«Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению».
статья на тему

Кузнецова Ирина Геннадьевна

      Сегодня мы знаем как никогда, что труднее всего в жизни стало реализовываться и быть уверенным в завтрашнем дне. А значит, основным условием успешности человека становятся в первую очередь его психологические качества, способность общаться и получать информацию. А это значит, что сегодня школа ставит перед собой главную задачу – научить ребенка учиться! Одно из условий непрерывного образования является - преемственность всех звеньев учебного процесса.

Сейчас все образовательные учреждения перешли на новый образовательный стандарт. Ведущие принципы ФГОС – принципы преемственности и развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению».

Учитель Кузнецова И.Г.

               Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению.

      Сегодня мы знаем как никогда, что труднее всего в жизни стало реализовываться и быть уверенным в завтрашнем дне. А значит, основным условием успешности человека становятся в первую очередь его психологические качества, способность общаться и получать информацию. А это значит, что сегодня школа ставит перед собой главную задачу – научить ребенка учиться! Одно из условий непрерывного образования является - преемственность всех звеньев учебного процесса.

Сейчас все образовательные учреждения перешли на новый образовательный стандарт. Ведущие принципы ФГОС – принципы преемственности и развития.

Сегодня понятие преемственности понимается как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. При этом дошкольная образовательная организация обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению. Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы.

Основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются:

− установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;

− выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

− создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;

− всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

− оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;

В рамках преемственности с детским садом мы определили основную цель нашей работы:

• создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.

• обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.

• создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.

Сотрудничество детского сада и школы, осуществляется по трем основным направлениям:

• методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”), поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы);

• работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);

• работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

Одним из важнейших нововведений образовательных стандартов является создание в образовательной организации основной образовательной программы. Преемственность ФГОС ДО И ФГОС НОО можно проследить в содержании основных образовательных программ. Требованиями стандартов является направленность основных образовательных программ:

– на формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры, личностное и интеллектуальное развитие детей;

– процесс успешной социализации ребенка;

– развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования;4

– сохранение и укрепление здоровья детей.

Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой.

Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у детей познавательных интересов в детском саду. Интерес ребёнка дошкольного возраста – это его память, внимание, мышление. Развитие познавательного интереса ребенка в детском саду решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях. Ребенка в детском саду необходимо научить размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других.

У дошкольников необходимо сформировать такие элементы учебной деятельности как: - способность действовать по образцу; - умение слушать и выполнять инструкцию; - умение работать сосредоточенно и выполнять задание до конца; - умение задавать и отвечать на вопросы; - умение оценивать как свою работу, так и работу других детей

Тем самым у детей формируется психологическая готовность к школьному обучению.

Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка.

ФГОС ДО говорит нам о том, что основная задача детского сада заключается в формировании у детей предпосылок универсальных учебных действий. (В этом и есть суть преемственности дошкольного и начального общего образования.)

В настоящее время проблема преемственности заключается в том, что вместо предпосылок учебной деятельности у дошкольников пытаются сформировать её элементы. (Компоненты учебной деятельности: 1) мотивы; 2) учебная цель; 3) учебная задача; 4) учебные действия и операции.)

ФГОС ДО нацеливает нас на отказ от знаниевой парадигмы в образовании: не ЗУН, а формирование умений учиться.

Универсальные учебные действия (УУД) - совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. На современном этапе (в связи с введением ФГОС) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.

Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы:

−установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;

−выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

−создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;

−всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей.

Поступление ребёнка в первый класс – это сложное испытание и для него самого и для его родителей

Организация предшкольной подготовки позволяет снять тревожность, чувство страха и неуверенности, и одновременно повысить желание стать учеником – первоклассником, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.

Готовность к школе – это не только набор определённых умений и навыков, которые должны быть сформированы у ребёнка к 6-7 годам. Готовность к школе включает в себя несколько основных компонентов:

интеллектуальная готовность;

личностная и социально-психологическая готовность;

 

эмоционально-волевая готовность;

физическая готовность.

практика показывает, что положительные результаты адаптации детей к школе и учению есть там, где налажены контакты учителей и воспитателей, где организован обмен опытом, где постоянно анализируется качество подготовленности детей к школе, уровень развития их способностей

Поэтому, занимаясь с детьми в «Школе будущего первоклассника», в процессе подготовки педагоги уделяют большое внимание на развитие не только познавательных и творческих способностей, но стараются найти индивидуальный подход к каждому ребенку и создать для него ситуацию успеха.

В нашей школе преемственность осуществляется по нескольким направлениям - это

взаимное сотрудничество между учителями и воспитателями, взаимопосещение открытых занятий учителями и воспитателями. Анализ адаптации детей в начале учебного года и успехов в конце года. Совместные мероприятия с детьми подготовительной группы и учениками начальных классов. Работа с родителями будущих первоклассников.

Работа начинается с составления перспективного плана работы по осуществлению преемственности между ДОУ и школой на год.

Информацию для родителей будущих первоклассников размещаем на сайте школы.

Взаимосвязь родителей с педагогом - психологом школы позволила выработать согласованные взгляды на критерии готовности детей к школьному обучению, на проведение анкетирования родителей « Мой ребенок и его индивидуальные особенности»; на проведение тестирования детей по определению « школьной зрелости» в подготовительной к школе группе, консультации и советы родителям « Оцените готовность вашего ребенка к обучению в школе».

А учителя начальных классов посещают в течение года открытые занятия в детском саду. Наблюдают, как работает каждый ребенок, замечают способности и слабые стороны. На основании наблюдений делается вывод для будущей работы: какие знания, умения и навыки приобретает выпускник детского сада на конец обучения.

Таким образом, у учителя еще до начала учебного года имеется достаточно полное представление о детях, их способностях, о том, какие ЗУН они приобрели в детском саду, о здоровье, семье, бытовых условиях, об окружении каждого ребенка – все это помогает учителю в начале его работы с новым классом.

Для того, чтобы повысить мотивацию детей дошкольной группы к обучению в школе, в течение года регулярно устраиваем экскурсии: на территорию школы, в школьную библиотеку, спортивный зал. Обязательно в будущий класс.

Организуем совместные праздники, совмещаем прогулки 1-го класса и дошкольной группы, чтобы дети дружили между собой, общались, обменивались впечатлениями, ведь первоклассники - это их вчерашние товарищи по садику. Так им легче будет привыкнуть к школьной жизни в начале обучения.

Согласованная и дружная работа школы и детского сада позволяет оценить адаптацию наших выпускников, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведённых за ним.

Формы осуществления преемственности нашей школы с дошкольными образовательными учреждениями можно поделить по следующим направлениям.

1. Работа с детьми:

• экскурсии в школу;

• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;

• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной);

• совместные спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

• посещение дошкольниками учебных занятий в «Школе будущего первоклассника», организованных при школе;

• посещение летнего оздоровительного лагеря при школе.

2. Взаимодействие педагогов:

• совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

• педагогические и психологические наблюдения.

Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:

3. Сотрудничество с родителями:

• совместные родительские собрания с учителями школы, которые уже стали традиционными;

• консультации с педагогами школы;

• встречи родителей с будущими учителями;

• дни открытых дверей;

• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе.

Работа по преемственности даёт возможность совместно с педагогами и психологом школы разработать ряд мероприятий для учителей начальных классов по осознанию возрастных особенностей детей и выделению основных приёмов в работе, характерных данному возрастному периоду.

Согласованная и дружная работа школы и детского сада позволяет оценить адаптацию учащихся, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведённых за ним ещё в детском саду. Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе. У воспитателей есть возможность следить за учёбой своих детей и вносить коррективы в свою деятельность по подготовке воспитанников к школе; учителя же ближе знакомятся с будущими первоклассниками, системой работы воспитателя, родителями.

Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее имя – педагог.

Только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать для ребенка переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным.

Закончить свой доклад хочу словами В.А. Сухомлинского

«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера… Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в работе детского сада и школы по обучению решению текстовых задач

Проблеме преемственности в воспитании, обучении, образовании посвящено значительное число исследований.Как научить ребенка приступать к анализу задачи, составлению плана решения и только потом к ее ре...

«Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению»

Каждый новый период в жизни человека сопровождается новыми трудностями и переживаниями. Особенно остро такие трудности  переживают дети. Для ребёнка, который привык играть в детском саду (и дома)...

«Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни» (из опыта работы)

laquo;Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни» (из опыта работы)...

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой пе...

Проект "Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни"

Разработка проекта обусловлена необходимостью создания условий для перехода ребенка из детского сада в школу, который является важным этапом жизни, связан не только с изменением среды его развития, но...

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации к школьному обучению

В статье отражен опыт работы учителя начальных классов Е.Н.Потаповой по преемственности в обучении на уровнях дошкольного и начального общего образования...