Логопедическое сопровождение детей с РАС.
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Особенности построения работы логопеда с детьми с РАС. Основные направления работы, их содержания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedich_soprovozhdenie_ras.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое сопровождение детей с РАС.

Одним из специалистов, обеспечивающих развитие и коррекцию коммуникативной функции речи ребенка с РАС, является учитель-логопед.

Коррекционно-развивающие занятия проходят как в индивидуальном, так и групповом режиме.

Цель логопедической работы – научить аутичного ребёнка активно пользоваться речью.

Задачи программы:

1) развитие коммуникативной (вербальной и невербальной) стороны речи;

2) совершенствование артикуляционной моторики и координации мелких движений пальцев рук и кистей;

3) развитие слухового восприятия и фонетико-фонематических процессов;

4) работа над дыханием, просодикой, артикуляцией и звукопроизношением;

5) развитие лексико-грамматической стороны речи;

6) развитие связной речи, речевого общения.

В структуру каждого занятия входит: мотивационная установка, развитие фонематического слуха, лексико-грамматические упражнения, развитие связной речи, развитие общей и мелкой моторики, психических процессов.

В логопедической работе целесообразно учитывать принципы, которые помогают эффективно организовывать деятельность ребенка: это создание охранительного режима, спокойной обстановки, отсутствие отвлекающих факторов, индивидуальный режим работы для каждого ребенка, пошаговое объяснение и выполнение задания, внимательность взрослого к интонационной окраске своего голоса, если используется критика, то только позитивная и объективная. Успешность и результативность логопедической работы зависят от соблюдения и дидактических принципов научности, системности, последовательности и постепенности, доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. [5]

Таблица 1 – Основные направления и содержание коррекционной работы

Основные направления

Содержание коррекционной работы

Развитие слухового и зрительного внимания и памяти

Развитие внимания к неречевым звукам. Воспитание слухового внимания при восприятии громко и тихо звучащих предметов, а также тихой и громкой речи.

Развитие чувства темпа, ритма.

Воспитание слухового внимания к речи, развитие слухоречевой памяти. Воспитание зрительного внимания и памяти.

Развитие импрессивной речи

Развитие пассивного словаря существительных.

Понимание и активное усвоение глагольного словаря.

Закрепление понимания обобщающих понятий.

Развитие понимания грамматических форм речи: дифференциация единственного и множественного числа существительных и глаголов.

Понимание предложных конструкций с предлогами.

Развитие просодической

стороны речи

Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох. Закрепить навык мягкого голосоведения.

Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением. Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса.

Фонематический слух

(восприятие, анализ и синтез)

Совершенствовать умение в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.

Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова.

Звукопроизношение

Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в свободной речевой деятельности.

Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.

Слоговая структура слова

Формирование слов с правильным воспроизведением ударного слога и интонационно-ритмического рисунка в словах.

Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза. Формирование произносительных навыков.

Словарный запас

Дальнейшее развитие словаря существительных.

Формирование глагольного словаря.

Пополнение активного словаря за счет прилагательных.

Введение в речь местоимений, наречий, числительных, предлогов, союзов.

Обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами;

притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением.

Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов.

Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи.

Грамматический строй речи

Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения.

Единственное и множественное число существительных.

Согласование прилагательных с существительными в числе, роде и падеже.

Согласование глагола с существительным в числе и роде.

Образование слов при помощи суффиксов.

Словообразование слов при помощи приставок.

Научить образовывать и использовать в

экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные.

Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.

Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.

Связная речь

Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание.

Совершенствовать умение вести диалог.

Учить составлять рассказы-описания по плану и схеме. Рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по вопросам.

Учить пересказывать знакомые сказки и короткие тексты.

Совершенствовать умение “оречевлять” игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.

Развитие диалогической речи и коммуникативной стороны речи

Формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, речевого общения.

Отвечать на поставленные вопросы по существу, уметь самому поддерживать диалог и даже инициировать его.

Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:

формирование УУД на всех этапах учебного процесса;

побуждение к речевой деятельности;

установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;

многократного возвращения к изученному материалу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое сопровождение детей после кохлеарной имплантации (КИ)

В статье освещены особенности логопедической работы с детьми после  кохлеарной имплантации (КИ)....

Логопедическое сопровождение детей с ЗПР, обучающимися по общеобразовательной программе с учётом адаптированной программы VII вида в условиях общеобразовательной школы.

В данной работе рассказывается о том, как должна осуществляться коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы...

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА.

В статье рассказывается о целях, задачах и специфике работы на школьном логопункте с детьми с ОВЗ. Материал представлен в рамках научно-практической конференции "Возможности организации здоровьеформир...

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС НОО

   Цель логопедического сопровождения ребенка с ЗПР : выбор оптимальных путей логопедической работы по коррекции речевых нарушений, способствующих успешной адаптации и интеграции его ...

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ

При тяжёлом аутизме у ребёнка невысокий интеллект или умственная неполноценность. Интеллект снижен неравномерно: иногда сохраняются так называемые «островки» нормальных или даже высоких сп...

Рабочая программа «Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ»

Пояснительная запискаПрограмма составлена с учётом возрастных особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.Срок реализации программы – 1 год;14 часа в год (на каждый класс), 1 часа ...