Логопедическое занятие
план-конспект по логопедии

Загребина Татьяна Валентиновна

Логопедическое заключение: Нарушение письма, обусловленные ФНР, II этап обучения.

 

Тема занятия: практическое овладение навыками образования новых слов с помощью суффиксов.

 

Цели:

  1. закрепить знания, полученные на уроках русского языка о составе слов, о суффиксе как о значимой части слова;
  2. показать разнообразие значений суффиксов;
  3. научить правильно образовывать слова, обозначающие название профессий;
  4. развивать слуховой и зрительный виды памяти;
  5. развивать фонематический слух;
  6. обогащать словарный запас по теме «Профессии»;
  7. воспитывать уважение к любому труду.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_v_gruppe_2.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК В ГРУППЕ №2

Логопедическое заключение: Нарушение письма, обусловленные ФНР, II этап обучения.

Тема занятия: практическое овладение навыками образования новых слов с помощью суффиксов.

Цели:

  1. закрепить знания, полученные на уроках русского языка о составе слов, о суффиксе как о значимой части слова;
  2. показать разнообразие значений суффиксов;
  3. научить правильно образовывать слова, обозначающие название профессий;
  4. развивать слуховой и зрительный виды памяти;
  5. развивать фонематический слух;
  6. обогащать словарный запас по теме «Профессии»;
  7. воспитывать уважение к любому труду.

Ход занятия

I. Организационный момент

II. Развитие фонематического слуха

Детям предлагаются вопросы и 4 варианта ответов:

а) хирург

б) столяр

в) шахтер

г) швея

Вопросы:

  1. В этом слове звуков больше, чем букв.
  2. В этом слове 2 гласных звука [и – у].
  3. В этом слове 1-й звук [c], а последний [p].
  4. Каким одним общим словом можно объединить слова: хирург, швея, столяр, шахтер?

III. Объявление темы и целей урока

Логопед. Сегодня на занятии с вами поговорим об удивительном и огромном мире профессий, научимся образовывать слова – названия профессий с помощью различных суффиксов.

IV. Повторение ранее изученного материала Работа с доской

Прочитать записанный на доске текст.

«Лесник – лесной сторож. Лесничество – участок леса, за которым следят и где разводят лес. Лесничий – начальник лесного хозяйства».

Анализ выделенных слов:

  • Что вы можете сказать про выделенные слова? От какого корня образовались эти слова?
  • При помощи чего образовались родственные слова от корня лес?
  • Что такое суффикс и для чего он служит?

V. Воспроизведение грамматической сказки о суффиксах

Логопед. Дети, а кто сможет поведать нам сказку о суффиксах, которую я рассказала на прошлом занятии.

Грамматическая сказка о суффиксах

Как-то на одну волшебную поляну заглянули суффиксы. Удалые это были ребята. Очень понравилась им поляна, и решили они на ней поселиться. Только расположились, как вдруг появились хозяева – корни. Да, да, эта была именно та волшебная поляна, которую облюбовали корни и на которую позже пришли суффиксы.

Работу суффиксам доверили трудную, но интересную. Они образовали новые слова. Хоть и были суффиксы родными братьями, но по характеру отличались друг от друга. Суффикс ИЩ любил все большое: котище, домище. А вот суффиксы: ИК, УШК, ОНЬК, ЕНЬК, ЕЦ, ШК – были ласковыми. И слова, которые они образовывали, приобретали уменьшительно-ласкательные значения: братик, лапушка, березонька, доченька.

VI. Объяснение нового материала

Логопед. Сейчас я вам расскажу сказку о суффиксах до конца.

Продолжение сказки о суффиксах

С годами суффикс ЧИК приобрел большой опыт. Он стал не только уменьшать слова и делать их добрыми, ласковыми, нежными, но и образовывать слова, обозначающие профессии.

VII. Образование новых слов с помощью суффикса ЧИК

Логопед. Вместе с корнем ЛЁТ у него появилось слово

Дети. Лётчик

Логопед. Чем интересна профессия летчика?

VIII. Запись в тетради

Летчик – летать

В процессе записи ребенок дает пояснения: существительное летчик Образовалось от глагола летать при помощи суффикса ЧИК.

Аналогично проводится работа со словами:

грузчик – грузить

переплетчик – переплетать

токарь – точит

Логопед. Чем занимается токарь? Составьте предложение.

Запись в тетради.

Токарь точит детали.

IX. Образование новых слов с помощью суффиксов по предъявлению предметных картинок

Часовщик – часовой, часы;

дрессировщик – дрессировать.

Дети должны объяснить: существительное часовщик образовалось от слова часовой с помощью суффикса ЩИК.

Устно: образовать слова с суффиксом ЩИК от слов: камень, гонка, танцы.

На доске вывешиваются постепенно суффиксы: ЧИК, НИК, ИСТАЧ, ЁР.

Так же проводится работа со следующими словами:

Сапожник – сапог;

печник – печь;

пограничник – граница;

тракторист – трактор;

фигурист – фигурное катание.

Логопед: профессии могут быть и музыкальными. Сейчас я будку показывать вам предметные картинки с изображением музыкальных предметов, а вы должны назвать человека, который играет на них.

Пианино – пианист;

флейта – флейтист;

виолончель – виолончелист;

гитара – гитарист;

гармонь – гармонист;

баян – баянист;

скрипка – скрипач;

труба – трубач.

X. Объяснение нового материала

Логопед. А сейчас предлагаю вам продолжение грамматической сказки о суффиксах.

Сказка «Актёр ЁР»

Жил-был суффикс ЁР. Работал он в театре. Был мастер на все руки. Имел в тетради несколько специальностей.

Когда он одевал черный фрак с белой манишкой, то превращался в важного дирижера. И актер из ЁРа  был превосходный. В помощи гримера он не нуждался, т.к. сам был искусным мастером. Иногда ЁРу  приходилось быть дублером. Благодаря прекрасной памяти он запоминал все роли в спектакле. Дикция у ЁРа  была отличная, и порой он подменял заболевшего суфлера. Был он и ловким жонглером, поэтому его часто приглашали в цирк. Ему подчинялись мячи, тарелки, гири, обручи. А уж когда он вставал на место билетера, то пропускал в театр без билетов всех детей. Вот такой фантазер был этот суффикс ЁР!

А теперь напишите все профессии суффикса ЁР.

XI. Закрепление изученного материала

Проводится на речевом материале В.В. Маяковского «Кем быть?»

Логопед.        У меня растут года,

                Скоро мне 17,

                Где работать мне тогда,

                Чем мне заниматься?

Дети, кто написал эту книжку?

Демонстрация книжки-раскладушки «Профессии», где изображения людей различных профессий подписаны строками стихотворения.

Дети по заданию логопеда выписывают названия рофессий, обозначают суффиксы.

XII. Проверка навыков морфемного анализа

Игра «Составь новые слова»

Логопед называет части из разных слов, дети выделив и сложив, должны получить названные профессии.

перелет

водный                переводчик

стульчик

проделка

давать                продавец

хитрец

XIII. Итог занятия проводится в беседе

  • О какой части слова мы говорим сегодня на занятии?
  • Что образуется с помощью суффиксов?
  • Какие суффиксы, образующие названия профессий вы запомнили?
  • Какая профессия вам нравиться больше всего и почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия для 2-3 классов «Логопедическая игротека»

Тема занятия, называемая детям: развивающие игровые конкурсы, объединённые лексической темой «Школа».Цель:   привитие интереса к логопедическим занятиям в школе. Для  2-3 классов о...

Конспект открытого логопедического занятия для 2-3 классов «Логопедическая игротека»

Пояснительная записка.Методическая тема занятия: логопедическая игротека.Тема занятия, называемая детям: развивающие игровые конкурсы, объединённые лексической темой «Школа».Цель использования игровых...

Конспект логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи». Логопедическая игротека.

Лоопедические игры напрвленные на развитие фонематического слуха, расширение активного словаря, развитие мышления, памяти и внимания, развитие учебной мотивации....

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет с логопедическим заключением ФФНР по дифференциации звуков [Р] – [Л] в предложениях.

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет с логопедическим заключением ФФНР по дифференциации звуков [Р] – [Л] в предложениях.  Тема: дифференциация звуко...