Главные вкладки
Логопедическое занятие. 4 класс. Практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок.
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)
Материал содержит
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКОУ Таловская СОШ
Разработала
Учитель-логопед I КК
Чибисова Н.В.
Таловая
ЗАНЯТИЕ ПО ЛОГОПЕДИИ.
4 класс.
ТЕМА: Практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок.
ЦЕЛИ: учить детей находить в предложениях слова с приставками; учить образовывать слова с приставками (слова с одинаковыми приставками, но разными корнями, с разными приставками и одинаковыми корнями); учить детей объяснять смысл слов с приставками; учить подбирать нужную приставку к словам в словосочетаниях и предложениях; учить детей составлять слова из разный частей слов; учить составлять предложения по картинкам, правильно используя слова с приставками; учить правильно писать слова с приставками; обогащать словарный запас детей; учить составлять рассказ, используя, глаголы с приставками;
развивать зрительное внимание, память; слуховое внимание, память; логическое мышление; пространственную ориентацию; речевую активность; формировать наблюдательность к языковым явлениям;
воспитывать навыки организации учебной деятельности; умения и навыки слушать и слышать учителя, товарищей; воспитывать навык контроля и самоконтроля.
ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки; логопедическое лото; плакат с приставками; ромашки; карточки с частями слов; слова с приставками; карточки с частями слов; индивидуальные карточки.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Организационный момент.
Потихоньку присядет тот, кто назовёт слово с корнем -сад-.
2. Повторение изученного.
Задание:
Игра: «Живые слова»
Детям раздаются карточки с частями слов. Из них учащиеся должны составить слова. Разбираются значения слов. Вспоминают, какую роль играет в слове корень, суффикс (солн, ышк, о; руч, ищ, и; бел, еньк, ий; стол, ов, ая)
Задание:
Игра: «Логопедическое лото»
На доске две карты и отдельные карточки со словами (водитель, проводник, уводить, сводить, обводить, половодье, водолаз, водоём, водокачка, наводнение).
- Расставьте карточки так, чтобы на 1-ой карте были слова, родственные слову «вода», на 2-ой – родственные слову «водить».
-Найдите слова, в которых корень «вод» стоит в середине слова. (проводник, уводить, сводить, обводить, наводнение).
- Как называются части слов, которые стоят перед корнем?
- Назовите приставки в данных словах.
- Как они пишутся со словами?
- Для чего служат приставки?
3. Тема занятия: Практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок.
- Приставка- это часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов.
Задание:
На доске плакат с приставками и слово. Нужно составить слова, используя приставки. Ученики образовывают новые слова и делают вывод о том, что не всегда можно образовать новое слово при помощи данных приставок.
Задание:
На доске ромашки. На лепестках приставки, в середине – слово. Составьте и запишите слова с приставками, которые имеют смысл.
-Объясните значения получившихся слов. Составьте словосочетания и предложения. (Лучшее предложение записывается и разбирается)
4. Закрепление темы:
Задание:
Прочитайте пары слов. Обозначьте указанные приставки. (по, под; на, над). Составьте с ними словосочетания.
Подвигать- подкрутить Надарил – надписал
Поддать – подержать надвязать - надавать
Покидать - поджечь надкусить – надавить
Работа в тетрадях.
Задание:
На доске две тетради, слова (входит, влетает, выходит, вылетает, вносит, вбегает, выносит, выбегает, впускает, выпускает, выезжает, въезжает).
Прочитайте слов. Запишите в одну тетрадь слова, обозначающие движение внутрь, в другую – направление наружу.
(три пары слов учащиеся находят вместе, три пары самостоятельно записывают к себе в тетрадь). Затем, дети по-очереди читают записанное.
Выделяют приставки, объясняют значения слов, составляют словосочетания и предложения.
Физминутка.
(Проводит ученик)
Мы топаем ногами. Мы руки опускаем
Мы хлопаем руками. И кружимся потом
Качаем головой. Теперь мы руки разведём
Мы руки поднимаем И заниматься вновь начнём.
Задание:
Вставьте в словосочетания нужные приставки (за, у, пере, со, от, до, про)
…..бежал от дома, ….нёс до крыльца, ….шёл с лыжни, ….ехал остановку, ……прыгнул через костёр, …..писать в дневник, ….красить комнату.
Ввод слов с приставками в предложения.
Задание:
- Раздаются индивидуальные карточки.
Подберите для каждого предложения подходящие по смыслу слова из скобок. Объясни свой выбор. Запишите предложения. В словах выделите приставки.
1 карточка
Ученица (подписала, записала) домашнее задание.
Лодка (отплыла, доплыла) от берега.
2 карточка
Миша (завернул, свернул) бумагу трубочкой.
Володя (пошёл, дошёл) в школу.
3 карточка
Завтра мы (поедем, заедем) к морю.
С дерева (слетел, улетел) листок.
4 карточка
Дедушка (вышел, сошёл) из троллейбуса.
К нам в окно (прилетела, залетела) синичка
5. Слуховое внимание, память.
Выборочный диктант
Послушайте предложения. Запишите слова с приставками, выделите приставки.
Огромная туча поднималась из-за леса. Надвигалась гроза.
Загудел сильный ветер. Загремел гром. Полил проливной дождь.
Физминутка «Замок»
На двери висит замок.
Кто открыть его бы смог? Постучали……..
Потянули………….. И – открыли.
Покрутили…………
6. Зрительное внимание, память.
Задание:
Составь слова, используя части других слов.
На наборное полотно выставляются слова и называются части, которые потребуются для составления новых слов.
1. Приставка та же, что в слове вылет, корень тот же, что в слове ходит. (Выход)
2. Приставка та же, что в слове прилёт, корень тот же, что в слове ездить. (Приезд)
3.Корень тот же, что в слове работница, приставка та же, что в слове захотел, суффикс тот же, что в слове молоток. (Заработок)
4. Приставка та же, что в слове послушал, корень тот же, что в слове рядом, суффикс тот же, что в слове бутылка, окончание то же, что в слове шалаши. (Порядки)
7. Развитие связной речи.
Задание:
Используя данные слова (жил, приходил, находил, накалывал, складывал, заготавливал) составьте рассказ.
- На доске глаголы с приставками, кроме одного слова (жил). Дети читают слова. Определяют, к какой части речи они относятся. Пробуют определить о ком или о чём будет рассказ. Если ученики не смогут определить о ком рассказ, то логопед помогает. (Вывешивается Ёжик) Затем с каждым глаголом составляют предложения, затем рассказ.
Можно спросить нескольких человек пересказать получившийся рассказ.
Запасливый ёжик.
В лесу жил ёжик. Ночью он приходил в сад. В саду ёжик находил яблоки. Он накалывал их на иголки. Яблоки ёжик складывал в норе. Так он заготавливал себе корм.
8. Итоги:
-Чему мы учились сегодня на занятии?
- Как пишутся приставки со словами?
- Какую роль играют приставки?
- Что больше всего понравилось на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/31/picture-389688-1391193158.jpg)
Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии "Образование слов при помощи суффиксов" на материале лексической темы "Домашние животные"
Дети, нуждающиеся в коррекции аграмматической дисграфии, имеют в своем анамнезе общее недоразвитие речи, а также несформированность ряда неречевых психических функций. Нарушение усвоения правописания ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/31/picture-389688-1391193158.jpg)
Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии "Образование слов при помощи суффиксов" на материале лексической темы "Профессии".
Аграмматическая дисграфия Механизмы аграмматической дисграфии: - Несформированность лексико – грамматического строя речи: морфологических и синтаксических обобщений. 1. Проявляется на уровне слова: ис...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/27/picture-539783-1417038526.jpg)
Закрепление знаний об однокоренных словах. Образование слов при помощи приставок. 3 класс УМК «Перспективная начальная школа»
Урок русского языка в 3 классе УМК «Перспективная начальная школа» Тема. Закрепление знаний об однокоренных словах. Образование слов при помощи приставок. Цель. Формировать умение образовывать слова п...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/05/picture-861864-1480952700.jpg)
Наблюдение над значением приставок и их ролью в нашем языке. Образование слов с помощью приставок.
Русский язык3 класс«Школа России»ТЕМА УРОКА: Наблюдение над значением приставок и их ролью в нашем языке. Образование слов с помощью приставок....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/22/picture-485464-1411406967.jpg)
Конспект урока во 2 классе по русскому языку «Образование слов при помощи приставок»
Цель урока – создание условий для организации совместной и самостоятельной деятельности обучающихся по распознаванию родственных слов с приставками и овладению умением составлять слова с п...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/09/picture-752990-1455040088.jpg)
Практическое овладение навыками образования новых слов с помощью суффиксов.
Закрепить знания, полученные на уроках русского языка о составе слов, о суффиксе как о значимой части слова;показать разнообразие значений суффиксов;научить правильно образовывать слова, обозначающие ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/12/picture-985102-1513056411.jpg)
Фронтальное логопедическое занятие по развитию речи Тема «Образование слов с помощью суффиксов»
Занятие с обучающимися 2 класса по АООП для детей с ТНР...