Главные вкладки

    «Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению»
    статья по теме

    Захарченко Елена Владимировна

    Каждый новый период в жизни человека сопровождается новыми трудностями и переживаниями. Особенно остро такие трудности  переживают дети. Для ребёнка, который привык играть в детском саду (и дома), непростой оказывается ситуация поступления в школу. Ведь нужно отложить игрушки, взять в руки ручку, тетрадки, внимательно слушать взрослых и выполнять их задания. Как сделать так, чтобы первокласснику в школе было комфортно, чтобы его первые неудачи не омрачили всю дальнейшую школьную жизнь, чтобы о начальной школе остались только радужные, светлые воспоминания? Успешность процесса адаптации учеников во многом зависит от обеспечения преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

             МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»

    «Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению»

                                                      Захарченко Елена Владимировна

                                                     Кашира – 8

                                                       2012 год

                               От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь

                               на первую ступеньку лестницы познания, что он будет    

                               переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям.

                                                                                         В.А. Сухомлинский

              I. Введение. Необходимость реальной преемственности между детским садом и начальной школой.

               Каждый новый период в жизни человека сопровождается новыми трудностями и переживаниями. Особенно остро такие трудности  переживают дети. Для ребёнка, который привык играть в детском саду (и дома), непростой оказывается ситуация поступления в школу. Ведь нужно отложить игрушки, взять в руки ручку, тетрадки, внимательно слушать взрослых и выполнять их задания. Как сделать так, чтобы первокласснику в школе было комфортно, чтобы его первые неудачи не омрачили всю дальнейшую школьную жизнь, чтобы о начальной школе остались только радужные, светлые воспоминания? Успешность процесса адаптации учеников во многом зависит от обеспечения преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием.

                  Когда мы говорим о продлении связи между детским садом и начальной школой, можно выделить два понятия: психологическая готовность ребенка к обучению в школе и преемственность между дошкольным учреждением и школой. У нас в стране школа стала задавать жесткие требования к подготовке детей. Они привели к тестированию, увеличилось количество занятий, появилась масса дополнительных групп дошкольного образования, которые занимаются натаскиванием детей к школе. И детские сады этим активно занимались, а некоторые продолжают это делать сейчас.

                Необходимость реальной преемственности – проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе. Однако, с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрении в детском саду и школе вариативных программ и технологий отмечается рассогласование преемственных связей. Подготовка детей к школе, до сегодняшнего дня, сводилась в подгонке социально-педагогических приоритетов детского сада к требованиям и особенностям школы, что привело к вытеснению в детском саду специфической формы активной деятельности ребенка –  игры. Все больше она уступала место “обучению на занятиях”. В результате, по данным школьного мониторинга готовности детей к школе, отмечается уменьшение детей с познавательной мотивацией, как одним из основных показателей сформированной внутренней позиции школьника. Вот почему построение преемственности между детским садом и школой в вопросах подготовки детей к школе, сегодня, требует нового подхода.

    II. Основная часть. Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению.

    1. Введение Федеральных Государственных Требований  (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования.

               Введение Федеральных Государственных Требований  (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.

           ФГТ оградили нас от понимания преемственности между детским садом и начальной школы как преемственности по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в детском саду и с какими знаниями школа должна их получать.

           На современном этапе (в связи с введением ФГТ) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.

         Минимум качеств, которыми должен обладать выпускник ДОУ:

    • физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
    • любознательный, активный, эмоционально отзывчивый;
    • овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
    • способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
    • способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
    • овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

           В нашем детском саду реализуется программа «От рождения до школы», как рекомендовано в ФГТ, она  соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка,  а также сочетает принципы научной обоснованности и практической преемственности.

           Комплексная подготовка детей к школе по программе «От рождения до школы», определяется  разнообразными навыками и умениями, помогающими овладеть школьными предметами. Она также включает в себя проведение различных мероприятий, обеспечивающих такое физиологическое и психологическое состояние дошкольника, при котором он будет в состоянии безболезненно привыкнуть к школьному распорядку и сможет наиболее эффективно выполнять те требования, которые предъявляет школа.

               Ребенок не  пассивный слушатель, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему воспитателем. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.  

              Учитывая ведущий вид мышления дошкольников – наглядно-действенное, наглядно-образное, одним из ведущих методов, используемых педагогами при организации познавательной деятельности является метод наглядного моделирования, который позволяет обучать детей умению использовать знаково-символические средства изучаемой информации (создание моделей, схем). Это помогает ребенку осваивать явления окружающего мира, которые невозможно воспринимать непосредственно, а также формирует у детей понимание связей между явлениями окружающего мира, их особенности, умения устанавливать причинно-следственные связи.

              Одним из итоговых результатов дошкольного образования должно стать развитие у детей целеполагания (способности принимать и ставить цели и задачи деятельности, искать средства ее осуществления, добиваться получения результата).

               Многие критикуют ФГТ за то, что там нет слова «занятие». В данном случае надо определить, что понимается под этим словом. Даже по звучанию оно достаточно далеко стоит от слова «урок». Когда речь идет о занятии в детском саду, почему-то считается, что имеется в виду мини-урок. Такие занятия критикуются. Занятие можно трактовать более широко. К счастью, занятий, которые выстроены как урок, становится меньше в детских садах. В нашем детском саду занятие – это та форма взаимодействия воспитателя с детьми, при которой педагог по своей инициативе предлагает определенное образовательное содержание. Дошкольникам необходим и такой вид взаимодействия наряду с совместной и самостоятельной деятельностью. На занятиях дети должны общаться, спорить, отстаивать свою точку зрения, доказывать, а не  механически отвечать на вопросы после поднятия руки.

        Конечно, для реализации Федеральных Государственных Требований в  плане  преемственности  необходим ряд условий:

    • высокопрофессиональные специалисты;
    • специально организованная развивающая среда;
    • методическое обеспечение;
    • сотрудничество детского  сада  и школы,  которое  осуществляется по трем основным направлениям:
    1. Методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”), поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы);
    2.  Работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
    3. Работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

           Таким образом, новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенных в вышеуказанных нормативных документах требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

    2. Взаимосвязь содержания воспитательно-образовательной работы детского сада и школы. 

            Преемственность в системе народного образования — это установление взаимосвязи между смежными ее звеньями в целях последовательного решения задач обучения и воспитания.

            Необходимость преемственности между детским садом и школой усиливается в еще большей мере в связи со значительно возросшей ролью общественного дошкольного воспитания в нашей стране. Дошкольное воспитание — первое звено единой системы народного образования.

            Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся. Работники дошкольных учреждений должны хорошо знать требования, которые предъявляются детям в I классе, и в соответствии с ними готовить старших дошкольников к систематическому учению.

              Психолого-педагогические требования к ребёнку, поступающему в первый класс.

    1. Общие знания. Осведомлённость ребёнка в разных областях:

    • я (имя, фамилия, пол, возраст, место проживания);
    • моя семья (Ф.И.О. родителей, состав семьи, профессии);
    • окружающий мир (животные и растения, времена года и явления природы, люди и техника и т.д.).

    2. Математические представления:

    • цвета и их оттенки;
    • знание числовой последовательности в пределах 20;
    • сложение и вычитание в пределах 10;
    • понятия больше – меньше;
    • основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и составление из них более сложной фигуры по образцу;
    • ориентировка в пространстве (правый – левый, верх – низ, свободное владение предлогами над, под, между, перед) и т.д.
    • измерение предметов при помощи линейки.

    3. Речь:

    • умение составлять рассказ по картинке, пересказывать содержание известной сказки, рассказывать связные истории из своей жизни, рассуждать;
    • умение слышать отдельные звуки в словах, делить слово на слоги, предложение – на  слова. А вот уметь читать или писать письменными буквами – совершенно не обязательно.

    4. Внимание, память, мышление:

    • все интеллектуальные функции (внимание, память, мышление) должны достичь определённого уровня развития – стать произвольными, то есть сознательно управляемыми. Будущему школьнику необходимо уметь определённое время работать, сосредоточившись на задании.

    5. Мелкая моторика:

    • ребёнку важно научиться владеть собственными пальчиками – ведь теперь он будет учиться писать. Поэтому ему нужно уметь: правильно держать ручку, пользоваться ножницами, рисовать и лепить, обводить контуры и заштриховывать фигуры.

             Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы. Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности.

            Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников.

            3. Формы связи между детским садом и школой.

            В практике дошкольных учреждений сложился определенный опыт связи детского сада и школы. Выделяют две линии, по которым идет установление этой связи: тесный контакт педагогических коллективов детского сада и школы и непосредственное сближение дошкольников и первоклассников.

              Воспитатели знакомятся с содержанием и спецификой учебно-воспитательной работы в начальных классах школы, определяя перспективы развития детей и обеспечивая тот его уровень, который требует школа. В свою очередь, учителя получают представление о содержании воспитательно-образовательной работы, осуществляемой в детском саду, с тем чтобы опираться на имеющиеся у детей знания и опыт.

           Формы связи между этими педагогическими коллективами разнообразны:

    • совместное обсуждение и изучение программы I класса и «Программы воспитания в детском саду», глубокое осмысление их преемственности;
    • ознакомление учителей с формами работы в подготовительной группе, а также уровнем знаний и умений, приобретенных детьми к концу старшего дошкольного возраста; с этой целью целесообразно присутствие педагогов начальных классов на занятиях в детском саду (в начале, середине и конце года), наблюдение за дошкольниками, индивидуальные беседы с отдельными из них, посещение педагогических совещаний, проводимых в детском саду по итогам работы в подготовительных группах;
    • наблюдение воспитателей за своими воспитанниками в первые месяцы обучения в школе с целью выявления того, как они проявляют себя в новом коллективе, как усваивают программу I класса, какие встречают трудности; посещение педагогических советов в школе по итогам успеваемости учащихся первых классов;
    • проведение конференций и Педагогических чтений по проблемам всесторонней готовности детей дошкольного возраста к школе, совместные обсуждения новинок педагогической и психологической литературы и ознакомление с передовым опытом работы дошкольных учреждений и школ по совместной подготовке детей к обучению в школе.

    III. Заключительная часть.

    Результат взаимодействия педагогов детских садов и школ.

          В результате таких контактов педагогов детских садов и школ достигается их взаимопонимание. Воспитатели яснее осознают требования школы, задачи подготовки детей к учебе и успешнее их решают. Учителя, в свою очередь, глубже вникают в задачи, содержание и методы работы детского сада, что помогает им установить преемственность в методах воспитательного воздействия. Связь между детьми подготовительной группы и школьниками поддерживается в течение учебного года. Ознакомление дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться. Формы этой работы разнообразны: экскурсии в школу, посещение школьного музея, библиотеки, мастерской, проведение совместных занятий, утренников, музыкально-литературных вечеров, организация выставок рисунков и поделок, встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада. Установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и школой — необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к систематическому обучению.

             Я надеюсь, что демократические преобразования в современном обществе приведут к переоценке ценностей и повышению требований к качеству образования, в том числе и звене ДОУ – начальная школа. Современный учитель будет ценить в будущем первокласснике не столько умения читать, считать и решать задачи, сколько положительное отношение к самому себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, самостоятельность, инициативность, любознательность, а также развитые воображение, произвольность, коммуникативные способности, самооценку.

            А совместные действия воспитателей и учителей помогут предупредить и преодолеть проблемы адаптации у учащихся при переходе на новую ступень обучения и сохранить их здоровье и эмоциональное благополучие.

      Литература:

    1. «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

    2. «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».

    3. Тишурина О.Н. «Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием» (Научно – практический журнал «Завуч начальной школы» №4 2007г.).

    4. Меттус Е.В. «Программа «Преемственность. Адаптация»». (Научно – практический журнал «Завуч начальной школы» №1 2010г.).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Преемственность в работе детского сада и школы по обучению решению текстовых задач

    Проблеме преемственности в воспитании, обучении, образовании посвящено значительное число исследований.Как научить ребенка приступать к анализу задачи, составлению плана решения и только потом к ее ре...

    Преемственность в работе детского сада и школы

    Презентация по экологическому занятию....

    Преемственность в работе детского сада и школы

    Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. И не случайно в настоящее время н...

    Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению

    Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой пе...

    «Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению».

        Сегодня мы знаем как никогда, что труднее всего в жизни стало реализовываться и быть уверенным в завтрашнем дне. А значит, основным условием успешности человека становятся в перву...

    Проект "Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни"

    Разработка проекта обусловлена необходимостью создания условий для перехода ребенка из детского сада в школу, который является важным этапом жизни, связан не только с изменением среды его развития, но...