Конференция "Дети с ОВЗ - проблемы и возможности"
консультация по логопедии

Рослякова Елена Николаевна

Конференция "Дети с ОВЗ - проблемы и возможности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya_-_deti_s_ovz_-_problemy_i_vozmozhnosti.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Дети с ОВЗ – проблемы и возможности

Рослякова Елена Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 7 г. Апатиты

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении".

Согласно статистике, сегодня в России насчитывается более двух  миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всей детской популяции, из них около 700 тысяч - дети с инвалидностью). Ежегодно численность данной категории детей увеличивается.

Определение "дети с ОВЗ" подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.

По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:

  1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  3. Дети с нарушением речи (логопаты);
  4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  5. Дети с умственной отсталостью;
  6. Дети с задержкой психического развития;
  7. Дети с нарушением поведения и общения;
  8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Для каждой категории детей с ОВЗ предусмотрены специальные коррекционные схемы обучения. В результате таких программ ребенок может полностью избавиться от своего дефекта или хотя бы сгладить его проявления и развить компенсаторные механизмы адаптации.

В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

1. Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов.

2. Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.

3. Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

Имея образование учителя начальных классов и логопеда, я с 2012 года работаю с детьми с ОВЗ,  имеющими нарушения речи. К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, ЗПР, слепых и слабовидящих, слабослышащих, детей с РДА и др.

Обучение детей с нарушениями речи до апреля 2014 года велось по специальным образовательным программам V вида. Сейчас ведётся по адаптированным образовательным программам, на основании стандарта 2004 года.

C 2009 года в России введён новый федеральный образовательный стандарт (ФГОС). А вот для детей с ОВЗ  такой стандарт только разрабатывается. Специальный федеральный государственный образовательный стандарт (СФГОС) является неотъемлемой частью стандартов общего образования. Базовые положения, положенные в основу разработки стандарта общего образования нормально развивающихся детей, сохраняют свое значение применительно к специальному стандарту, адресованному самой уязвимой части детского населения – детям с ОВЗ.

В Мурманской области существует лишь одна специализированная коррекционная школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в посёлке Минькино (ГОБОУ МСКОШИ). Сейчас на базе данного образовательного учреждения ведётся апробация новых специальных стандартов. ГОБОУ МСКОШИ является инновационной площадкой по  апробации  проекта федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для  обучающихся с ТНР.

ФГОС для детей с ТНР позволяет дифференцированно создавать с учетом особых образовательных потребностей разных групп обучающихся два варианта основной образовательной программы: вариант А и вариант В.

Вариант А предназначен для обучающихся с нарушениями речи и
предусматривает получение образования, сопоставимого по конечным достижениям с
образованием сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Он полностью включен в общий образовательный поток (инклюзия) и по окончании школы может получить такой же документ об образовании, как и его сверстники, не имеющие речевой патологии.

Вариант В предназначен для обучающихся с ТНР и обеспечивает в образовательных организациях получение начального общего    образования по адаптированной основной образовательной    программе.   До этого образование таких учащихся осуществлялось в специальных общеобразовательных организациях V вида.

Обучающийся    получает   образование,    сопоставимое    по конечным достижениям (на момент окончания школы) с образованием сверстников, не имеющих нарушений речевого развития, но в более пролонгированные календарные сроки, находясь в среде сверстников с речевыми нарушениями и сходными образовательными потребностями   или   в   условиях   инклюзивного   обучения.   Вариант   В   предназначается обучающимся с ТНР, для преодоления которых требуются особые педагогические условия, специальное  систематическое  целенаправленное  коррекционное  воздействие.   Это  дети, находящиеся на II и III уровнях речевого развития (по Р.Е.  Левиной),  обусловленных алалией, афазией, дизартрией, ринолалией, дети с заиканием, имеющие нарушения чтения и письма и дети, не имеющие общего недоразвития речи при тяжёлой степени выраженности заикания.

Определение варианта основной образовательной программы для обучающегося с ТНР осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного обследования, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Наполняемость классов, где обучаются дети с ТНР – до 15 человек.

Для успешного усвоения речевого материала в адаптированную образовательную программу вводятся  специальные курсы: «Произношение», «Логопедическая ритмика», «Развитие речи». Для этих курсов используются специализированные учебники.

Анализируя проблемы обучения детей с ОВЗ, можно сделать вывод, что в данный момент эта область переживает кризис. В китайском языке слово «кризис» обозначается 2 иероглифами – «проблемы» и «возможности». В любой трудной ситуации можно найти возможности для развития. Например, одной из проблем стало то, что в бывшем плане коррекционной работы не было предусмотрено изучение английского языка в коррекционных классах V вида со 2 класса. Благодаря настойчивости родителей был введён факультатив в 3 классе, а мне пришлось начать дистанционное обучение по программе «Преподавание английского языка в начальных классах», чтобы помочь детям в этой проблеме.

В течение последних 3 лет, работая с детьми с ОВЗ, большое внимание я уделяю внеурочной работе. Именно связь программного материала с внеурочными занятиями обеспечивает развитие коммуникативных универсальных учебных действий. В ходе групповой и коллективной работы дети учатся договариваться друг с другом, уважать точку зрения другого, вместе выполняют коллективные проекты.

Дети участвуют в конкурсах рисунок и поделок, занимаются по программе знакомства с журналистикой «Служу Отечеству пером», участвуют в работе клуба «Вдумчивого читателя».

О наших достижениях во внеурочной работе можно узнать в нашей группе в социальной сети «В контакте» - «Родительская группа 3 «в» класса».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Возможные проблемы в формировании навыка чтения и письма у учащихся."

Статья предназначена родителям слабоуспевающих младших школьников, с целью повышения эффективности логопедических занятий....

Выступление на педсовете учителя начальных классов Дерезиной С.В. по проблеме: «Создание коррекционно–развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения»

Выступление на педсовете  учителя начальных классов Дерезиной С.В. по проблеме: «Создание коррекционно–развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобра...

Выступление на педсовете учителя начальных классов Дерезиной С.В. по проблеме: «Создание коррекционно–развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения»

Выступление на педсовете  учителя начальных классов Дерезиной С.В. по проблеме: «Создание коррекционно–развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобра...

Обучение детей с ДЦП. Возможные проблемы и пути их преодоления

Обучение детей с ДЦП.Возможные проблемы и пути их преодоления...

«Подготовка ребенка к школе или как заранее предупредить возможные проблемы в школе».

Родительское собрание в детском саду. Для Вас, дорогие мамы и папы!...

Научно-исследовательский проект: «Психолого-педагогические условия адаптации и выравнивания стартовых возможностей детей 5-7 лет с проблемами зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций, не посещающих ДДУ"

Педагогов всегда волновал вопрос обеспечения полноценного развития ребёнка в дошкольном возрасте, правильной подготовки его к школе.  Принято считать, что готовность ребенка к систематическ...