Консультация для родителей "Увеличение скорости чтения"
консультация по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Волконская Юлия Поцхвориновна

Повышение техники чтения волнует многих родителей и педагогов. Приведенные упражнения помогут получить высокие результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uvelichenie_skorosti_chteniya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

УВЕЛИЧЕНИЕ СКОРОСТИ ЧТЕНИЯ

Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает. Именно оно создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, то нужно проводить упражнения короткими порциями, но с большей частотой.

1.Многократное чтение
Проводится это так. Учащийся читает текст в течение одной минуты. После этого отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребёнка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать, а лучше поупражнять на этом кусочке текста артикуляционный аппарат. А это уже второе упражнение.

2.Чтение в темпе скороговорки.

Сначала учащийся отрабатывает четкое и правильное, а главное – быстрое чтение скороговорки. Затем читает предложения. При чтении предложений в темпе скороговорки не следует уделять внимания выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но повышены к четкости прочтения окончания слов. Окончания слов не должны “проглатываться” учеником, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем начинается третье упражнение.

3.Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. 

Ребенку объясняем так: “Теперь, пожалуйста, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Учащийся прочитывает текст до конца, и родитель не останавливает его. Он переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

4.Упражнения для развития угла зрения. 

Малый угол зрения – большой недостаток у многих читателей. Раз он мал, то при прочих малых условиях в поле зрения такого читателя попадает меньше букв (частей строк), чем вообще возможно. И здесь изобретены приемы, помогающие расширить угол зрения:
а) чтение первого и последнего слогов на строке.
б) использование таблицы Шульте. Родитель засекает время (30 секунд), а ребенок ведет счет от 1 до 30, при этом отыскивая цифры в таблице и показывая их. При частом применении этих таблиц время сокращается, счет можно вести в обратном порядке, т.е. от 30 до 1
Таблица Шульте

10

  4

 28

  9

 14

20

 24

 18

  1

  5

13

  8

 30

 25

 11

2

22

 15

 27

 17

26

  6

 12

  3

 21

16

 23

 19

 29

  7

“Числовые и буквенные пирамиды

10_________23
96_________________72
54_______________________34
68___________________________86
71______________________________43

мы________ло
му________________ха
ре_____________________ка
во__________________________да
оч_____________________________ки

“Цифровые таблицы”
Положите таблицу перед глазами ребенка. Попросите его зафиксировать взгляд в заштрихованном квадратике. Спросите у ребенка, видит ли он таблицу всю целиком. Предложить назвать, не переводя взгляда с центра, те цифры, которые он видит.

Теперь усложните задание, перейдя к исполнительному этапу. Вы показываете ребёнку квадрат, а он называет ту цифру, которая написана в квадрате.
Напоминаем, при этом взгляд ребенка должен быть зафиксирован в центре. Начинайте с чисел, которые находятся в близких к центру квадратиках. Их ребёнок будет видеть более ясно. Постепенно расширяйте поле, показывая числа, удаленные от центра.

Если задание вызывает у ребенка трудности, вы можете изготовить таблицу с разноцветными цифрами. Цвет поможет ребенку выделять нужный квадрат. Кроме того, если ребенок не может назвать указанную цифру, то вы можете спросить, какого она цвета. Назвать цвет будет легче, чем саму цифру. В то же время это подскажет вам, что ребенок хоть и не видит цифры, расположенной на периферии поля зрения, но есть потенциал его расширения. Таким образом, вы можете определить актуальное поле зрения ребенка (те цифры, которые он видит четко) и потенциальное поле зрения (то, что лежит за пределами ясного видения, но различается ребенком по цвету). Кроме специальных цифровых таблиц, можно использовать таблицы с буквами.

1

7

33

3

15

16

11

5

10

20

4

23

 

2

17

9

18

12

24

21

14

6

19

8

12

А

Н

К

О

Б

Х

У

Р

Д

С

Г

Ю

 

Ш

Е

А

З

Ч

Э

Т

Ж

П

Я

Ц

В

5. Упражнение “Губы” в целях разграничения чтения про себя и вслух.
При команде “Губы” к плотно сжатым губам ребенок прикладывает палец левой руки, чем подкрепляется психологическая установка на беззвучное чтение. При команде “Вслух” ребенок убирает палец и читает вслух текст. По мере привыкания ребенка к чтению без внешних признаков проговаривания, команда “Губы” подается все реже и, наконец, отменяется совсем.

6. Упражнение “Буксир” для развития умения менять скорость чтения в зависимости от содержания.
Родитель громко читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения ребенка. Учащийся читает тот же текст “про себя”, стараясь поспевать за родителем. Таким образом, он приучается изменять скорость и ритм чтения в связи с содержанием и структурой самого текста. Средняя скорость чтения вслух родителя должна несколько превышать скорость молчаливого чтения ребенка, побуждая его тем самым к стремлению не отстать от родителя.
Проверка внимания и соблюдения режима скорости чтения ребенка осуществляется путем внезапной остановки родителя на каком-либо слове и повторении его. Ребенок должен остановить на этом месте, указать последнее слово, а родитель делает проверку. 
Иной способ проверки состоит в замене какого-либо слова другим, достаточно близким по значению и грамматической форме. Ребенок должен отметить это искажение текста поднятием руки и внести поправку.
Другой вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении родителя и ученика вслух. Родитель читает в пределах скорости ребенка, учащийся должен подстроиться под его темп. Затем родитель замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. Если ребенок правильно “уловил” темп чтения, родитель и учащийся должны “встретиться” с ним на одном слове.

7. Упражнение “Бросок – засечка”. 
Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда родителя “Засечка” ребенок отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут. Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте.

8.  Упражнение “Молния” для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения. Оно заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде родителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/.

Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, которые человек спит, он находится под их впечатлением.

Ежедневно можно производить самозамер скорости чтения. Ребенок в течение одной минуты читает текст / в своем темпе, вполголоса /, замечает, до какого слова дочитал, затем пересчитывает прочитанные слова и записывает результат в дневнике.
Изо дня в день проводится эта работа. Уже через неделю можно подойти к ребенку и проверить его результаты. Они всегда свидетельствуют о прибавке в скорости чтения. Это благотворительно сказывается на отношении ученика к тренировке.
Постоянно используя вышеописанные рекомендации по развитию техники чтения, результаты покажут достаточно высокий уровень чтения у ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа для проверки скорости чтения (начальная школа)

Миниатюрная, простая программа. Три текста на класс, сама считает время, количество слов в минуту. Детям интересно соревноваться с компьютером, поэтому повышается мотивация к чтению и уменьшаются стре...

Электронная программа для проверки скорости чтения

Л И Ц Е Н З И Я   Н А   И С П О Л Ь З О В А Н И Е   И   Р А С П Р О С Т Р А Н Е Н И Е "Проверка скорости чтения" - свободно распространяемая бесплатная п...

Упражнения для развития скорости чтения

Чтение активизирует развитие человека сильнее, чем иные средства.Поэтому цель научить учащихся беглому и осознанному чтению текста. Упражнения данной статьи помогут учителю и родителям развить скорост...

Как повысить скорость чтения младшего школьника

В статье приведены примеры упражнений, направленных на повышение скорости чтения школьников....

Консультация для учителя "Работа над качеством и скоростью чтения"

Консультация для учителя "Работа над качеством и скоростью чтения"...

Повышаем скорость чтения или 10 волшебных упражнений для развития техники чтения.

Скорость чтения является очень важным аспектом успеваемости, и задача родителей – помочь своему чаду научиться быстро читать. Для этого предлагаю 10 интересных упражнений для развития техники чт...

Упражнения по динамическому чтению на уроках в начальной школе как средство развития внимания, памяти, речи, скорости чтения учащихся

Чтение – один из важнейших и необходимых компонентов развития речи и условие дальнейшего успешного обучения. В начальной школе дети испытывают большую трудность в овладении навыком быстрого...