Логопедическое занятие по коррекции письменной речи
план-конспект по логопедии

Загребина Татьяна Валентиновна

Логопедическое заключение: Нарушение письма. Лексико-грамматическое недоразвитие. Двуязычие.

 

Тема занятия: Согласование в роде, числе имен прилагательных и существительных.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_v_grupe_3.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ В ГРУППЕ №3

Логопедическое заключение: Нарушение письма. Лексико-грамматическое недоразвитие. Двуязычие.

Тема занятия: Согласование в роде, числе имен прилагательных и существительных.

Цели:

  1. упражнять учащихся в практическом использовании категории числа (без ее определения);
  2. закреплять практический навык согласования прилагательных и существительных в роде;
  3. обогащать словарный запас по теме «Весна»;
  4. Развивать фонематический слух;
  5. Развивать слуховой и зрительный виды памяти, образное и логическое мышление.

Ход занятия

I. Организационный момент

Ленивые восьмерки

Дети рисуют в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» (цифры лежат) по 3 раза каждой рукой и затем 3 раза обеими руками одновременно.

II. Развитие фонематического слуха

Путаница

Прослушай внимательно стихотворение.

Кто на дереве сидит? Кит.

В океане кто плывет? Кот.

В огороде что растет? Рак.

Под водою кто живет? Мак.

Перепутались слова!

Я командую: раз – два

И приказываю вам

Все расставить по местам.

Какие сова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?

III. Актуализация знаний учащихся о числе и роде

Беседа

  • Слова рак, мак, кот, кит какой частью речи являются?
  • Измените единственное число этих существительных на множественное.
  • Подберите по 1 прилагательному к каждому существительному.
  • В каком роде стоят существительные и прилагательные?

IV. Развитие логического мышления

Логопед предлагает решить задачу: «Два мальчика нашли на лесной полянке грибы. Первый мальчик нашел маленький грибочек, а второй – большие грибы. Сколько грибов у каждого мальчика?»

Дети. У одного мальчика – 1 гриб, а у второго мальчика – 3 гриба.

Логопед. Верно. Но объясните, почему вы так решили?

Дети. Маленький грибочек – значит один, слова стоят в единственном числе, остальные из 4-х  - большие грибы, значит, 3, Слова большие стоят во множественном числе.

V. Объявление темы и целей занятия

Сегодня на занятии мы будем изменять по числам и родам словосочетания: прилагательное + существительное.

VI. Объяснение темы занятия

Логопед. Дети, вы знает, что такое словосочетание?

Демонстрируется картинка с изображением неба, солнца, облаков.

  • Что изображено на картинке?
  • Это имена существительные?
  • Добавьте к ним имена прилагательные.

Дети: голубое небо, мягкие облака, ласковое солнце.

Логопед. Слова, которые вы сейчас сказали парами называются словосочетаниями. Если в словосочетании изменяется существительное, то изменяется и прилагательное.

VII. Практические упражнения

Игры с мячом для тренировки в изменении словосочетаний по числам: «Один – много, много – один».

1-ая игра

Логопед по очереди кидает детям мяч, называя словосочетания в единственном числе, они кидают его обратно, изменяя единственное число на множественное.

Словосочетания

ранняя весна;

весенний ручей;

душистый ландыш;

первый подснежник;

лесное озеро;

тонкий стебелек;

густой лес;

теплый ветер.

2-ая игра

Изменение множественного числа на единственное.

Словосочетания

первые цветы;

дождевые облака;

клейкие листочки;

маленькие подснежники;

веселые ребята;

голубые небеса;

солнечные лучи;

лиственные леса.

Логопед. Дети, какие слова можно подставить к словосочетанию, чтобы определить число существительного и прилагательного?

Вывод произносят дети: Число существительных и прилагательных узнаем путем подставления слов: один – много.

VIII. Работа с таблицей №1

Логопед. А вот род существительных и прилагательных мы узнаем по словам-помощникам.

Объяснение таблицы

Род имен существительных

мужской род

женский род

средний род

он

мой

она

моя

оно

моё

IX. Практическая работа

На столах у детей карточки с местоимениями он мой, она моя, оно мое.

Логопед демонстрирует 9 предметных картинок, дети подставляют местоимения, определяют род существительного.

Упражнение в определении рода прилагательных и существительных.

Запись в тетради по следующему образцу:

он мой                                она моя                        оно моё

м. р.                                ж.р.                                ср.р.

Задание записать в 3 столбика словосочетания:

темное небо;

яркая молния;

желтый луч;

ласковое солнце;

весенняя гроза;

сильный ливень.        

X. Работа с таблицей №2

Логопед. Род прилагательного можно узнать по существительному, по вопросу и окончанию.

Объяснение таблицы

Род имен прилагательных

мужской род

какой?

- ой – ый – ий

женский род

какая?

- ая – яя

средний род

какое?

- ое – ее

XI.Устная работа

Практическое упражнение в согласовании прилагательных и существительных в роде.

Задание

Подобрать как можно больше имен прилагательных к предъявленной картинке. Произнести словосочетания (5 словосочетаний).

XII. Письменная работа по карточкам

Работа с текстом (текст «Голубая пора. Март» по Н. Сладкову в учебнике Садовниковой И.Н., стр. 231).

Чтение текста.

Беседа

  • О каком времени года говорится в тексте?
  • Что происходит весной?
  • Назовите приметы весны.

Задание

Выписать из текста слова парами, используя вопросы: какой? какая? какие?

Запись в тетради по образцу: весна (какая?) ранняя, светлая.

XIII. Устная работа. Практические упражнения в образовании и согласовании существительных:

а) относительных прилагательных

Задание

Послушайте словосочетания. Ответьте на вопросы: какой? какая? какое?

лес из сосен – какой лес? – сосновый лес;

сосулька изо льда;

зайчик из снега;

крепость из снега.

б) относительно притяжательных прилагательных

Задание

Угадай, кому принадлежит хвост и морда (10 предметов, картинок).

XIV. Развитие образного мышления

Отгадай о ком или о чем идет речь? Определение рода имен прилагательных и существительных.

  1. Рогатая, белая, бодливая, бородатая (коза).
  2. Алый, сахарный, зеленый, будто бархатный (арбуз).
  3. Ушастый, трусливый, быстрый (заяц).
  4. Серый, голодный, злой (волк).
  5. Пушистая, рыжая, хитрая (лиса).
  6. Стройная, белая, высокая (береза).
  7. Красивая, ароматная, колючая, красная (роза).
  8. Большие, грустные, карие (глаза).
  9. Огромный, неуклюжий, бурый или белый (медведь).

XV. Вывод

Вывод по занятию делают дети: что помогает нам определить род существительного и прилагательного? (Слова-помощники, вопросы, окончания).

XVI. Итог занятия проводится в беседе

  • В чем упражнялись мы сегодня на занятии?
  • Что помогает нам определить число и род существительных и прилагательных?
  • В каком роде будет  стоять прилагательное, если существительное стоит в мужском роде? в женском роде? в среднем роде?
  • О каком времени года мы сегодня говорим?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация [л][р] в слогах, словах и предложениях (коррекция письменной речи).

Разработка урока содержит практический материал по дифференциации звуков л-р, артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику,материал для коррекции письменной речи....

Коррекция письменной речи учащихся пятых классов в условиях школьного логопункта.

Традиционно считается, что жизненный успех ребенка в основном зависит от его академических успехов, которые закладываются еще в младшем школьном возрасте. Поэтому коррекционная работа с детьми проводи...

Итоговая работа на тему: «Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения» (коррекция звукопроизношения + Изобразительная деятельность ).1 класс

Работа представлена по результатам курса "Традиционные и инновационые подходы к коррекции звукопроизношения"Педагогический университет Первое сентября. Тема занятия:«Путешествие с Колобком. Звук Л»...

Рабочая программа по коррекции письменной речи, обусловленная фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Рабочая программа по коррекции нарушения чтения и письма, обусловленная фонетико-фонематическим недоразвитием речи младших школьников....

Технологическая карта логопедического занятия по коррекции письменной речи (2 класс): "Упражнения в морфологическом синтезе"

Технологическая карта группового логопедического заняти по коррекции письменной речи на тему: "Упражнения в морфологическом синтезе". Данная методическая разработка составлена в соотвестствии с требов...

Рабочая программа логопедических занятий по профилактике и коррекции письменной речи во 2 классе

Программа логопедических занятий направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обес...

Логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи Тема занятия: Буква ж. Звук [ж ].

Цели занятия: - уточнение артикуляции и закрепление правильного произношения звука[ж] (групповое логопедическое занятие для учащихся 1-го класса). - автоматизировать звук в связной речи.Задачи: К...