Логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи Тема занятия: Буква ж. Звук [ж ].
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Бурлуцкая Юлия Михайловна

Цели занятия:

- уточнение артикуляции и закрепление правильного произношения звука

[ж] (групповое логопедическое занятие для учащихся 1-го класса).

 

- автоматизировать звук в связной речи.

Задачи:

Коррекционно – развивающие:

- совершенствовать произношение звука;

-развивать фонематический слух, фонематическое восприятие;

- развитие дыхания и мелкой моторики;

-формировать мыслительную деятельность операций анализа и синтеза

Воспитательные:

-  воспитывать интерес к занятиям, навыков речевого общения друг с другом;

- учить  самостоятельности;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие

по коррекции звукопроизношения и развитию речи

Тема занятия: Буква ж. Звук [ж ].

Цели занятия:

- уточнение артикуляции и закрепление правильного произношения звука

[ж] (групповое логопедическое занятие для учащихся 1-го класса). 

- автоматизировать звук в связной речи.

Задачи:

Коррекционно – развивающие:

- совершенствовать произношение звука;

-развивать фонематический слух, фонематическое восприятие;

- развитие дыхания и мелкой моторики;

-формировать мыслительную деятельность операций анализа и синтеза

Воспитательные:

-  воспитывать интерес к занятиям, навыков речевого общения друг с другом;

- учить  самостоятельности;

Здоровьесберегающие:

- планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости детей;

Оборудование:

- индивидуальные зеркала;

-наборы для составления слоговых схем;

-дидактические игры;

- набор предметных картинок на звук [ж] 

- карточки со словами, стихами, предложениями.

Ход занятия:

1.Организационный момент

Отгадайте загадку:

Встали братья на ходули,

Ищут корма на пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти.

(журавли)

Фонетическая зарядка

- Как жужжит шмель (ж-ж-ж)

Какой звук произнесли? звук  [ж]

Актуализация имеющихся знаний
Какие бывают звуки? (гласные и согласные)

 Почему звуки называются гласными? (они поются, мы их поем голосом)

Почему  звуки называются согласный?  (они не поются,  состоят из шума и голоса

Так какой звук [ж] ? – (согласный)

2.Подготовительный этап

Начнем мы наше занятие с разминки

Логопед предлагает, смотря в зеркало, длительно произнести звук ж

 и обратить внимание на положение губ.

Артикуляционная характеристика.

- губы округлены и выдвинуты вперед

- зубы сомкнуты, либо сближены

- кончик языка поднят к передней части неба (у альвеол), но не прижат;   боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам.

- теплая воздушная струя выдыхается  посередине языка

- звук «Ж» произносится с  голосом – звонкий

Артикуляционная гимнастика

Чтобы правильно произносить  эти звуки надо сделать упражнения для губ и язычка

 «Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: «тя-тя-тя».

«Блинчик»

Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 1 до 10 секунд.

 «Маляр»

Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов (как кисточкой).

«Вкусное варенье»

Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.

«Парус»

Поднять широкий язык и зацепить за верхние зубы, удерживать в таком положении на счет от 1 до 5

«Чашечка»

  Сделав «Блинчик», широкий язык поднять вверх, придавая ему форму «Чашечки» (не пролить водичку). Следить, чтобы боковые края и  кончик языка не опускались. Удержать под счет от 1 до 10.

Затем завести «Чашечку» в рот за верхние зубы и удержать под счет от 1до 5.

«Грибок»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)

Дыхательная гимнастика

Звук «ж» образуется посредством сильной воздушной струи, которая проходит между небом и языком.

1.Ребенок вытягивает губы трубочкой вперед и дует на теннисный  шарик

2.Взять чистый пузырек, подуть в него, чтобы послышался звук

3.Взять стакан с водой и через трубочку дуть на воду, чтобы появились пузырьки на воде

Четко проговариваем звук ]

Работа по автоматизации звука на уровне слога (четко проговариваем звук [ж]

 Автоматизация [Ж] в прямых слогах:

ЖА – ЖО – ЖУ  , ЖО – ЖУ – ЖИ,  ЖИ – ЖО – ЖЕ,  ЖУ – ЖО – ЖА, ЖО – ЖА – ЖИ

В обратных слога

АЖ – ОЖ – УЖ,  УЖ – ЕЖ – АЖ,  ЕЖ – АЖ – ОЖ,  ОЖ – АЖ – УЖ,  ИЖ – УЖ – ОЖ

В интервокальных слогах

 АЖА – ОЖО – УЖУ,  УЖУ – ОЖО – АЖА,  АЖА – ЕЖЕ – ОЖО,  УЖУ – ЫЖИ – АЖ

3. Основной этап

Изучение нового материала 

- Посмотрите на картинки назовите слова, где слышится звук [ж]

( дайте характеристику звука)

(кошка, цапля, ножницы, лыжи, чемодан, ужи)

- Послушайте стихотворение , если услышите звук[ж],хлопните

Жук жужжит в железной банке,

Жук не хочет жить в жестянке.

Жизнь жука в плену горько,

Жалко бедного жука.

- Какой первый звук в словах?

 (жук , жалко , железной, жестянке жужжит) – согласный

( он всегда твердый, звонкий)

- Прочитайте стихотворение

найдите слова , где есть  слог  жи 

Жи – пиши с буквой и

Отлежал себе живот.

Кушать хочется,

Да лень ворочаться.

Вот и ждет рыжий кот,

Может, миска подползет?

Летом в клетке зоопарка медвежонку очень жарко.

Хорошо в жару такую

снять одежду меховую

Ищет он застёжку, чтобы снять одёжку.   

- Игра «Доскажи словечко» 1.Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын (жираф).

2.Два березовых коня

Через лес несут меня

Кони эти рыжи,

А зовут их (лыжи).

(Как пишутся эти слова? ( с буквой и))

4.   Динамическая пауза

- Игра «Эхо»

Чистоговорки (Повторяем за логопедом)

Жа-жа-жа - вот поймаю я ежа.

Жу-жу-жу - ежа в корзину положу.

Жи-жи-жи – ёжик, ёжик, не дрожи.

Жу-жу-жу - молока налью ежу.

Жо-жо-жо - стало к вечеру свежо.

Жа-жа-жа - отпущу я в лес  ежа..

5. Закрепление материала

- Игра  « Слоговой аукцион»

Какое слово получится, если добавить букву ж?

…аба,…ук, …изнь,…онглер,…алоба.

Отгадать ребус (снежинка),сделать звуковой анализ

http://www.filipoc.ru/attaches/jokes/rebus/2434dc5271fa8427fbf5c932ebe4fa3e.jpg
- Игра «Найдите новые слова в слове»

ножка, сторожка

(Разделить на слоги ,поставить ударения, составить  с этими словами предложения)
- Игра «Слова рассыпались»
Бажа (жаба), куж (жук), жичи (чижи) 

(определить сколько слогов,  букв, звуков в словах)
- Игра «Буква потерялась»
лу . а,  . аворонок,   сне.ок,  лу.ок, кру.ок,  лы.и

(Определить  позиции звука [ж]  в словах, какой звук [ж] )

- Придумать слова с буквы ж

( карточки  у каждого ребенка, поставить ударения)

Ж- -     (жук,жир)

Ж- - -(жила,жаба)

Ж - - - - (жираф, жилье)

Ж- - - - - (железо, змейка)

- Звуко-буквенный анализ слова 

Сколько слогов, звуков, букв  в слове ежик? Составить схему слова .

- Прочитать скороговорки (выучить наизусть)

  Назвать слова с новой буквой

1.Лежит ежик у елки,

 А у ежа иголки.

    2. У ежа – ежата, у ужа – ужата

- Работа с карточками, вставить букву (повторить жи – пиши с буквой и)

Еж.к,  лы.и , ж.раф, ж.р , ж.знь,чиж. .

6. Итог занятия

С какой буквой познакомились?

Какой это звук? (согласный, твердый, звонкий)
Спасибо  вам, вы все работали прекрасно.

                                        Учитель- логопед  Ю. М. Бурлуцкая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая работа на тему: «Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения» (коррекция звукопроизношения + Изобразительная деятельность ).1 класс

Работа представлена по результатам курса "Традиционные и инновационые подходы к коррекции звукопроизношения"Педагогический университет Первое сентября. Тема занятия:«Путешествие с Колобком. Звук Л»...

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции звукопроизношения. « Автоматизация звука «Л».

Данное занятие предназначено для обучающихся начальных классов, имеющих нарушения звукопроизношения....

Конспект урока по обучению грамоте (развитию речи). Тема урока: « Знакомство со звуком [ч’] и буквой Ч, ч».

Тема урока:  «Знакомство со  звуком [ч’]  и буквой Ч, ч».Тип урока: Изучение нового материала.Цель: Создать условия для знакомства детей с согласным звуком [ч\'] и буквой «Чч», для форми...

ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НАРУШЕНИЯ РЕЧИ для занятий с обучающимися начальных классов (1-2 классы)

Рабочая программа составлена на основе методических разработок М.Е. Евлампиева, М.В. Черенковой, Т.Г. Ланиной по нейропсихологической коррекции нарушений онтогенеза общего и речевого развития детей в ...

Коррекционное занятие в 4 классе по развитию речи. Тема: «Составление рассказа по теме «Зима».

Цели: а) коррекционно-образовательные:  закрепить знания обучающихся воспитанников об имени прилагательном; развивать умение составлять текст на тему, умение выразить свои мысли; учить чувствоват...

Конспект интегрированного занятия по коррекции звукопроизношения + развитие речи для ученика 1-го класса.Тема: «Звук [р] в словах и словосочетаниях».

Цель: автоматизировать произношение звука [р] в словах и словосочетаниях.Задачи:Коррекционно – развивающие:- корригировать произношение;- корригировать и развивать связную устную речь через форм...