Упражнения по динамическому чтению на уроках в начальной школе как средство развития внимания, памяти, речи, скорости чтения учащихся
учебно-методический материал

Дворецкая Наталья Викторовна

Чтение – один из важнейших и необходимых компонентов развития речи и условие дальнейшего успешного обучения. В начальной школе дети испытывают большую трудность в овладении навыком быстрого чтения. Предлагаю ряд упражнений по динамическому чтению в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общебразовательное учреждение

г. Юрьев-Польского «Школа №1»

«Упражнения по динамическому чтению

на уроках в начальной школе

как средство развития внимания, памяти, речи,

скорости чтения учащихся»

Подготовила:

учитель начальных классов

Дворецкая Наталья Викторовна

2019 г.

      Чтение – один из важнейших и необходимых компонентов развития речи и условие дальнейшего успешного обучения. Навыки такого чтения закладываются в начальных классах. Но нас часто не удовлетворяет техника чтения младших школьников: некоторые учащиеся не понимают смысла текста, читают медленно, затрудняются вычленить главное в тексте, мало читают художественной литературы.

        Интерес к чтению возникает в том случае, когда ученик свободно владеет осознанным чтением, и у него развиты учебно - познавательные мотивы чтения.

В начальной школе дети испытывают большую трудность в овладении навыком быстрого чтения. Мешает малое поле зрения, неустойчивое внимание, слаборазвитая оперативная память, проговаривание текстов, неумение ориентироваться в тексте, выделять главное. Одним из наиболее доступных и эффективных способов увеличения скорости работы с информационным потоком  является динамическое чтение или скорочтение. Динамическое чтение – это чтение только глазами. Поэтому начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти и внимания.

Для развития можно использовать упражнение с числовыми таблицами Шульте, на которых числа(буквы) записаны вразброс. Ученики смотрят в центр квадрата, указывая числа  (буквы)по порядку обратной стороной ручки. Это задание на время.

1 класс

  5

888

9

  7

444

1

  2

6  6

3

2 класс

А

Д

Ё

З

Й

В

М

Е

Ж

Г

И

Л

К

Б

Н

Ф

Ь

Ч

О

Р

Щ

Ц

Х

Т

Ш

Ъ

Ю

Ы

П

У

С

Э

Я

Упражнение «Пирамида»

а     о

и         ы

е                ё

я                     ю

э                             у

Для развития внимания и памяти на уроках можно использовать такие упражнения, как «фотографирование» картинок, цифр, слов, игры на нахождение лишнего слова, заучивание четверостиший, загадок, скороговорок.

1) «Фотографирование» слов, обозначающих животных, которые живут в зоопарке с Крокодилом Геной. (Слова написаны на карточках.)
                         страус         лисица
                      бегемот         жираф

2)Упражнения для развития  языковой  догадки – антиципации.

Антиципация – предвосхищение, смысловая догадка.

- Кто всегда всё портил? (Старуха Шапокляк)
а) Она поменяла в словах буквы. Расшифруйте названия животных.   (анаграммы)
                     яцза (заяц)            соав (сова)
                     ловк (волк)            ужк (жук)


б) Крыска Лариска утащила гласные буквы.
Восстановите текст:
                                  К-жд-м-, к-жд-м- в л-чш-- в-р-тс-.
                                  К-т-тс-, к-т-тс- г-л-б-й в-г-н.

в)Угадывание слов.

М..м.. (мама)                 я..о..о (яблоко)                у..е..и.. (ученик)

Шк..л.. (школа)             к..рз..н..(корзина)            ..а..а..а (задача)


На уроках мы используем многократное чтение. Это чтение, которое повторяется не менее 3-4-х раз. Повторяется один и тот же текст, стихотворение, предложение.

3) Многократное чтение (с доски):

Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят.


В конце первого – начале второго класса можно начинать использовать такие упражнения, как чтение – «спринт», «разведка», «финиш».

4) Упражнение «Спринт».

«Чтение – спринт» заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, а после прочтения текста отвечают на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту. Во время чтения учитель поторапливает детей: «Быстрей, быстрей, еще быстрей». При этом он добавляет: «Читать нужно всё». Рекомендуется проводить это упражнение перед чтением вслух каждого текста в учебнике.

Пример 1.

Прочитать один абзац и ответить на вопрос:
- Почему Чебурашку не приняли в зоопарк?

Пример 2.

Про себя прочитать 3 абзаца, ответить на вопросы:

- Что случилось со спящим Чебурашкой?
- Кого увидели продавцы магазина в ящике?
- Как вы думаете, почему он был «толстым - претолстым»?

5) Упражнение «Финиш» - дочитать до определённых слов и ответить на вопросы.

6) Упражнение «Разведка».

Оно заключается в том, что учащиеся на максимальной скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Таким образом, дети учатся не только чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить в нём главное. Используется памятка:

1) Плотно сожми зубы и губы.

2) Поставь пальцы на начало и конец строки.

3) Просматривая текст вертикальным движением глаз, найди ответы на вопросы.

  • Это упражнение можно использовать на уроках русского языка. Например, разведчики находят в тексте словарные слова или слова на какое – либо правило.
  • На уроках математики можно предложить отыскать среди примеров пример с определенным ответом.

7) Можно использовать упражнение «Игра в прятки». Обучающийся начинает читать не сначала, а где захочет, называя только номер страницы, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего.

8) Упражнение  «Кто быстрее?» На доске написано предложение, перед учениками текст.
По сигналу ученики ищут в тексте данное предложение.

Поиск в тексте заданных слов

Задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребёнок может подчеркнуть их или обвести в кружок.
Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска, тренирует внимание. А так же развивает словесную память.

9) Упражнение «Найди меня». На листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова. Их нужно найти.

МПНКИТАДМАМАВУЦЗОНТРМЧЛИСТЩЕК

10) Чтение перевёрнутого текста или предложения.

тиотС йынседуч йинмиз ьнед. теадаП йикгёл йытсишуп генс.

Все описанные выше упражнения проводятся на незнакомом тексте, после чего он перечитывается вслух и над ним проводится работа по обычной, традиционной методике.

Применение на уроках упражнений по динамическому  чтению позволяет приобретать знания, развивать внимание, память, речь учащихся, прививать интерес к предмету и достигать высоких результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение ИКТ на уроках в начальной школе как средство повышения мотивации учащихся в процессе познавательной деятельности

доклад на креатив-марафон "Современные образвоательных технологии как средство повышения эффективности образовательного процесса", Омск-2010....

Лексические игры на уроках английского языка в начальной школе как средство развития познавательного интереса и повышения мотивации учащихся

Данная статья предназначена для учителей английского языка, работающих в начальной школе и желающих повысить мотивацию учащихся с помощью лексических игр....

Семинар. Выступление «Использование ИКТ на уроках в начальной школе как средство развития познавательных интересов»

Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества и обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общег...

«Современные педагогические технологии на уроках в начальной школе , как средство развития младших школьников»

laquo;Современные педагогические технологии на уроках в начальной школе , как средство развития младших школьников».Актуальность данной проблемы приобретает большое значение в настоящее в...