Конспект урока во 2 классе по русскому языку «Образование слов при помощи приставок»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Ляхова Анна Леонидовна

Цель урока – создание условий для организации совместной  и самостоятельной деятельности обучающихся по распознаванию родственных слов с приставками и овладению умением составлять слова с помощью приставки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_po_russkomu_yazyku_2_klass.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

   

             

Конспект открытого урока

во 2 «Б» классе

по русскому языку

«Образование слов при помощи приставок»

        УМК «Перспективная начальная школа»

Разработала и провела

учитель начальных классов

                                                                          Ляхова А.Л.

2014-2015 уч.год

г.Ставрополь        

КОНСПЕКТ

 открытого урока русского языка во 2 классе по УМК "Перспективная  начальная  школа"

учителя  начальных  классов  МБОУ  лицея  № 35

Ляховой Анны Леонидовны

1. Тема: "Образование  слов  с  помощью  приставок"

        

2. Тип урока – первичное усвоение новых предметных знаний  и УУД.

3. Цель урока – создание условий для организации совместной  и самостоятельной деятельности обучающихся по распознаванию родственных слов с приставками и овладению умением составлять слова с помощью приставки.

4. Задачи  урока: 

предметные:

* организовать деятельность обучающихся по знакомству с понятием «приставка» и распознаванию родственных слов с приставками;

* познакомить со схематическим изображением приставки;

* формировать умение образовывать слова с приставочным способом;

метапредметные:

* регулятивные - развивать умение ставить учебную задачу самостоятельно, работать по совместно составленному плану, способствовать развитию навыков самоконтроля;

* коммуникативные – формировать умения договариваться и распределять обязанности при работе в парах, в группах;

* познавательные (информационные) - способствовать формированию умения искать информацию в учебной книге, в учебных словарях, понимать информацию;

* познавательные (общеучебные) - способствовать формированию умения пользоваться инструкцией, умению обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы и умению использовать знаково-символические модели (схемы) для обозначения частей слов;

 личностные:

* организация участия детей в действиях интриги учебника по данной теме, учёт позиции собеседника.

5. Оборудование:

    - проектор;

    - ноутбук;  

    - мультимедийная презентация;

    - карточки для групповой работы;

   - карточки с цифрами – номерами пунктов плана у учителя;

   - карточки с пунктами плана;

   - магнитная доска.

6. Ход урока

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Оргмомент, эмоциональный настрой и мотивация

-  Поприветствуйте гостей, подарите улыбку соседу, гостям, учителю. Спасибо. Садитесь.

-  Сегодня на уроке нас ждут новые открытия, встречи с нашими друзьями. И чтобы сохранить хорошее настроение и во всем разобраться, какими нужно быть на уроке?

Кивают головой в знак приветствия, дарят улыбки, садятся.

Ответы детей: «нужно быть внимательными, смелыми, активными, организованными» и т. п.

Личностные:

положительный эмоциональный настрой на урок.

2. Актуализация знаний

- По «Содержанию» учебника найдите и прочитайте тему урока  к с. 59.

На странице «Содержание» читают название темы урока:

«Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки»

Познавательные: поиск информации в учебной книге.

Регулятивные:

постановка учебной задачи самостоятельно.

-  Смысл  какого  слова  в  названии  темы  вызывает  у  вас  затруднение?

Приставка.

-  Кто уже  может  объяснить  значение  этого  слова?

Ответы детей:

-«это, может быть, такая часть речи»

-«это, может быть, часть слова» и др.

-  Мнения разные. Как быть?

Предлагают на уроке выяснить (уточнить), что такое приставка.

3. Мотивация и целеполагание

             

На слайде появляется тема урока: «Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки» и опорные слова:

Я хочу

- узнать, что…

- узнать, какие…

- понять, где…

Я хочу научиться

- находить…,

- составлять…,

- обозначать…

- Прочитайте ещё раз тему урока.

Самостоятельная деятельность детей:

чтение темы  урока.

Регулятивные:

постановка учебной задачи самостоятельно.

 

Личностные: учёт позиции собеседника.

Коммуникативные:   работа в парах.

- По опорным словам сформулируйте для себя цель урока: чему вы хотите научиться на уроке?.

Обдумывают свою цель.

- Проговорите в парах друг  другу цель, которую  постараетесь  сегодня  достичь.

В парах по опорным словам продолжают фразы:

-«Я хочу узнать, что такое приставка, какие бывают приставки»,

- «Я хочу понять, где стоят приставки»,

 -«Я хочу научиться находить приставки, обозначать на письме приставки» и т. п.

- Озвучьте свою цель.

Учитель  благодарит  ребят.

Несколько обучающихся произносят вслух  собственную цель.

4. Изучение нового

- Откройте учебники на с.59-60, рассмотрите задания.

- Давайте обсудим план работы.

Находят в учебнике на с.59-60 условные знаки и задания к уроку.

Познавательные: поиск информации в учебной книге.

Личностные: учёт позиции собеседника.

Коммуникативные:   работа в парах.

Регулятивные:

работа по совместно составленному плану.

Познавательные:  

поиск информации в учебных словарях.

На слайде появляется изображение  Волшебницы Анишит Йокоповны со словами «ПЛАН РАБОТЫ»

-Волшебница Анишит Йокоповна предлагает начать работу вот с такого пункта плана: прочитайте запись на доске.

Читают на доске первый пункт плана работы:

1.Выполним упр.64.

-Волшебница спрятала остальные пункты плана! Чтобы  их  найти  объединимся  в  группы.

-Найдите  в  раздаточном  материале  лист, который  может  быть  пунктом  плана. Обсудите  его  место  в  плане  урока.

Работают в группах постоянного состава по 4 человека. В каждой группе на столах из  раздаточного  материала находят один из пунктов плана:

2. Изучим плакат Летучей Мыши.

3. Выполним упр. на с.60.

4. Разгадаем ребус.

5. Трудное задание.

6. Подведем итоги.

7. Оценим свою работу.

Дети обсуждают в группе и предлагают место пункта  в  плане  работы, представитель от группы вывешивает табличку с названием пункта плана. Совместно составляется план работы.

- Просмотрите план работы урока.

- Согласны работать в таком порядке?

Тогда - вперед за новыми знаниями!

На  доске:

1.Выполним упр.64.

2. Изучим плакат Летучей Мыши.

3. Выполним упр. на с.60.

4. Разгадаем ребус.

5. Трудное задание.

6. Подведем итоги.

7. Оценим свою работу.

- Прочитайте задание к упр.64.

Читают задание. Определяют по условному  знаку (пиктограмме), что нужно обратиться к «Обратному словарю» и найти слова на –ТЬ, родственные слову бежать. Находят:

    бежать

 забежать

добежать

пробежать

    убежать

выбежать

- Как  можно  назвать  слова  и  почему?

Слова  однокоренные, у  них  общий  корень  

-беж-, они  близки по  смыслу.

- Что ещё заметили?

Перед корнем стоят частички, они выделены голубым цветом.

- Ответьте на вопросы учебника (упр.64.) и сделайте вывод.

Подробно отвечают на вопросы учебника и делают вывод: у родственных слов перед корнем бывает  ещё  одна  часть  слова, которая  вносит  изменение  в  слово.

- Что это за часть  слова?

- Откуда  вы  это  знаете?

-Где можно уточнить  так  ли  это?

Ученики  дают  ответ: приставка.

Говорили  старшие, рассматривал  учебник.

В учебнике.

Динамическая минутка или пальчиковая гимнастика (можно вставить по своему усмотрению)

-Встаньте, пожалуйста, немного отдохнем.

-Садитесь.

Возьмите в руки карандаш.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Выполняют несколько упражнений.

Садятся.

Крутят карандаш между ладошек и пальчиков.

5. Первичное закрепление

- Переходим к следующему пункту нашего плана. 

- Пользуясь Плакатом Летучей Мыши на с.60 учебника, постарайтесь  дать  научное  объяснение  слову «приставка»?

- Обратите внимание, как обозначается приставка.

Изучим плакат Летучей Мыши.

Читают плакат Летучей Мыши на с.60, объясняют своими словами:

1) Приставка - часть слова.

2) Стоит перед корнем.

3) С помощью приставки образуются новые слова.

Познавательные:  

поиск информации в учебной книге, умение пользоваться инструкцией.

Познавательные: использование знаково-символических моделей (схем) для обозначения частей слов.

Регулятивные: развитие навыков самоконтроля.

-Далее будем работать в группах.

Найдите  в  раздаточном  материале  конверт  с  карточками, на которых принятые в русском языке обозначения частей слова.

Инструкция:

- Найдите конверт  с  карточками, в  котором схематически изображены части слова.

- Рассмотрите их и сконструируйте возможную схему слова по его частям.

- Проверим.

Одна группа конструирует у доски схему слова:

¬

^

|________|

Совещаются в группах и составляют схему слова.

Проверяют, как выполнила задание группа у доски.

- Что  можно  сказать  о  приставке  по  схеме  слова?

Ответы детей:

- Чтобы узнать приставку, что нужно уметь находить корень.

- Приставка стоит перед корнем.

- Итак, расскажите все, что узнали о приставке.

Рассказывают, что запомнили:

1) Приставка - часть слова.

2) Стоит перед корнем.

3) С помощью приставки образуются новые слова.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой  по эталону     

- Обратимся  к следующему пункту плана.

- Прочитайте задание на с.60.

- Что надо знать, чтобы выполнить его?

Выполним упр. на с.60.

Находят упр. на с. 60. Читают задание.

Надо  знать  понятия  родственные слова,  словосочетание. Объясняют.

Познавательные:  

поиск информации в учебной книге, умение пользоваться инструкцией.

Коммуникативные:   работа в парах.

Личностные: учёт позиции собеседника.

Регулятивные: развитие навыков самоконтроля.

- Это задание будете выполнять в парах.

Инструкция:

-Дополните словосочетания устно, затем запишите в тетрадь по 2 словосочетания и выделите приставки.

-Договоритесь в парах,  с какими словосочетаниями  будете работать.

- Самопроверку  выполните  по записям слайда.

- У  кого  получилось  без  ошибок? Кто  нашёл  и  исправил  ошибки. Молодцы.

Работают в парах. Составляют словосочетания, записывают, проверяют по записям  слайда:

добежать до аптеки;
забежать за лекарством;
убежать от собаки;
пробежать мимо дома.

Отмечают  знаком «+» правильно  выполненную  работу.

- Что нас ждет дальше? 

На слайде появляются картинки с условными обозначениями, по которым нужно разгадать слоги и составить слово:

АЛьбом, нота ФА, сВИсТок.

Нас  ждёт  ребус.

Дети отгадывают слово: «АЛФАВИТ»

- Это словарное слово. Найдите в тетради для самостоятельной работы на с.31 № 42, прочитайте задание, запишите слово, поставьте ударение.

Работают в тетрадях для самостоятельной работы, находят словарное слово в словаре «Произноси правильно».Записывают, ставят  ударение.

Познавательные:  

поиск информации в учебных словарях.

- Разберите  слово  по  составу.

Все слово корень, приставки нет.

Физкультминутка для глаз

Указать варианты движения глаз: влево, вправо, вверх, вниз, по диагонали, по периметру стены, доски, зажмурить, открыть широко, похлопать ресницами, закрыть, сосчитать до 5, открыть.

Выполняют упражнения для расслабления.

7. Включение в систему знаний.

- И вот мы подошли к Трудному заданию. 

Работать будете в группах. 

Инструкция:

- В отрывках стихотворения «Мяч» С. Маршака найти слова – названия  действий, подчеркнуть  их и выделить в них приставку, если есть.

Мой

Весёлый,

Звонкий

Мяч,

Ты куда

Помчался

Вскачь?

Я

Тебя

Ладонью

Хлопал.

Ты

Скакал

И звонко

Топал.

Покатился

В огород,

Докатился

До ворот,

Подкатился

Под ворота,

Добежал

До поворота.

Желтый,

Красный,

Голубой,

Не угнаться

За тобой!

Ты

Пятнадцать

Раз

Подряд

Прыгал

В угол

И назад.

А потом

Ты покатился

И назад

Не воротился.

Там

Попал

Под колесо.

Лопнул,

Хлопнул –

Вот и всё!

Трудное задание.

Работают в группах.

Находят слова – названия  действий, подчеркивают их и выделяют в них приставку.

 

Коммуникативные: распределение обязанностей при работе в группах.

Познавательные: умение пользоваться инструкцией.

- Какие слова названия действий вы подчеркнули? Выполните  самопроверку  по слайду. Внесите  исправления.

- Кто  справился  без  ошибок? Кто  нашёл  и  исправил  ошибки. Молодцы.

На  слайде:

1.Помчался

2. Не угнаться

3. Хлопал, скакал, топал

4. Прыгал, покатился, не воротился

5. Покатился, докатился, подкатился, добежал

6. Попал, лопнул, хлопнул

Отмечают  знаком «+» правильно  выполненную  работу.

Регулятивные: развитие навыков самоконтроля.

- Назовите приставки, которые  встретились?

По-, до-, под-.

8. Рефлексия деятельности

(итог урока)

- Какой следующий пункт нашего плана? 

- Вспомните, какую цель каждый поставил в начале урока? Кто достиг своей цели?

- Расскажите, что вы сегодня на уроке узнали нового?

Для  ответа  можно  пользоваться  опорными  словами:

узнал, что…

- узнал, какие…

- понял, где…

научился

- находить…,

- составлять…,

- обозначать…

Подведем итоги.

Вспоминают свою цель, поднимают руку те, кто достиг цели.

Продолжают фразы, написанные на обратной стороне доски.

Регулятивные: развитие навыков самоконтроля.

- Чью  работу  на  уроке  можно  отметить?

Называют имена отличившихся детей.

- Всё, урок  можно  закончить? 

-С помощью оценочной линейки отметьте, как вы поняли, что такое приставка.

Нет, мы  должны  оценить свою работу.

На полях тетради чертят оценочную линейку и отмечают кружком: место ближе к верхней границе, если всё было понятно, по середине линейки - если что-то не совсем понятно и ближе к нижней границе – если много было затруднений.

Регулятивные: развитие навыков самоконтроля.

-Молодцы! Спасибо. Урок окончен.

Литература

  1. Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 3. — М.: Академкнига/Учебник, 2011г.
  2. Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 2. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.
  3. Байкова Т.А., Ерышева Е.Р., Малаховская О.В. Тетради для самостоятельной работы № 2. 2 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.
  4. Чуракова Н.А., Байкова Т.А., Малаховская О.В. Русский язык. 2 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Образование слов с помощью приставки",2 класс

         Урок русского языка.Тема: Образование слов с помощью приставки.Цель урока: создать условия для усвоения учащимися представлений о приставочном способе словообр...

Наблюдение над значением приставок и их ролью в нашем языке. Образование слов с помощью приставок.

Русский язык3 класс«Школа России»ТЕМА УРОКА: Наблюдение над значением приставок и их ролью в нашем языке. Образование слов с помощью приставок....

Конспект урока по русскому языку "Образование слов при помощи приставок"

Русский язык 2 класс "Образование слов при помощи приставок"...

Урок русского языка "Образование слов с помощью суффиксов" 2 класс "ПНШ"

Данный урок можно включить на этапе закрепления по теме "Образование слов"...

Презентация к уроку русского языка "Образование слов с помощью суффиксов" 2 класс "ПНШ"

Презентация дополнит урок мультимедийным сопровождением. (Урок русского языка "Образование новых слов" 2 класс "ПНШ"...

Технологическая карта урока русского языка "Образование слов с помощью суффиксов" 2 класс ПНШ

Данный урок можно использовать на этапе закрепления по теме "Словообразование" во 2 классе....