Использование информационных педагогических технологий в системе комплексного подхода обучения детей с ОВЗ как фактор организации логопедического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
статья по логопедии

Илона Валентиновна Высоцкая

Использование информационных педагогических технологий в системе комплексного подхода обучения детей с ОВЗ как фактор организации логопедического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационных педагогических технологий в системе комплексного подхода обучения детей с ОВЗ

 как фактор организации логопедического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

  Высоцкая Илона Валентиновна,

учитель-логопед,

 ГБОУ №584 «Озерки» г. Санкт-Петербург

Основной задачей системы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями является их социальная адаптация в общество. Успешность достижения этой задачи во многом зависит от уровня овладения детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) языковыми возможностями.

В настоящее время увеличивается количество речевых патологий у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата  (ОДА). Речевые нарушения затрудняют не только возможность общения со сверстниками и взрослыми, но и способствуют формированию у детей чувства дискомфорта, неуверенности в себе. Учащиеся с церебральным параличом и другими заболеваниями опорно-двигательного аппарата помимо сложной двигательной патологии в большинстве случаев имеют выраженные нарушения зрения, слуха,  снижение интеллектуального развития.  Организация логопедического сопровождения в  школе – одно из наиболее важных направлений в работе специалистов коррекционной службы. Одним из основных факторов, определяющих специфику этого процесса,  является комплексный подход  в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения ОДА. Рассмотрим основные направления и методы  работы учителя-логопеда школы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Использование в логопедической работе разнообразных компьютерных технологий способствует  формированию речевого и общего психического развития детей с нарушениями ОДА. Компьютерные средства обучения дают возможность  повышения мотивационной готовности детей к обучению. Учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном виде  вызывает интерес у учащихся. Компьютерные обучающие программы на  индивидуальном коррекционном занятии позволяют обеспечить каждому ребенку темп и способ усвоения знаний, создать условия для проявления самостоятельности в зависимости от тяжести нарушения и вида образовательной программы (ОП). С целью оптимизации коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей используются развивающие, обучающие  компьютерные программы, авторские презентации логопедических занятий.

Для развития произвольной моторики пальцев рук у детей с нарушениями ОДА занятия на компьютере имеют очень большое значение. В процессе выполнения компьютерных заданий дети учатся нажимать пальцами или другими частями тела на определённые клавиши, по возможности использовать «мышь». Для детей с нарушениями ОДА это подготовка к овладению и совершенствованию навыка альтернативного письма, что является  важной составляющей в развитии  коммуникативной функции речи. Работа по развитию и коррекции дыхания, голоса и просодической стороны речи, звукопроизношению ведется с применением ПК. Компьютерные средства представляют для  учителя-логопеда дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Включение компьютерных программ в процесс логопедического воздействия, направленного на преодоление дизартрии у детей с нарушениями ОДА, оптимизирует процесс коррекции их устной речи и в целом содействует гармонизации развития.

Для развития пространственной ориентации, мелкой моторики, внимания, реакции, цветового восприятия и логического мышления используется компьютерная программа «Маленький гений» (Marco Polo Grou),состоящая из 25 логических игр, которые подходят для учащихся начальной школы 6-7 вида ОП и учащихся старших классов 8 вида ОП.

В программах «Русский язык. Программа-тренажёр из серии «Репетитор» (РФ), «1С Репетитор. Русский язык» (ООО «1С-Паблишинг») содержатся диктанты, диагностика, коррекция, работа над ошибками, уроки и экзамены  и т.п. по  разделам русского языка.

Серия компьютерных программ «Баба Яга» (Com.Media)  с красивой мультипликационная графика, множеством задорных и веселых присказок и прибауток в стихотворной форме поможет ребенку не просто выучить буквы, но и закрепить навык чтения.

В работе над трудными звуками поможет программа «Домашний логопед. Практический курс» (ID Compani), которая  содержит  более 350 разнообразных упражнений для отработки проблемных звуков, иллюстрации к каждому упражнению, веселые скороговорки, игры, загадки, пословицы и поговорки, речевую и дыхательную гимнастику, упражнения на развитие неречевого и фонематического слуха. В программе содержатся две веселые мини-игры – «Звуковик» и «Угадайка» (рычалки, жужжалки, пыхтелки, шуршалки), которые помогут в работе с безречевыми детьми, формируя  навыки развития неречевого (различие бытовых шумов, звуков природы, животных и т. п.) и фонематического (различие звуков речи) слуха.

Каждое из заданий  игры «Машенька: Веселая азбука» (Dereza Production Studio)  состоит из нескольких этапов. При успешном прохождении заданий, следующие немного усложняются, что даёт стимул к совершенствованию знаний. Эта обучающая игра помогает ребенку освоить буквы, слоги, закрепить полученные знания. Задания по изучению букв, составлению слогов и слов  представлены в игровой форме и развивают навыки самостоятельной работы на компьютере.

Программа «Игры для Тигры» предлагает комплексный подход к коррекции речевых нарушений и содержит более 50 упражнений с несколькими уровнями сложности по темам  «Звукопроизношение», «Просодика», «Фонематика», «Лексика». Упражнения каждого блока позволяют организовать логопедическую работу в соответствующем направлении, исходя из индивидуальных образовательных потребностей ребёнка.

Так же на занятиях с использованием компьютера с успехом достигается координированная работа зрительного, слухового и моторного анализаторов. Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально для детей с двигательными нарушениями.

Применяя ИКТ на логопедических занятиях с целью повышения эффективности процесса коррекционно-логопедического воздействия, учитель-логопед ставит задачи повышения мотивации интереса детей к логопедическим занятиям, положительное эмоциональное состояние ребенка на занятии, интеллектуальное и социальное развитие, формирование навыков сотрудничества, самоконтроля, коррекции речевых нарушений, побуждает к активной творческой деятельности, создаёт положительную эмоциональную атмосферу сотрудничества.               Использование ИКТ позволяет в условиях школы осуществлять с учащимися  проектную деятельность, создавать совместные компьютерные презентации, электронные доклады. Это является подготовкой для создания возможностей дальнейшего дистанционного обучения детей с нарушениями ОДА  после окончания школы.

Основная часть занятия всегда посвящена непосредственному общению логопеда и ребенка, а компьютерную программу рекомендуется использовать только как дополнительное средство работы, как часть общего сценария всей работы логопеда с ребенком. Компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса, быть подобрана с учётом психофизических особенностей ребёнка с нарушением ОДА и применяться только тогда, когда это необходимо. Опыт показывает, что в результате комплексной логопедической работы у детей возрастает  речевая активность, потребность высказать свои мысли, чувства, что мотивирует общение ребёнка. Каждое логопедическое занятие  представляет собой комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным возможностям и образовательным потребностям учащегося.

Комплексные логопедические занятия становятся неотъемлемой частью коррекционно-развивающего процесса и  являются одним из важных результатов инновационной деятельности в практике работы учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Литература

1. Кутепова Е.Н. Оптимизация процесса школьного обучения с помощью программно-методических средств.- Логопедия: методические традиции и новаторство.– М., 2003.– 435 с.

2. Лынская М.И. Использование компьютерных технологий в работе логопеда. - Логопедия. – 2006. – № 2. – С. 54–56.

3. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. – М., 2001. – 275 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающей среды в патриотическом воспитании детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА).

Как воспитатель, в своей работе считаю важным делать акцент на воспитание в детях чувства патриотизма, положительного отношения к своей стране, истории, Родине....

Коррекционно-развивающие технологии при обучении и воспитании детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

  Целью надомного обучения с обучающимся с нарушениями опорно-двигательного аппарата является исправление и доразвитие  психических и физических функций аномального ребенка в процессе...

Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата....

Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Психолого-педагогические особенности детей с нарушениямиопорно-двигательного аппарата...

Описание системы специальных организационно-педагогических условий тьюторского сопровождения обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Адаптация ребёнка с ОВЗ в школе  в группе сверстников .Формирования комуникативных компетенций .Способствующих наиболее полному  включению в образоватеоьный процесс....

Конспект коррекционного логопедического занятия для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития в 1 классе по теме: Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме "Зимний пейзаж". Звук [И].

Конспект  коррекционного логопедического занятия для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития в 1 классе по теме:Развитие речи и речемыслитель...

Организация образовательной деятельности детей с нарушением опорно – двигательного аппарата в инклюзивной практике

Организация  образовательной деятельности  детей с нарушением опорно – двигательного аппарата в инклюзивной практике...