Главные вкладки

    Работа по расширению словарного запаса у младших школьников при развитии навыка количественного анализа слов
    статья по логопедии (3, 4 класс)

    Морозова Елена Александровна

    Представлен речевой материал слов сложной звуко-слоговой структуры с разными орфограммами для развития навыка количественного анализа слов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_rasshirenie_slovarya.docx21.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

    Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

    Пушкинского района Санкт-Петербурга

        Работа по расширению словарного запаса у младших школьников при развитии навыка количественного анализа слов                                                

                               

                                 

                                              Учитель –логопед ГБУ ДО ЦППМСП

                                                                          Пушкинского района Санкт – Петербурга,

                                                                          ГБОУ школа № 403

                                                                          Морозова Елена Александровна

    Закрепление и расширение словарного запаска проходит красной нитью на всех этапах коррекционной работы. При развитии языкового анализа я уделяю большое внимание формированию у учащихся навыка правильного проговаривания. Для этого с 1 класса использую упражнение под условным названием «Шифровальщик» (см. статью на сайте nsportal.ru «Развитие навыков количественного анализа слов у первоклассников в условиях школьного логопункта»). Учитель-логопед диктует слова, учащиеся проговаривают каждое слово с опорой на цифровую линейку, записывают количество букв в «Карте шифровальщика» (см. Приложение). При этом выборочно можно задать вопросы о назначении предмета; в случае затруднений представить его изображение. Со 2 класса увеличивается объём речевого материала. По каждой теме отобрано 20 слов. Сначала во 2 классе на одном занятии берётся 10 слов. Для правильного выполнения задания важно, чтобы ученик умел на слух определить слова с Ь – показателем мягкости согласных и разделительным Ь (для правильного определения количества букв в слове важно помнить, что Ь – это буква, которую нельзя пропустить при записи слова), узнал слова с удвоенными согласными.

    В 3-4 классах при совершенствовании умения проговаривания многосложных слов продолжается работа по закреплению и расширению словарного запаса. Перед выполнением задания учащиеся (выборочно) объясняют значение слов; к некоторым словам логопед может попросить подобрать антонимы или синонимы. После выполнения основного задания возможна запись слова, составление и   запись словосочетания, предложения с незнакомыми словами. Речевой материал включает слова разных частей речи. Чаще всего в одном слове имеется несколько орфограмм. При выполнении задания «Отчества» идёт работа над словообразованием. Учащиеся подбирают однокоренное слово, проговаривают его, определяют количество букв (при проверке уделяется внимание словам с Ь, с удвоенными согласными). Последнее слово может быть отчеством самого ребёнка, это вызывает положительные эмоции (ученики также могут назвать имена и отчества своих родителей).

    Для учащихся с нарушениями письменной речи важно развитие умения определять на слух наличие  непроизносимой согласной в корне слова. Необходимо включать слова с непроизносимыми согласными на разных этапах коррекционной работы, закреплять и расширять словарный запас таких слов. Если ученик не определил на слух наличие данной орфограммы, тогда количественный анализ слова будет сделан неверно. Для предупреждения ошибки можно спросить учащихся о том, какая буква должна быть на месте непроизносимой согласной. При неправильном ответе идёт работа по подбору проверочных слов. Можно обратить внимание на эти слова при проверке, чтобы учащиеся смогли объяснить разное количество букв в слове (при наличии ошибки).  Аналогичная работа проводится с глаголами на «ТСЯ» и «ТЬСЯ». Если познакомить учащихся 3 класса с данной орфограммой, то тогда можно включать такие глаголы в речевой материал и на первых порах оказывать учащимся помощь при проговаривании таких глаголов (это помогает исключить на письме замену «тся» на «ца»). Работа со сложными словами также способствует расширению словаря; позволяет развивать морфемный анализ слова. Учащиеся определяют значение слова с опорой на анализ лексического значения каждого корня.                                      

    Проверка правильности выполнения задания может иметь несколько вариантов. 1 вариант: ученик называет свой ответ после каждого слова, ставит себе «отметку» под цифрой - плюс или минус; подсчитывает количество баллов. 2 вариант: общая проверка после выполнения всего задания. 3 вариант: учитель-логопед проверяет сам, озвучивает результаты, планирует работу над ошибками.

    Примечание: цифровая линейка содержит числовой ряд от 1-14. Практически все учащиеся испытывают положительные эмоции, когда линейки «не хватает», а они верно определяют количество букв в слове 15 и более. В каждом полугодии речевой материал по предложенным темам изменяется. В него могут быть выборочно добавлены слова, которые вызвали затруднения при проговаривании и написание которых необходимо закрепить.

    Речевой материал для 3-4 классов

    Отчества. Какое отчество у сына? У Ивана будет сын…Иванович, у Петра - Петрович, у Олега – Олегович,у Льва – Львович, у Романа – Романович, у Фёдора – Фёдорович, у Антона – Антонович, у Вадима – Вадимович, у Владимира – Владимирович, у Михаила – Михайлович, у Андрея – Андреевич, у Николая – Николаевич, у Геннадия – Геннадьевич, у Анатолия – Анатольевич, у Игоря – Игоревич, у Юрия – Юрьевич, у Аркадия – Аркадьевич, у Тимофея – Тимофеевич, у Евгения – Евгеньевич, у Дмитрия – Дмитриевич, у Григория – Григорьевич.

    Профессии. Парикмахер, грузчик, регулировщик, дрессировщик, экскурсовод, каменщик, строитель, астроном, композитор, виолончелистка, аккордеонист, контролёр, учительница, космонавт, носильщик, воспитательница, режиссёр, балерина, архитектор, балетмейстер.

    Имена существительные. Строительство, образование, промышленность, рыболовство, фермерство, парикмахерская, аэропорт, примерочная, стадион, соревнования, гимнастика, болельщики, автопортрет, ягнёнок, поросёнок, жеребёнок, размышление, внимательность, настойчивость, аккуратность.
    Имена прилагательные. Голубенький, красноватый, самостоятельный, образованный, скромный, трудолюбивый, талантливый, честный, наблюдательный, известный, находчивый, устный, медленный, обворожительный, внимательный, заботливый, грустный, длинный, металлический, деревянный.                                                                                         Глаголы. Прибежала, остановились, поддержал, познакомилась, простудиться, расстроилась, приземлился, сбережёт, поздороваться, конспектировать, приветствовать, забавляется, выздоравливает, пришвартовался, дрессировал, переписывать, подстригался, удивлять, воображать, пофантазировать.
    Сложные слова. Пешеход, снегопад, мышеловка, путешественник, землетрясение, кораблекрушение, стрессоустойчивость, Белоснежка, телохранитель, книголюбы, мясорубка, пылесосы, мореплаватели, водонос, лыжероллеры, путепровод, экскурсовод, броненосец, вагоновожатый, фильмография.

        Выводы:

    • Работа по закреплению и расширению словарного запаса при развитии навыка количественного анализа слов с опорой на правильное проговаривание способствует коррекции нарушений письменной речи.
    • Ученики учатся запоминать и узнавать на слух слова с определёнными орфограммами.
    • Овладение навыком проговаривания слов с учётом всех орфограмм позволяет учащимся младших классов не пропускать буквы при списывании и письме под диктовку; формирует умение увидеть свою ошибку при проверке и исправить её.

                                                                                                                         

                                                                                                                       

                                                                                                                                      Приложение

                                            Карта шифровальщика (3-4 класс)

    Фамилия, имя ________________________________________________

                                                                            ОТЧЕСТВА

        БАЛЛЫ

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    верно

    нет

                                                                          ПРОФЕССИИ

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    верно

    нет

                                                               ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    верно

    нет

                                                                ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    верно

    нет

                                                                              ГЛАГОЛЫ

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    верно

    нет

                                                                         СЛОЖНЫЕ СЛОВА

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    верно

    нет

           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека игр на развитие навыка звукового анализа слов.

    Картотека игр на развитие навыка звукового анализа слов....

    Повышение качества чтения и письма у младших школьников, имеющих недостатки в звуковом анализе слов

    В последние годы отмечается значительный рост количества детей с различными трудностями обучения. Причины вызывающие эти трудности многозначны, решить их быстро невозможно.Одной из распространённых пр...

    Презентация по теме «ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ НЕДОСТАТКИ В ЗВУКОВОМ АНАЛИЗЕ СЛОВ»

    «ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА  ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА  У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ НЕДОСТАТКИ  В ЗВУКОВОМ АНАЛИЗЕ СЛО» логопедии такие трудности называютфонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФ...

    Развитие навыка морфемного анализа слов (3 класс)

    Конспект занятия, проведённого совместно с учителем начальных классов. Цель занятия - профилактика нарушений письменной речи, развитие познавательного интереса....

    Игры и упражнения для развития словарного запаса у младших школьников с умственной отсталостью

    Подборка игр и упражнений способствующих развитию словаря, расширению представлений об окружающей действительности,формированию познавательной дятельности, перевода слова из пассивного в активный слов...

    Развитие навыков количественного анализа слов у первоклассников в условиях школьного логопункта

    Из опыта работы предлагается методика проведения упражнения "Шифровальщик", которое позволяет формировать навык правильного проговаривания, способствует закреплению и расширению словарного з...