Синонимы. Практическое овладения навыками подбора синонимов и их употребления в речи.
план-конспект по логопедии

Загребина Татьяна Валентиновна
  1. Закреплять знания о синонимах, полученных на уроках русского языка.
  2. Формировать умение правильно подбирать синонимы.
  3. Заинтересовать учебным материалом по данной теме.
  4. Развивать навыки фонематического анализа.
  5. Развивать слуховое внимание, слуховую память.
  6. Развивать умение точно выполнять инструкции.
  7. Обогащать словарный запас в процессе упражнений подбора синонимов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_v_gruppe_1.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое заключение: недостатки письма, обусловленные ФНР. II этап обучения.

Тема занятия: Синонимы. Практическое овладения навыками подбора синонимов и их употребления в речи.

Цели: 

  1. Закреплять знания о синонимах, полученных на уроках русского языка.
  2. Формировать умение правильно подбирать синонимы.
  3. Заинтересовать учебным материалом по данной теме.
  4. Развивать навыки фонематического анализа.
  5. Развивать слуховое внимание, слуховую память.
  6. Развивать умение точно выполнять инструкции.
  7. Обогащать словарный запас в процессе упражнений подбора синонимов.

Оборудование: плакаты «Слова-приятели», «Ряды синонимов», «Древнерусский воин», 2 маски: тигра и льва, 6 перфокарт, 7 карточек с зашифрованной темой урока.

Ход занятия.

I. Организационный момент

Симметричные рисунки.

Дети рисуют симметричные рисунки одновременно двумя руками по заданию логопеда.

  1. вверху: яблоко;
  2. внизу: ведро;
  3. вверху сердечко
  4. внизу: домик;
  5. вверху: груша;
  6. внизу: огурец.

II. Развитие слухового внимания, концентрации внимания

Логопед. Из далекого прошлого предки отправили нам зашифрованное послание. Мы должны прочитать его. Справится с заданием самый внимательный.

На доске вывешиваются лист с зашифрованной темой, такие же у детей на партах.

Зашифрованное письмо:

М

А

Р

С

О

Н

И

Н

К

Л

Н

М

П

О

Т

Г

Р

Н

В

Д

И

М

Д

З

А

Ы

В

К

III. Развитие умения точно выполнять инструкции

Логопед. Ключ от шифровки у меня, вы берите в руки свои волшебные карандаши и выполняйте мои инструкции.

  1. Обвести в кружок букву «С» в 1-й строке
  2. Кроме последней, зачеркнуть все буквы в 1-й строке
  3. Заключить в треугольник 4-ю букву во второй строке
  4. Заключить в квадрат последнюю букву во 2-й строке
  5. Зачеркнуть 1, 2, 3, 5 ,6 буквы в 3-й строке
  6. Подчеркнуть 1-ю букву в последней строке
  7. Обвести в овал 5-ю букву в 4-й строке
  8. Обведенные и подчеркнутые буквы прочитать, не переставляя. Какое слово получиться?

IV. Объявление темы и целей занятия

Логопед. Сегодня на занятии мы узнаем, какие слова показывают себя синонимами и научиться подбирать к заданным словам, близкие им по значению.

V. Объяснение темы занятия

Логопед. Подбор прилагательных к существительным. Чтобы добиться своих целей, я вам предлагаю отправиться в путешествие в деревню Русь. На границе этой прекрасной страны мы встречаем стража – древнерусского воина.

Вывешивается картина с изображением воина.

- Воин, он какой? Подберите имена прилагательные к существительному «воин». Прилагательные, напечатанные на полосках, вывешиваются рядом с картиной «Воин»

Дети могут назвать прилагательные: красивый. Сильный, высокий, храбрый, смелый, отважный.

VI. Подбор синонимов к заданному слову

Если в ответах детей не звучат синонимы, логопед помогает в подборе синонимов наводящими вопросами:

  • Какое другое слово со значением храбрый можно еще назвать?
  • Как по-другому можно сказать: храбрый?
  • Как другими словами сказать храбрый?
  • Каким словом другим по звучанию, но тем же по значению можно заменить слово храбрый

В итоге беседы на доске остаются 3 прилагательных: храбрый, смелый, отважный.

VII. Беседа

Вопросы для беседы:

  • Все эти слова обозначают одну и ту же черту характера и ли разные?
  • Слова: храбрый, смелый, отважный говорят об одном и том же?
  • Все эти слова обозначают одно и то же?
  • А как они звучат?
  • Слова, которые обозначают одно и то же, но звучат по разному, называются…?

VIII. Хоровое проговаривание правила

Слова, одинаковые по значению, но разные по звучанию, называются синонимами.

IX. Развитие фонематических процессов на ряде синонимов: храбрый, смелый, отважный

Логопед. Любой воин, охраняющий границу, должен обладать замечательным слухом. Вы будущие воины, и мы сейчас  проверим ваш слух.

Предлагается игра «Угадай словечко».

  1. В этом слове 4-й звук [б] (храбрый)
  2. В этом слове 5-й звук – шипящий (отважный)
  3. В этом слове всего 6 звуков (смелый)

X. Практическая работа. Нахождение синонимов в тексте

Логопед. Древнерусским воинам нужно было проявлять: храбрость, смелость, отвагу, но иногда хитрость и осторожность во время охоты на диких зверей.

Мотивация прослушивания: Вы сейчас будете вместе с воином находиться в засаде и отбирать слова, похожие по значению: это слабые места зверя. Ну-ка, кто самый хитрый охотник?

Слова, близкие по значению, записать в тетрадь, чтобы не забыть.

XI. Инсценирование сказки «Тигр-лев и лев-тигр»

Тигр-лев – это лев-тигр, только наоборот. И все у них наоборот. И все у них наоборот. Тигр-лев полосатый: черная полоска, желтая, черная, желтая.

Лев-тигр – наоборот. Сначала желтая, потом черная.

И гривы у них разные. У льва-тигра лохматая. У тигра-льва косматая. У льва-тигра правое ухо короче левого. Тигр-лев не такой. У него левое длиннее правого. Вот такой тигр-лев.

Тигр-лев сначала был маленьким, а потом стал большим. Стал большим и пошел себе – левой, правой, левой, правой и зарычал, как большой ррры!

Лев-тигр, назло ему, сперва был небольшим, а потом стал не маленьким и зарычал по-своему: ыррр! – и пошел правой, левой, правой, левой. И хвостом по дороге крутил, как тигр-лев.

И пошли они, конечно, кто куда. Лев-тигр на опушку леса. Тигр-лев на лесную опушку. Лев-тигр пошел пробежаться. Тигр-лев побежал пройтись.

А откуда они взялись? Лев тигр из выдумки. Зато тигр-лев, уж конечно, из небылицы.

(Е. Измайлов)

XII. Беседа по содержанию сказки

Вопросы для беседы:

  • Как вы поняли сказку?
  • Что на самом деле происходило в сказке?
  • Как автор разными словами дает одно и то же изображение?
  • Какие гривы у зверей? (лохматая, косматая)
  • Какими были сначала звери? (маленький, небольшой)
  • Какими потом стали звери? (большой, немаленький)
  • Что делали они хвостом? (вертел, крутил)
  • Откуда взялись эти необычные звери? (выдумка, небылица)

Вывод: слова, обозначающие одно и то же, но звучащие по-разному, называются синонимами.

XIII. Запись в тетрадях

Вертел – крутил;

выдумка – небылица;

храбрый – смелый – отважный.

XIV. Практическая работа. Исключение из ряда слов несинонимического понятия

Логопед. Пока мы с вами наблюдали, в ряды воинов пробрались враги.

Игра «4-й лишний». Указать 4-е (лишнее) слово (с иным, чем у остальных слов значением). Объяснить, почему это слово является лишним. На доску вывешивается лист А-3, напечатаны ряды:

  1. слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
  2. крепкий, далекий, прочный, надежный;
  3. понять, разобраться, запомнить, уразуметь.

На слух дети должны исключить лишние слова из следующих рядов:

  1. думать, ехать, размышлять, соображать;
  2. грустный, печальный, унылый, глубокий;

XV. Практическая работа. Распределение слов по синонимическим рядам

Логопед. Лишних мы из рядов воинов исключим. Сейчас нам нужно разложить порох по пороховницам. У каждого из вас порох (отдельное слово на полосках бумаги) и пороховницы (спичечные коробки). Ваша задача: быстро и правильно распределить слова, близкие по значению в разные коробки.

Если 6 учеников, необходимо подготовить 12 синонимических рядов.

Примеры:

  1. пища, корм, еда;
  2. неизвестный, незнакомый, безвестный;
  3. быстрый, скорый, поспешный.

XVI. Работа с перфокартами. Подбор синонимов к заданному слову

Логопед. Оружие готово к бою. И воину предстоит сейчас проверить, насколько вы меткие стрелки. У каждого из вас 7 возможностей попасть в цель. Вам необходимо верно подобрать синонимы к данным словам и записать их на листочках.

Перфокарты

XVII. Итог занятия проводится в беседе

Вопросы для беседы:

  • О чем мы сегодня говорили на занятии?
  • Что запомнили?
  • Какие слова называются синонимами?
  • Понравилось ли вам путешествие в Деревню Русь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока русского языка с учётом требований системно-деятельностного подхода к обучению во 2 классе по программе «Школа России» Тема: "Синонимы, антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов",

Урок разработан в соответствии требований стандартов второго поколения. Содержит исследовательско- поисковую деятельность учащихся, игровые творческие задания, разноуровневый подход к  выполнению...

Овладение навыком подбора антонимов

Данная презентация составлялась для обучающихся логопункта второго года обучения....

Приемы формирования функциональной и операциональной готовности к овладению навыками связной письменной речи у младших школьников.

В материале даные методические рекомендации по подготовке детей к овладению навками самостоятельной письменной речи, приведены примеры развивающих упражнений и заданий....

Материал для урока русского языка в 3 классе "Лексика. Употребление в речи синонимов""

Урок в 3 классе " Лексика. Употребление в речи синонимов" с технологической картой, раздаточным материолом для групповой работы и презентацикй....

Практическое овладение навыками образования новых слов с помощью суффиксов.

Закрепить знания, полученные на уроках русского языка о составе слов, о суффиксе как о значимой части слова;показать разнообразие значений суффиксов;научить правильно образовывать слова, обозначающие ...