью создания условий для перехода ребенка из детского сада в школу, который является важным этапом жизни, связан не только с изменением среды его развития, но...

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации к школьному обучению

В статье отражен опыт работы учителя начальных классов Е.Н.Потаповой по преемственности в обучении на уровнях дошкольного и начального общего образования...