Главные вкладки

    «Современные педагогические технологии на уроках в начальной школе , как средство развития младших школьников»
    статья

    Тубольцева Ирина Олеговна

     «Современные педагогические технологии на уроках в начальной школе , как средство развития младших школьников».

    Актуальность данной проблемы приобретает большое значение в настоящее время в силу ряда причин. Согласно Концепции модернизации образования, общество предъявляет определённые требования к школе. Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения качества образования, а это возможно через совершенствование форм и методов обучения, через внедрение образовательных технологий. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     «Современные педагогические технологии на уроках в начальной школе , как средство развития младших школьников»

    Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию.

    И.Песталоцци

     «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить!»

    Сократ

                     Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования.

                 Главной и второстепенной задачей является необходимость повышения эффективности усвоения учебного материала, нацеленной на повышение современного качества образования. А это ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности его познавательных и созидательных способностей.  

               Общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, что и определяет современное качество содержания образования. Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых.                          

               Младший школьник не только готовится к взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в различных видах деятельности. Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира. С середины прошлого столетия в педагогический лексикон прочно вошёл термин «педагогические  технологии». Однако в понимании самого термина «педагогическая технология»  и  в его употреблении до сих пор существуют разногласия.                                          

                   Педагогическую технологию рассматривают и как науку о наиболее рациональных путях обучения, и как систему принципов обучения, и как технику реализации процесса обучения. Термин «педагогическая технология» иногда употребляют в качестве синонима термину «педагогическая система», а иногда приравнивают к методикам. Именно это обстоятельство послужило поводом для анализа существующих трактовок термина «педагогические технологии» с целью более чёткого определения сущности данного понятия.

            Педагогическая технология- это описание процесса достижения планируемых результатов  обучения (И.П.Волков).

                    Конечно, невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые представления и знания буквально обо всем. Но его можно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую он не решал. Сосредотачивая усилия на повышение качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей, а следовательно повышению качества обучения.

               Актуальность данной проблемы приобретает большое значение в настоящее время в силу ряда причин. Согласно Концепции модернизации образования, общество предъявляет определённые требования к школе. Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения качества образования, а это возможно через совершенствование форм и методов обучения, через внедрение образовательных технологий. Но в настоящее время в реальной школьной практике возрастает количество детей, которые испытывают трудности в учёбе, требуют особого внимания

    педагога. И всё это негативно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребёнка. Таким образом, существуют противоречия между:

    - Фронтальными формами обучения и индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика;

    - Между содержанием образования и возросшим количеством детей не готовых к школьному обучению;

          -Преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения.

              Цель: раскрытие системы работы по повышению качества обучения учащихся начальных классов через использование и внедрение образовательных технологий в учебный процесс.

    Задачи:

    - Создавать педагогические ситуации общения на уроках, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, творчество;

    - Активизировать познавательную деятельность учащихся

    - Содействовать созданию атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса, создавать ситуацию успеха на уроке, повышать учебную мотивацию.

    - Обеспечивать деятельностный характер учения через включение учащихся в  самостоятельное познание окружающего мира, овладение практическими способами работы с информацией;

    - Стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться получить неправильный ответ.

    Предполагаемые результаты:

    - Повысится учебная мотивация, познавательный интерес учащихся.

    - Появится подлинный интерес к познанию окружающего мира;

    - У школьников развиваются такие способности как самостоятельность, творчество, инициативность;

    - Повышение динамики качества обучения.

    Глава 1. Современные педагогические технологии

    1.1. Понятие «технологии», «образовательные технологии», «педагогические технологии»

                 Технология - от греческих слов technо (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение).

                С помощью технологии интеллектуальная информация переводится на язык практических решений. Технология - это и способы деятельности, и то, как личность участвует в деятельности.

               Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности. Термин «образовательные технологии» - более ёмкий, чем «технологии обучения», ибо он

    подразумевает ещё и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых.

               В самом общем виде технология - это продуманная система, «как» и «каким образом» цель воплощается в «конкретный вид продукции или её составную часть.

                           Педагогические технологии - это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся.

                   Сегодня в образовании активно внедряются новые образовательные технологии. Под технологиями понимаются такие стратегии образования, которые требуют усвоения не только определенных знаний, но и навыков его получения, что предполагает особую методическую нагруженность образовательного процесса. В современном образовании данный термин используется для таких образовательных практик, которые не вписываются в традиционный образовательный процесс. По существу, данным термином

    обозначают методологические инновации в образовании, которые получают все большее распространение в образовании.

                  Сущность образовательных технологий выражается в том, что изменяется характер и способ образования. Наряду с развитием умственного потенциала учащихся происходит личностное развитие, т.е. сам процесс образования предполагает иную позицию учителя и ученика в образовании: они выступают как равноправные участники образовательного процесса

    Глава 2. Применение  современных педагогических технологий на уроках в начальной школе.

    2.1. Технологии проблемного обучения

                 Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на

    современном языке? Эти и многие другие вопросы задаём мы себе, приходя сегодня в класс.

             Учитель должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе.

    Развитие современной личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового знания.

    Среди многообразия современных образовательных технологий я выделила для себя те, которые, на мой взгляд, можно использовать в работе с учащимися начального звена.

     Например: технологии личностно-ориентированного, развивающего, проблемного обучения, а также игровые, проектные, здоровьесберегающие и информационно-коммуникативные.

    Однако, в своей работе я чаще всего использую технологии проблемного обучения, проектную деятельность, игровые, ИКТ , портфолио, здоровьесберегающие .

               На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. В чем его актуальность?

             Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная

    потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

    Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их

    индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения,  работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире и т.д.

    Создание проблемных ситуаций на уроках - это один из способов развития творческого мышления младших школьников.

    Методы проблемного обучения можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе.

    Например:

    1. Определение темы урока:

    Урок русского языка в 4-м классе по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных»

    - Прочитайте слова на доске:душ, ночь, ложь, страж, дочь, муж, ключ.

    • Чем все эти слова похожи?
    • А чем слова отличаются?

    - Над какой темой будем работать?

    (Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных )

    2. Тема:  «Наши земляки в годы Великой Отечественной войны», 4 класс

     Постановка проблемы.

    Назовите кого вы видите на экране? Как вы думаете к какому времени это относится?

                 

    На этапе закрепления основным средством создания

    проблемной ситуации служит интеграция вопросов и практических методов, позволяющих найти инвариантное решение поставленной задачи. На этих уроках используется такие задания:

    Русский язык. Тема: «Имя существительное»

    Задание 1. Из данных слов выпишите существительные

    Холодно, смелый, нос, радость, кошка, сорока, воробей.

    Задание 2. Разделите слова на 2 группы.

    Конь, машина, волк, автобус, самокат, лось, ролики, вертолет.

    Вывод.

    -проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;

    -у большинства учащихся  формируется положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес;

    -возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

    -коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.

    Мои ученики активно участвуют в различных конкурсах, например, «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Человек и природа»  и другие.

    2.2  Технологии деятельностного метода

                  С 2000 года я работаю по учебникам Л.Г. Петерсон, используя деятельностный метод обучения. В данной технологии синтезированы не конфликтующие между собой идеи из концепций развивающего образования ведущих российских педагогов и психологов с позиций преемственности с

    традиционной школой.

              При эффективном использовании деятельностного метода формируются метапредметные результаты образования, заданные ФГОС НОО (организационно-рефлексивные, познавательные, коммуникативные, личностные УУД), развивается логическое и вариативное мышление, обеспечивается высокая результативность участия школьников в конкурсах и олимпиадах разных уровней.

    2.3 Информационные образовательные технологии

                  Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, в результате, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.

    Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы,

    записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.

    Для получения новой информации и расширения кругозора учащихся на уроках и во внеурочное время использую презентации, которые составляю сама с привлечением материала, взятого из ресурсов Интернет.

    Дети с удовольствием смотрят слайды, принимают активное участие в обсуждении увиденного.  

                    Вывод: при активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь,

    открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения, повышается интерес к изучаемым предметам.

    2.4. Проектные технологии

              Применяю и приемы проектной деятельности, так как данный метод стимулирует самостоятельность учащихся, их стремление к самовыражению,

    формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему, развивает коммуникативные качества.

    При выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) мы решаем несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. 

    Проект «Как познать мир». Цель проекта – прививать любовь к родному городу, краю, стране, воспитывать чувство гражданственности и патриотизма, любовь и уважение к историческому прошлому, воспитывать гордость за свою Родину и любовь к ней;  составить своеобразную копилку

    фотографий, отражающие впечатления от поездок, экскурсий. Проект выполняется коллективно. Учащиеся с помощью родителей и учителя работают с различными источниками: энциклопедиями, справочной литературой , Интернетом.  Собранный материал обрабатывается и проводится классный час, выступаем на родительском собрании, делимся опытом  на  районном семинаре учителей  начальных классов

    Задача учителя состоит в том, чтобы найти и организовать интересные формы процесса познания мира учащимися. Как построить учебно-

    воспитательную работу так, чтобы каждого ученика включить в работу, дать ему возможность высказаться, реализовать свой познавательный интерес? 

    Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения. 

    2.5. Игровые технологии

             Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой. В современной педагогике игра, дидактическая игра

    используется в качестве самостоятельной технологии для освоения  понятия темы и даже раздела учебного предмета, а также как элемент более общей технологии.

                Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход. Игра важна как сфера реализации себя как личности, это деятельность коммуникативная.

      Например: Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с буквами и звуками русской азбуки, познакомимся с особенной буквой.

    - Сегодня с нами на уроке будут работать Емеля, он приехал к нам… на чём? Правильно, на печке.

     (Выставляется рисунок Емели на печке)

    Он предлагает вам игру «Дополни предложение»:

    1) Звуки бывают... (гласные и согласные; твердые и мягкие; звонкие и глухие).

    2) Звуки слышим, буквы... (пишем).

    3) В слове столько слогов, сколько... (гласных).

    4) После твердых согласных пишутся гласные... (а, о, ы, у).

    5) После мягких согласных пишется гласная... (и).

    – Как отличить согласный звук от гласного?

    Дети отвечают. Знакомство ребят со стихотворением Валентина Берестова о гласных и согласных:

     Гласные тянутся в песенке звонкой,
                Могут заплакать и закричать,
                 Могут в кроватке баюкать ребенка,
                Но не желают свистеть и ворчать.

                                       А согласные согласны,
                                      Шелестеть, шептать, скрипеть,
                                      Даже фыркать и шипеть,
                                      Но не хочется им петь.

    Разгадывание ребусов

               

    2.6. Здоровьесберегающие технологии

      Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровье сберегающий подход

    прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.

               Считаю, что наша задача сегодня - научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья. Свои уроки  стараюсь строить, ставя перед собой и учениками именно эту цель: как

    охранить и укрепить здоровье?

     Для этого  использую приемы здоровьесберегающих технологий.

    1.Включаю элементы личностно-ориентированного обучения:

    • Вхождение в рабочий день.

    Начиная уже с 1-го класса для ускорения вхождения ребёнка в учебный день, я учу детей чаще улыбаться. Наше правило: «Хочешь обрести друзей – улыбайся!»

    При поздравлении с днём рождения, каждый называет только положительные качества именинника.

    • Создание ситуации выбора и успеха.

    Создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроках и внеклассных мероприятиях также играет важную роль.

    • Использование приемов рефлексии.

    -Что на вас произвело наибольшее впечатление?

    - Что получилось лучше всего?

    - Какие задания показались наиболее интересными?

    - Что вызвало затруднения?

    - Над чем хочется поразмышлять?

    - Какой совет дали бы себе?

    - Кому захотелось сделать комплимент?

    - Пригодятся ли вам знания сегодняшнего урока в дальнейшем?

    2. Использую проведение физкультминуток.

                     3.Провожу родительские собрания.

    Вывод:

    Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших

    школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению

    их здоровья.

    В заключение, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».        

    2.7 Система инновационной оценки «Портфолио»

            В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология “Портфолио”.  Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях.                                              

    Портфолио моих учеников состоит из двух обязательных частей, в которых фиксируются результаты деятельности ученика в различных областях.  

    1 часть. Учебная деятельность.

    Включает в себя:

    • результаты обучения ученика по четвертям и за год;
    • отметки об участии в предметных олимпиадах, учебно-исследовательских конференциях, интеллектуальном марафоне, всероссийских играх “Русский медвежонок”, “Кенгуру”,  конкурсах сочинений и т.п.  
    • самооценку школьника своей учебной деятельности.

    2 часть. Участие в делах класса и школы.

    Включает в себя:

    • результаты творческой деятельности учащихся в разных областях;
    • отметку о посещении факультативов, кружков, секций;
    • спортивные достижения учащихся;
    •  оценку выполнения общественных поручений, дежурства по классу и школе.
    • Кроме двух обязательных частей в портфолио входит раздел (по желанию учеников)  «Достижения», куда помещаются  грамоты, благодарности и т.п.

    Заключение

              Педагогическая технология – это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Преимущества  этих технологий состоит не только в усилении роли и удельного веса самостоятельной работы учащихся, но и нацеленности    

    технологий на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации учебного процесса, содействие эффективному самоконтролю и самооценке результатов обучения.

           Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определенного объема знаний, умений и навыков, а умение школьников учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужное, прочно их запоминать, связывать с другими.

    Широкое внедрение инновационных технологий  создают условия для повышения качества обучения,  познавательной активности и учебной мотивации школьников.

    Литература

    1. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. - Журнал «Начальная школа» №11, 2005.
    2. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.
    3. Иванов В.В., Зайцева С.А. Этическая составляющая в информационной культуре учителя. - Журнал «Начальная школа» №11, 2005.
    4. Каминский В.Ю. Использование образовательных технологий в учебном процессе. – Научно-практический журнал «Завуч» №3, 2005.
    5.  Папшева Л.В.  Технологическая культура учителя начальных классов. -

    Журнал «Начальная школа» №10, 2003.  

    1.  Попова Н.Г. Информатизация учебного процесса. – Журнал «Начальная      

         школа» №11, 2000.  

    1. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. -

    Журнал «Начальная школа» №5, 2002.

    1. Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления      

         младших школьников. Библиотека сообщества учителей начальных  

         классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2008.

    1.  Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – С. 2006.
    2. Климова М.А. Компьютерные технологии на уроках  // Начальная школа плюс до и после. Издание Министерства образования Российской федерации, Российской Академии образования, Московского психолого-социального института, ООО Баласс. - № 7, 2008


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    выступление на педсовете "Применение современных педагогических технологий на уроках в начальной школе"

    В моем выступлении рассказывается о современных педагогических технологиях и методах их пременения их на уроках....

    Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения

    Развитие современной личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового з...

    Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения.

    Выступление на ШМО "Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения" - Технологии проблемного обучения,  .информационные образ...

    Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения

    Учитель начальной школы решает множество задач по воспитанию и обучению растущей и развивающейся личности. Как это сделать наилучшим образом - проблема, над которой работают теоретики и практики...

    «Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения»

    //Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. Главной и второстепенной задачей является необходимость повышения эффективности ...

    «Применение современных педагогических технологий на уроках в начальной школе».

         Как обычный урок сделать необычным, как не интересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы з...