Игры и упражнения для развития словарного запаса у младших школьников с умственной отсталостью
картотека по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Лященко Алла Григорьевна

Подборка игр и упражнений способствующих развитию словаря, расширению представлений об окружающей действительности,формированию познавательной дятельности, перевода слова из пассивного в активный словарь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_i_uprazhneniya_dlya_razvitiya_slovarya.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для развития словарного запаса у младших школьников с умственной отсталостью

             Речь – это средство общения, важнейший компонент познавательной  деятельности, а также регулятор поведения. Нарушение     речи     отрицательно   влияет на   всю    психическую деятельность, у детей затрудняется общение с окружающими, нарушаются коммуникативные возможности, задерживается формирование познавательных процессов.

У умственно отсталых детей слова пассивного и даже активного словаря зачастую имеют очень узкое или, напротив, слишком широкое, неточное значение. Разумеется, эти слова не могут служить средством передачи новых знаний ребенку. Не могут они также закреплять или актуализировать уже имеющиеся у ребенка знания. Над расширением и уточнением значения слов с умственно отсталыми детьми нужно проводить повседневную большую работу. Однако эти игры можно проводить с детьми лишь на определенном уровне развития речи. (Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя)

             Изучением словаря учащихся занимались многие ученые: Е.И. Буцкова, Г.А.Каше, М.Е.Хватцев, З.А.Репина и другие. Словарная работа является одним из ведущих направлений в развитии речи, пополнение слов разнообразными связями происходит в процессе общения и деятельности детей. Рекомендации по формированию и обогащению словаря детей через приемы:  словесная инструкция, понятная ученику, сочетание ее с наглядным материалом и т.д.

               Словарь детей с легкой степенью умственной отсталости беден, ограничен, невыразителен, в нем страдают грамматическая, фонетическая, синтаксическая стороны речи. Дети испытывают серьезные затруднения при назывании детенышей животных, при построении синонимических и антонимических рядов, т.е. проблема развития словаря у детей с умственной отсталостью стоит остро.

Словарная работа складывается из нескольких направлений:              Обогащение словаря – усвоение новых слов, которых дети не знали вообще, новых значений слов.

              Способы толкования слов: наглядный контекстуальный, способ подстановки синонимов, логическое определение, развернутое описание, подбор антонимов, анализ морфологической структуры слова и словоизменения.

              Используется большее количество анализаторов для восприятия слова и  прочного запоминания детьми. Каждое новое слово проводится через сознание ребенка несколько раз и в разных контекстах.    

Уточнение словаря – углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений.

Активизация словаря – включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося,  введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте.  Это направление считается наиболее важным, поэтому задача логопеда  - помочь детям овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в активный словарный запас. Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в пересказах, рассказах. Владение словом подразумевает знание его семантики, сочетаемости и сферы употребления.

Устранение и исправление слов с ошибочным ударением и произношением.

Упражнения по расширению, уточнению  и систематизации словаря

  • Пробор синонимов к слову.
  • Подбор антонимов к  слову.
  • Нахождение в тексте слов-синонимов или слов-антонимов.
  • Объяснение значения слов.
  • Соотнесение слова с обобщающим понятием (огурец –овощ, груша –фрукт и т.д.)
  • Расширение объема обобщающего понятия. Например: «Груша –это фрукт. А какие еще вы знаете фрукты?». Ползти- это медленно двигаться. А какие вы еще знаете слова, которые обозначает движение людей или животных.»    
  • Придумывание нескольких глаголов к слову – существительному. Например: дождь что делает? – моросит, идет,  шумит, льет и т.д.
  • Подбор определений  к слову  -  существительному ( день какой может быть? – морозный, ветреный, пасмурный и т.д.)
  • К названию животного подобрать название его детёнышей или название его жилища.
  • Подобрать родственные слова к слову (рука –ручка, ручная)
  • К двум словам подобрать одно подходящее слово (мальчик, ручей –бежит;   ветер, дождь- шумит)
  • Дать характеристику предмета или живого существа.

Упражнения по формированию словоизменения

  • Составление предложений по опорным словам, данным вразброс. Предлагаемые слова стоят в начальной форме.
  • Вставка в предложение пропущенных слов.
  • Определение правильности предложений. Детям даются предложения с правильными и неправильными формами слов. Предлагается определить, какое из предложений правильное. Например: У Маши пять цветных карандашей. – У Маши пять цветных карандашов.
  • Дополнение предложения с помощью предметной картинки. Предлагается незаконченное предложение и  вместо недостающего слова картинка. Следует закончить предложение, поставив название картинки в определенной форме.
  • Ответы на вопросы, требующие постановки данного слова в определенном падеже.
  • Игра в лото1, 2, 5,. На картинках изображено разное количество (1,2, 5). Логопед называет картинку. Дети находят ее на карточке и называют количество предметов  (1 карандаш, 2карандаша, 5карандашей)
  • Выполнение действий, требующих понимания  различных предложных конструкций (положи линейку на парту, под парту, над партой…)
  • Употребление различных предложно – падежных конструкций при выполнении действий (положи ручку в пенал, на пенал, под пенал…)
  • Составление предложений с предложно – падежными конструкциями по специально подобранным картинкам (ложка в кружке, на кружке, под кружкой…)
  • Ответы на вопросы по картинкам.
  • Называние цвета различных предметов (красный лак, красная машина, красное платье, красные туфли и т.д.)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА

 «ОДИН - МНОГО»

Цель: упражнять в образовании существительных множественного числа, родительного падежа.

Логопед называет предмет в единственном числе и бросает мяч ребёнку. Тот должен назвать этот же предмет во множественном числе.

"У меня один стул, а тебя много.....(стульев)"

«ЧЕГО НЕ СТАЛО?»

Цель: упражнять в употреблении существительных в родительном падеже, развивать внимание, память.

Логопед предлагает рассмотреть картинки и закрыть глаза. В это время одна картинка убирается. дети должны угадать, какой предмет отсутствует. "нет стола, нет стула, кровати."

«РАЗЛОЖИ ПО СВОИМ МЕСТАМ»

Цель: упражнять в употреблении существительных с предлогами, развивать слуховое внимание.

Логопед обращает внимание на беспорядок, оставленный "непослушным ветерком", и предлагает разложить вещи по местам. "Книгу положи в шкаф, мяч  - под шкаф, подушку - на кровать"

«ЧТО ОБЩЕГО?   ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ?»

Цель: упражнять в сравнении двух предметов.

Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть предметы мебели и назвать все отличия (сходства) между ними.

«Этот стол большой, а этот маленький. Этот стол журнальный, а этот стол кухонный.»

«ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ»

Цель: упражнять в употреблении существительных в родительном падеже.

Логопед предлагает детям отправиться на мебельную фабрику и помочь столярам собрать мебель. Дети рассматривают их и говорят, какой части не хватает

«У стола нет ножки, шкаф без ручки»

«У НАС ПОРЯДОК»

Цель: упражнять в расширении словаря, а употреблении существительных с предлогами.

Логопед предлагает разложить картинки с предметами мебели на свои места.

«Что можно положить на полку, на стол, в стол, на кровать»

МАГАЗИН «МЕБЕЛЬ»

Цель: учить составлять описательный рассказ с опорой на картинку

Логопед предлагает  ребёнку  купить мебель в магазине и описать,  его , не называя. Продавец  должен по описанию угадать, что хочет приобрести покупатель.

Я хочу купить предмет мебели. Он сделан из дерева и обит тканью коричневого цвета. У него есть спинка, подлокотники и мягкое сиденье. В нём удобно сидеть и ещё в нём можно читать книжку. Он предназначен для гостиной.

ИГРА «КТО ЗНАЕТ, ПУСТЬ ПРОДОЛЖАЕТ»

Цель: учить подбирать и употреблять в речи слова с обобщающим значением, соотносить родовые и видовые окончания.

1 ВАРИАНТ:

Взрослый называет родовое  понятие слова, с обобщающим  значением, дети – слова, относящие к данному роду, к конкретным значением.

Ведущий: мебель.

Дети: кровать, диван, стул, стол, и т.д.

Ведущий: рыбы.

Дети: карп, карась, ёрш, горбуша и т.д.

2 ВАРИАНТ:

Взрослый называет родовые понятия, а участники – обобщающее слово.

Ведущий: огурец, редис, картофель, и т.д.

Дети: овощи.

Ведущий: яблоко, груша, апельсин, и т.д.

За каждый правильный ответ ребёнок получает фант. Кто ошибается, платит фант. Выигрывает тот, у кого больше фантов.

ИГРА  «НАОБОРОТ»

Цель: обогащение словарного запаса ребёнка антонимами.

Водящий называет слова, а участники подбирают слова с противоположным  значением. За правильный ответ получают фишку.

Добрый – злой                                        вежливый – грубый                

аккуратный – неряшливый                        трудолюбивый – ленивый

внимательный – рассеянный. и т.д.

храбрец трус и т.д.

                                                                                        

Скажу я слово «ВЫСОКО»,

А ты ответишь  ….. (низко).

Скажу я слово «ДАЛЕКО»,

А ты ответишь …… (близко)

Скажу тебе я слово «ТРУС»,

Ответишь ты ……..(храбрец).

Теперь «НАЧАЛО» я скажу,

Ну, отвечай……..(конец)!

ИГРА «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»        

Цель: учить выде6лять общий признак в словах, развивать умение обобщать.

Определите,  какое слово лишнее. Назовите это слово. Выигрывает тот, у кого меньше ошибочных ответов.

Голубой,  красный,  спелый.

Кабачок, огурец, лимон.

Лимон, апельсин, репа.

Редис, помидор, горох.

Пасмурно, ненастно, ясно.

Бежать, лететь, рисовать.

Гусь, гусыня, гусеница.

Боль, большой, больница.

Море, морщины, морской.

Горесть, угорать, гора.

Сосна, дерево, деревянный.

ИГРА  «СКАЖИ  ПО - ДРУГОМУ»

Цель: обогащение словарного запаса ребёнка синонимами.

Подобрать к названому слову, близкое  по значению

Хмурый -_______________                весёлый - _________________

Старый - _______________                большой - _________________

Трусливый - ____________                идти - _____________________

Бежать - _______________                разговаривать - _____________

Смеяться - _____________                плакать - __________________

ИГРА «КТО У МЕНЯ?»

Цель. Продолжать расширять и уточнять словарь детей; развивать связную речь.        

Оборудование. Трафареты животных (медведь, заяц, белка, еж, коза, кошка, собака) по числу детей, конверты по числу детей.

Ход игры: надо угадать, какая фигурка лежит в конверте. Каждый должен посмотреть в свою коробку, но никому не говорить, что он там увидел. Затем надо дать описание того животного, трафарет которого спрятан в конверте, но не называть это животное, а лишь назвать его особенности, где живет, чем питается. Остальные дети должны угадать, кто это. Первым рассказывает педагог. Например: «У меня тут маленький, серенький, с длинным хвостом, с маленькими ушками, с усами, живет дома, пьет молоко, говорит «мяу». Кто это?» Дети по очереди рассказывают и о своих животных. В случае затруднения педагог задает вопросы: «Большое или маленькое животное? Какого цвета? Где живет? Что ест? Какой у него домик?» Ответы на эти вопросы и составляют тот объем представлений, который у ребенка существует за словом-названием животного.

ИГРА «ЛОВИ И НАЗОВИ»

Цель. Продолжать расширять и уточнять словарь детей; развивать связную речь.

Оборудование. Мяч.

Ход игры. Дети стоят полукругом, педагог в середине этого полукруга и предлагает поиграть: «Я буду называть одно слово, а вы будете подбирать к нему нужные слова». Например, педагог называет «шьем», бросает каждому ребенку мяч, а они поочередно называют «платье», «пальто», «кофту», «юбку», «шторы», «наволочку», «рубашку», возвращая в броске мяч.

Перечисленные выше упражнения  и игры используются на тематических занятиях. Это позволяет детям отрабатывать лексический материал, упражняться в высказываниях, обогащать и активизировать словарь.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для пополнения словарного запаса детей

Игры и упражнения, направленные на расширение и активизацию словаря. «По дороге домой»Взрослый предлагает ребенку называть все предметы, мимо которых он проходит, обязательно указывая...

Дидактические игры по формированию патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью на занятиях по внеурочной деятельности

Дидактические игры предназначены для обучающихся 1-4 классов, которые реализуются на занятиях по программам внеурочной деятельности...

Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков у младших школьников

Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков у младших школьников...

Развитие связной речи у младших школьников с умственной отсталостью

В работе представлены особенности связной речи умственно отсталых школьников, упражнения по развитию связной речи....

Работа по расширению словарного запаса у младших школьников при развитии навыка количественного анализа слов

Представлен речевой материал слов сложной звуко-слоговой структуры с разными орфограммами для развития навыка количественного анализа слов....

Игры и упражнения по развитию пространственных представлений у обучающихся с легкой умственной отсталостью

Игры и упражнения по развитию пространственных представлений у обучающихся с легкой умственной отсталостью....