УЧИТЕЛЮ – О ДЕТЯХ С НЕДОСТАТКАМИ РЕЧИ
статья по логопедии

Загребина Татьяна Валентиновна

Логопедия – это специальная наука, заключающаяся в изучении различных нарушений речи, имеющих устойчивый характер и не исчезающих без помощи специалистов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

УЧИТЕЛЮ – О ДЕТЯХ С НЕДОСТАТКАМИ РЕЧИ

Логопедия – это специальная наука, заключающаяся в изучении различных нарушений речи, имеющих устойчивый характер и не исчезающих без помощи специалистов.

Иногда приходиться слышать, что «от дефектов речи ведь не умирают», а значит и с ними можно спокойно жить. Но так ли это на самом деле?

Для многих детей дефектное произношение даже одного звука вызывает так называемые вторичные психические наслоения. Это является результатом неправильной реакции окружающих на речевой дефект («выговоры», насмешки, передразнивания и прочее). Именно из-за вторичных психических наслоений иногда даже сравнительно небольшие дефекты речи (на которые нормально говорящие люди практически не обращают внимания) страдающие этими дефектами воспринимают как самое настоящее несчастье.

Разные дети по-разному относятся к своему дефекту речи: от равнодушия до страстного желания во что бы то ни стало исправить произношение какого-либо звука. Это зависит от интеллекта человека.

Речевые расстройства лучше всего преодолевать в возможно более раннем возрасте. Это касается не только устной, но и письменной речи. Дислексия и дисграфия не проходят сами по себе, как насморк. Они будут мешать человеку хорошо закончить школу, поступить в интересующий его ВУЗ (вступительный экзамен: сочинение или диктант). Дисграфик никогда не получит за письменную работу выше «3», а если по точным наукам у него «5»?

Нарушения речи очень многообразны, я познакомлю вас только с теми дефектами, которые выявлены в нашей школе и являются наиболее распространенными у детей с сохранным интеллектом.

Эта информация пригодится вам для учета индивидуальных особенностей ваших детей и правильного планирования работы с ними.

Дизартрия – это такое расстройство звукопроизношения, которое обусловлено органическим поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и связанными с этим нарушением иннервации речевых мышц.

Распространенность дизартрии среди детей с нормальным интеллектом – 3-6 %, а среди детей со сниженным интеллектом – 40-60 %. В последние годы количество дизартриков увеличилось. Логопедические занятия по дизартрии должны обязательно сочетаться с медикаментозным и физио лечением. Эти дети должны учиться в специальных речевых школах, но так как у нас таковых нет, они сидят у вас в классе. Коррекция такого деффекта длится от 2 до 6 лет (что зависит от степени нарушения).

Заикание принято относить к нарушениям темпа и ритма речи, обусловленными судорогами мышц речевого аппарата в процессе речи.

Заикание чаще всего возникает в детском возрасте, в период от 3 до 5 лет, когда ребенок овладевает фразовой речью. Если «поймать» этот момент  и сразу же начать лечение и логопедические занятия, результат часто бывает положительным. Но в 99 % случаев родители вовремя не начинают бить тревогу, а судороги речевые в это время застаиваются в долговременную память ребенка, и заикание переходит в разряд трудноизлечимых заболеваний. Лечат заикание в специализированных центрах, с использованием медикаментов, специального массажа, физиопроцедур, тренинга психологического, гипноза и многого другого. В условиях школьного логопункта практически не корригируется. Но если вы видите, что родители сильно озабочены этой проблемой и хотят помочь своему ребенку, отправьте их к логопеду. Мы попробуем определить причину и тип заикания, подберем дыхательную гимнастику, адрес речевого центра

ФН (фонематический дефект) – неправильное произношение 1 или нескольких звуков при нормально развитом фонематическом слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата.

В нашей школе: Мартиросян В., Надейкин С., Божко Д., Алексеенко А., Кравец А.

Такие нарушения должны быть откорригированны в дошкольном возрасте. Школьные логопеды или не занимаются, т.к. этот дефект не влияет на овладение письменной речью.

ФФНр (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – нарушение звукопроизношения + недоразвитие фонематического слуха. В 80 % случаев этот дефект на письме отражается в виде замен, смешивания букв. Желательно исправить его до того, как ребенок овладеет грамотой. Для этого мы проводим обследование речи будущих первоклассников и по мере возможности занимаемся с ними. Коррекционная работа ведется в 2-х направлениях: исправление дефектов звукопроизношения и развитии фонематического слуха.

ФНр (фонематическое недоразвитие речи) – нарушение одной из операций фонематического слуха:

  • фонематическое восприятие (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);
  • фонематические представления (твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные в зависимости от из позиции);
  • фонемный анализ и синтез. Этот дефект является причиной дисграфии и дислексии. Диагноз логопеда у таких детей: дисграфия или дислексия, обусловленные недоразвитием фонематического слуха.

Общее недоразвитие речи (III уровня) – недоразвитие всех подсистем языка: звукопроизношения, фонематического слуха и грамматического строя речи. Может быть и НВОНр – когда звукопроизношение практически в норме (чаще всего откорригировано логопедом), но фонематический слух недоразвит; грамматический строй сформирован недостаточно. Коррекция – 1-3 лет.

Дислексия – частичное расстройство процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся и стойких ошибках при чтении и обусловленное несформированностью или нарушением тех психических функций, которые обеспечивают процесс чтения.

Этим дислексия принципиально отличается от тех затруднений при чтении, которые связаны с плохой его техникой и в большей или меньшей степени свойственны всем детям на начальных этапах овладения  чтением.

У детей с дислексией выявлены следующие отклонения:

  1. отставание в созревании некоторых мозговых структур;
  2. недоразвитие общей моторики, ее отставание;
  3. недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений (трудности определения формы и величины предметов, их расположения в пространстве по отношению друг к другу). Эти трудности часто сочетаются с поздним выделением ведущей руки, с явным или скрытым левшеством;
  4. выраженная задержка в речевом развитии (дефекты произношения звуков, бедность словарного запаса, неточное понимание значений многих слов, наличие … в устной речи).

Дислексией страдает не менее 5 % учащихся общеобразоваетльных школ. Дислексия ведет к дисграфии.

Симптомы дислексии:

  • неправильное называние при чтении некоторых букв (неузнавание их);
  • побуквенное (вместо пословного) чтение;
  • искажение звуков – слоговой структуры слов;
  • чтение отдельных слов в направлении справа налево;
  • нарушение понимания прочитанного при  технически правильном чтении.

Дисграфии – специфическое и спокойное нарушения процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.

Симптомы дисграфии – специфические и повторяющиеся на письме, не связанные с незнанием орфографических правил. Основная особенность этих ошибок – они допускаются там, где написание слов, казалось бы, не вызывает никаких затруднений. Не напрасно эти ошибки называют «странными» - лишь для специалиста ясна их своеобразная логичность и неизвестность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учителю о детях с нарушениями речи

Данная презентация поможет учителю-логопеду познакомить учителей начальных классов  с часто встречающимися нарушениями речи у учеников. Представлена терминология и виды  речевых ошибок , по ...

Рекомендации по преодолению недостатков речи у детей.

Каждый родитель, ведя ребенка первого сентября в школу, мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы сос...

Система работы учителя-логопеда по коррекции недостатков письма, обусловленных фонематическим недоразвитием речи и проявляющихся в нарушении обозначения мягкости согласных на письме

В повышении качества образования и воспитания немаловажную роль играет психолого-педагогическое изучение школьников, своевременное выявление причин отставания отдельных учеников и выбор наиболее эффек...

Учителю о детях с недостатками речевого развития

Нарушение  процесса  чтения  все чаще встречается  у детей, обучающихся в общеобразовательных  школах, и оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения. Для формиров...

Система работы учителя-логопеда по коррекции недостатков письма, обусловленных фонематическим недоразвитием речи и проявляющихся в нарушении обозначения мягкости согласных на письме

Система работы учителя-логопеда по коррекции недостатков письма, обусловленных фонематическим недоразвитием речи и проявляющихся в нарушении обозначения мягкости согласных на письме...

Учителю о детях с нарушениями речи

В статье рассказывается о многообразии нарушений детской речи. о подходах к речевым нарушениям, классификации их проявлению...

Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи

В пособии рассматривается формирование правильного произношения звуков речи у дошкольников, приводится практический материал по совершенствованию всех сторон речи детей подготовительной группы....