Доклад «Особенности логопедического сопровождения детей с РАС и детей с нормативным развитием»
материал по логопедии

Особенности логопедического сопровождения детей с РАС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ras.docx23.36 КБ
Файл na_sayt.pptx2 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Тонкинская средняя школа»

Доклад

на тему: «Особенности логопедического сопровождения детей с РАС и детей с нормативным развитием»

Подготовила: учитель-логопед

Удалова В.Л.

р.п. Тонкино

2021 год

Аутизм - это особое нарушение психологического развития, проявляющееся трудностями общения и социального взаимодействия.    Название болезни происходит от греческого слова autos — сам. То есть ребенок - аутист находится как бы сам в себе, он отгорожен от окружающего мира стеной, оторван от реальности и не может адекватно на нее реагировать.

На  сегодняшний день человечество не знает ни причин возникновения аутизма, ни причин его такого распространения. Но вне зависимости от  причины в большинстве случаев это - пожизненное состояние.

На сегодняшний день в мире официально зарегистрировано 10 миллионов  аутистов.

Только  за последние 30 лет статистика этого заболевания резко  увеличилась:

по данным «Всемирной организации аутизма», в 2008 году 1 случай аутизма приходился на 150 детей, а уже в 2012 году 1 случай аутизма приходился на 88 детей, в 2017 году 1случай аутизма на 50 детей.

Количество аутизма увеличивается с каждым годом.

Аутизм называют болезнью 21 века и главной загадкой третьего тысячелетия.

Ещё аутизм называют расстройство аутистического спектра. Это название совершенно не случайно, потому что спектр этот огромен. Он включает в себя как тяжелых людей с глубоким аутизмом, неречевых, с проблемным поведением, с умственной отсталостью, с низкой социальной адаптивностью, так и высокофункциональных аутистов – людей с синдром Аспергера, среди которых как раз встречаются люди с удивительными, уникальными способностями в самых разных областях.

Если рассмотреть таблицу речевого развития детей с РАС и детей с нормативным развитием, то можно увидеть следущее:

Нормальное развитие

Развитие при аутизме

1-3мес.  1 мес. Чувства ребёнка выражаются в плаче

                2-3 мес. Вокализация, переходящая в гуление  и лепет.

Беспричинный крик, плач.

Тяжелый необычный  плач

3-6 мес.  Смеется. Вокализирует, используя различные гласные звуки. Лепечет.

5-6 мес. Выражает свои чувства смехом, плачем. 6 мес. Активно лепечет. Появление согласных (АМ-МА-МММ)

Очень ограниченное и  необычное гуление (визги, крики).

8 мес. Повторы слогов: ба-ба-ба, ма-ма-ма

Не отзывается на свое имя.

9-10 мес. Появление первые слов

12 мес. Словарный запас достигает от 3 до 50 слов

Могут появляться первые слова, но не используются со значением. И также остается частый резкий громкий крик

К двум годам у ребенка появляется фраза, что является предпосылкой к развитию связной речи. Фраза, как правило, состоит из двух простых слов («мама, дай»).

Обычно запас менее 15 слов и эти слова появляются , затем исчезают.

Жесты не развиваются.

На протяжении 2-го и 3-го г. жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.

Если ребёнок говорящий, то у них очень бедная артикуляция

Дети 4-го г. жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями.

Если говорящий, то речь практически всегда не осмысленная (без осознавания значений)

В возрасте 5 лет дети легко строят диалог. Идет бурное развитие монологической речи. Высказывания детей напоминают короткий рассказ.

Берет родителей за руку и ведет к объекту, подходит к месту его привычного расположения и ждет пока ему дадут предмет.

Практически у всех детей с РАС не развит артикуляционный аппарат, а

коммуникация и общение  – это неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей устная (звучащая) речь и вовсе отсутствует, присутствует в виде эхолалий или нарушена настолько, что понимание ее окружающими просто невозможно.

В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, по вовлечению обучающихся с РАС в совместную деятельность на основе эмоционального осмысления происходящих событий, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения. Про альтернативные средства коммуникации, у Леши обучение какой либо элементарной жестовой речи удается с огромным тудом, но он научился: здороваться, прощаться, говорить спасибо, показывать все отлично, показывать тихо….

Либо мы интегрируем ребёнка в социум, формируя необходимые поведенческие, альтернативные навыки либо социум изолирует этого ребёнка. Ждать, что мир должен сам приспособиться к особенностям ребёнка – это значит выбрать тупиковый путь.

И ещё родители должны принять и полностью участвовать в работе всех специалистов. Мама Леши присутствует абсолютно на всех занятиях дефектолога Волычевой О.Е., учителя-предметника Щербаковой Е.В. и учителя-логопеда Удаловой В.Л.

Работа с детьми РАС очень длительна, кропотлива и традиционные методики не помогают, поэтому приходится искать действенные методы коррекции для таких детей. В нашей школе обучается один ребенок с таким диагнозом, хочу отметить, что у него тяжелая форма аутизма,  речь на уровне звукоподражаний и отдельных звуков, такая речь не может служить для полноценного общения. Та «речь», которая есть у ребёнка, не выступает «регулятором поведения», т.к. выработка условных связей на слова значительно затруднена. Поэтому все  усилия логопедических занятий направлены на   запуск речи, на её формирование и  на развитие наиболее сохранных структур головного мозга. Леша сейчас с легкостью подбирает ключик определенного цвета к дверце, сам открывает, сам вставляет нужную фигуру в ячейку.

Коррекционно-логопедическую работу с безречевым ребенком  с РАС рекомендуется начинать с установления контакта( но т.к зрительного контакта все практически аутисты бояться, мне пришлось искать альтернативный путь и для того чтобы он обращал внимание на мою артикуляцию я стала касаться указат. пальцем до подбородка и обращать внимание на губы,  это нужно для дальнейшей стимуляции голосовых реакций и вызывания звукоподражания, которым придается характер коммуникативной значимости. Таких детей важно простимулировать к употреблению невербальных средств и доступному произнесению звуков и по возможности простых слов, допускается нечеткое и искаженное произнесение звуков и слов. При этом должна поощряться любая речевая и коммуникативная активность.  Ребёнок с РАС имеет свою специфику развития. Общим для всех неговорящих детей является отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации общения, повышенная эмоциональная истощаемость, таким детям свойственны периодические кризы, появляющиеся в приступах агрессии или плача, беспокойном поведении, снижение внимания, памяти.  Всё это мешает полноценному развитию речи и взаимодействию ребёнка с окружающим миром. На начальных этапах работы используются вопросы: «Покажи?», «Отгадай?», сюрпризный момент при нахождении, доставании предмета «Ой, что это?»(Игры в сухом бассейне).

 Такие слова, как «повтори», «скажи» не употребляются на логопедических занятиях.  

Ещё нужно отметить, что поведенческие проблемы и нарушения обучения при аутизме связаны с тем, как ребёнок получает, обрабатывает и реагирует на информацию от органов чувств.

При аутизме происходит нарушение обработки сенсорной информации – это концепция, разработанная эрготерапевтом А. Джин Айрес в 1960-х годах.

Сенсорные ощущения - это информация об окружающем мире, которая поступает от: органов зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, от вестибулярного аппарата (равновесие) и от проприорецепторов (суставно-мышечное чувство). Человек с РАС может воспринимать эти сенсорные сигналы как неприятно сильные (свет слишком яркий, звук слишком громкий (рециркулятор) или резкий), либо как слишком слабые или просто непонятные. Звуки или зрительная информация на заднем фоне слишком сильно их отвлекают, и они не могут их отфильтровать. Например, звук мела по доске так отвлекает ребёнка, что информация учителя ему недоступна. 

С другой стороны, измененные ощущения очень часто становятся источником огромнейшего наслаждения для многих детей с аутизмом. Они часто получают удовольствие от ситуаций и предметов, которых другие люди даже не замечают. Например, крутящаяся юла сильнее привлекает ребёнка с РАС, чем кукла или машинка.

Главная задача педагога - вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью нужно применять в работе с ним как можно больше разнообразных форм взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт. Но в тоже время при работе с такими детьми речь логопеда не должна быть насыщенной, а установки должны быть четкими и короткими с опорой на картинку или графические знаки и тд. В идеале использовать карточки РЕСS, но у меня их нет и нет их у мамы.

Дети с РАС видят смысл какой-либо деятельности только тогда, когда она четко заранее запрограммирована: дети должны знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить.

Например:

Мы с Лешей в первую очередь работаем у зеркала, установление зрительного контакта, уточнение артикуляции (лицо гипомимическое с неврологической симптоматикой, объем и амплитуда движений органов артикуляции строго ограничены, НО мы научились делать «лягушку», «трубочку» и с мой помощью понимать и держать язык вверху), дыхательная гимнастика, (в этом учебном году научились дуть на шарик, тем самым усложнили задачу прошлого года и укрепили направленныю воздушную струю) , работа над развитием мелкой моторики, затем сложная и кропотливая работа у доски, произносим звук и ищем букву, букву крепит сам на магнит к доске, затем букву прописываем и по тактильному восприятию опять произносим данный звук, закрепляем. Далее проговорили гласные первого ряда (АОУЫЭ), прописали, закрепили. Переходим к самомассажу и су-джок терапии – это одно из нетрадиционных логопедических технологий, используются в качестве массажа для развития мелкой моторики пальцев рук, т.к. на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком и кольцом-пружинкой. Су-Джок терапию  очень любит Лёша (отдохнул), идём опять к доске принимаемся за гласные 2 ряда (ЯЁЮИЕ). Леши трехпальцевой захват мела и ручки. В этом учебном году он успешно старается приписывать не только крупные фигуры, но и буквы ручкой.

При работе с такими детьми необходимо развивать умение концентрировать внимание и реагировать на обращение учителя, также должна вестись работа по формированию умения слушать (различать звуки окружающего мира) ИГРЫ на Мерсибо.

Я верю, что даже безречевые дети с нашей помощью приобретут, не только жестовую речь, но коммуникативные, альтернативные навыки.

Как говорил ученый и философ Цицерон: «Наш особый долг заключается в том, что, если кто-либо особенно нуждается в нашей помощи, мы должны приложить все силы к тому, чтобы помочь этому человеку».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Особенности логопедического сопровождения детей с РАС и детей с нормативным развитием» Подготовил: учитель-логопед Удалова В.Л . МАОУ « Тонкиская СШ» р.п. Тонкино 2021 г

Слайд 2

С 2008 года Генеральная Ассамблея ООН объявила 2 АПРЕЛЯ Всемирным днем распространения информации об АУТИЗМЕ

Слайд 3

Аутизм – это особое нарушение психологического развития, проявляющееся трудностями общения и социального взаимодействия. Название болезни происходит от греческого слова autos — сам .

Слайд 4

На сегодняшний день в мире официально зарегистрировано 10 миллионов аутистов . Только за последние 30 лет статистика этого заболевания резко увеличилась: по данным «Всемирной организации аутизма», в 2008 году 1 случай аутизма приходился на 150 детей, а уже в 2012 году 1 случай аутизма приходился на 88 детей. в 2017 году 1 случай аутизма приходился на 50 детей. Количество аутизма увеличивается с каждым годом. Аутизм называют болезнью 21 века и главной загадкой третьего тысячелетия.

Слайд 5

Ещё аутизм называют расстройство аутистического спектра. Это название совершенно не случайно, потому что спектр этот огромен. Он включает в себя как тяжелых людей с глубоким аутизмом, неречевых, с проблемным поведением, с низкой социальной адаптивностью, так и высокофункциональных аутистов – людей с синдром Аспергера , среди которых как раз встречаются люди с удивительными способностями в самых разных областях .

Слайд 6

Нормальное развитие Развитие при аутизме 1-3мес. 1 мес. Чувства ребёнка выражаются в плаче 2-3 мес. Вокализация, переходящая в гуление и лепет. Беспричинный крик, плач. Тяжелый необычный плач 3-6 мес. Смеется. Вокализирует, используя различные гласные звуки. Лепечет. 5-6 мес. Выражает свои чувства смехом, плачем. 6 мес. Активно лепечет. Появление согласных (АМ-МА-МММ) Очень ограниченное и необычное гуление ( визги , крики). 8 мес. Повторы слогов: ба-ба-ба, ма-ма-ма Не отзывается на свое имя . Крики и визги остаются 9-10 мес. Появление первые слов 12 мес. Словарный запас достигает от 3 до 50 слов Могут появляться первые слова, но не используются со значением. И также остается частый резкий громкий крик К двум годам у ребенка появляется фраза, что является предпосылкой к развитию связной речи. Фраза, как правило, состоит из двух простых слов («мама, дай»). Обычно запас менее 15 слов и эти слова появляются , затем исчезают. Жесты не развиваются. На протяжении 2-го и 3-го г. жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. Если ребёнок говорящий, то у них очень бедная артикуляция Дети 4-го г. жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Если говорящий, то речь практически всегда не осмысленная (без осознавания значений) В возрасте 5 лет дети легко строят диалог. Идет бурное развитие монологической речи. Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. Берет родителей за руку и ведет к объекту, подходит к месту его привычного расположения и ждет пока ему дадут предмет.

Слайд 7

Поведенческие проблемы и нарушения обучения при аутизме связаны с тем, как ребёнок получает, обрабатывает и реагирует на информацию от органов чувств. При аутизме происходит нарушение обработки сенсорной информации – это концепция, разработанная эрготерапевтом А. Джин Айрес в 1960-х годах . Понимание того, как происходит процесс обработки сенсорной информации у детей аутистического спектра позволит нам лучше понять, как ребёнок с РАС воспринимают окружающий мир.

Слайд 8

Сенсорная информация (ощущения) Это информация об окружающем мире, которая поступает от: органов зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, от вестибулярного аппарата (равновесие) и от проприорецепторов (суставно-мышечное чувство). Человек с аутизмом может воспринимать эти сенсорные сигналы как неприятно сильные (свет слишком яркий, звук слишком громкий или резкий), либо как слишком слабые или просто непонятные.

Слайд 9

МАЙ 2021

Слайд 10

Октябрь 2021

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое сопровождение детей после кохлеарной имплантации (КИ)

В статье освещены особенности логопедической работы с детьми после  кохлеарной имплантации (КИ)....

Логопедическое сопровождение детей с ЗПР, обучающимися по общеобразовательной программе с учётом адаптированной программы VII вида в условиях общеобразовательной школы.

В данной работе рассказывается о том, как должна осуществляться коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы...

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА.

В статье рассказывается о целях, задачах и специфике работы на школьном логопункте с детьми с ОВЗ. Материал представлен в рамках научно-практической конференции "Возможности организации здоровьеформир...

Презентация "Особенности логопедического сопровождения детей с ОВЗ"

В презентации рассматривается проектирование коррекционно-развивающей среды в кабинете логопеда для детей младшего школьного возраста класса "Особый ребенок", в соответствии с ФГОС...

"Особенности логопедического сопровождения детей с ОВЗ"

Работа с детьми ОВЗ в школе подразумевает особый подход к каждому ученику с любыми отклонениями. Все этапы взаимодействия описаны во ФГОС, разработаны специальные программы, в учреждениях введены долж...

Особенности логопедического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов обучающихся с ОВЗ

Цель работы учителя - логопеда в рамках ФГОС: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и са...

Использование информационных педагогических технологий в системе комплексного подхода обучения детей с ОВЗ как фактор организации логопедического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Использование информационных педагогических технологий в системе комплексного подхода обучения детей с ОВЗ как фактор организации логопедического сопровождения детей с нарушениями опорно-дви...