Конспект урока по русскому языку "Образование слов при помощи приставок"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Русский язык 2 класс "Образование слов при помощи приставок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку

Тема: «Образование слов при помощи приставок»

Учитель: Шамуратова Е.С.

Цели деятельности педагога:

  • создать условия для учебной деятельности, в ходе которой учащиеся познакомятся с возможностями приставочного способа словообразования;
  • создать условия для развития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать выводы;
  • способствовать развитию орфографической зоркости, каллиграфических навыков;
  • развивать умение работать в паре и в группе;
  • развивать внимание, наблюдательность.
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

Планируемые результаты (УУД):

предметные: определять способ образования слов; различать слова с приставками и слова, корень которых начинается со сходных буквосочетаний; находить слова, образованные приставочным способом.

метапредметные:

регулятивные: организация учебной деятельности, способность принять учебную задачу, самостоятельно определять последовательность выполнения действий, способность контролировать результат и исправлять возможные ошибки; осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в паре); осуществлять самоконтроль и самопроверку

коммуникативные: внимательно слушать друг друга; уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

познавательные: поиск и отбор необходимой информации, формирование представления о способах образования слов с помощью приставок.

Личностные: ценностная ориентация учащихся, желание и умение отвечать на вопросы, умение видеть, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Формы организации познавательной деятельности: работа в группах, работа в парах, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс, С.В.Иванов, А.О.Евдокимова; учебное пособие «Пишем грамотно» 2 класс, М.И.Кузнецова, рабочая тетрадь по русскому языку; листы самооценки, презентация.

Ход урока

1. Организационный

- Сядьте правильно. Запишите в тетрадях дату и вид работы.

- Работать мы будем под девизом.

«Ученье – путь к уменью»

- Как вы понимаете эти слова?

2. Актуализация субъективных знаний учащихся

Подготовка к изучению нового материала

- Вспомним, что было изучено на предыдущих уроках. Обычно на уроках вопросы вам задаю я или ваши товарищи.

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай, о чем спросили»

Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Остальные дети должны отгадать каким был вопрос и назвать его.

Дети дают ответы устно.

1 вопрос. Какие слова называются родственными или однокоренными?

- Это слова, которые имеют общий корень и лексическое значение.

2 вопрос. Что такое корень слова?

- Это общая часть родственных слов.

3 вопрос. Что такое суффикс?

- Это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

4 вопрос. Что такое приставка?

- Это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

5 вопрос. Что такое окончание?

- Это изменяемая часть слова

- Посмотрите на понятия, которые мы повторили в процессе игры.

В процессе игры на экране появляются слова: «однокоренные слова», «корень слова», «суффикс», «приставка» (Слайд )

- Все эти понятия нам пригодятся на сегодняшнем уроке.

- Ребята, а вы готовы не останавливаться на достигнутом, и идти к новым открытиям. Тогда прочитайте надпись на экране. (Слайд )

Жило-было слово ход

В слове выход, в слове вход.

В слове ходики стучало

И в походе вдаль шагало.

Читают надпись.

- В этом тексте «спрятались» слова-родственники.

- Самостоятельно найдите их, запишите к себе в тетрадь, приготовьтесь объяснить, почему вы выписали именно эти слова.

Один ученик работает на закрытой доске.

- Проверьте свою работу. (Слайд 9)

Проверяют свою работу и работу ученика, который работал на закрытой доске.

- Докажите, что слова, которые вы записали, являются родственными

Учащиеся выделяют корень в каждом слове, объясняют его лексическое значение.

–Оцените свою работу по шкале «Правильность» и «Трудность»

Оценивают свою работу.

- Обратите внимание на слово ходики.

- От какого слова оно образовалось?

Отвечают:

- От слова «ход».

- С помощью, какой части слова образовалось новое слово?

- С помощью суффикса.

- Как называется такой способ словообразования?

- Суффиксальный.

- Рассмотрите слова: выход, вход, в походе.

- Можно ли сказать, что эти слова тоже образованы суффиксальным способом, т.е. с помощью суффикса?

Высказывают своё мнение.

- Как образовались эти слова?

Предположения детей:

- Может быть с помощью приставки?

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Почему этот вопрос вызвал затруднения?

- Потому что кроме суффиксального способы другого мы не изучали.

- Чему будет посвящена тема сегодняшнего урока.

Высказывают предположения.

Тема урока : Образование слов  при помощи приставок.

–Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

Обдумывают свою цель.

Для своих ответов можете использовать опорные слова (Слайд

Я хочу узнать …

Я хочу научиться

- образовывать…..

- находить…..

Несколько учащихся произносят вслух собственную цель:

- Узнать новый способ образования слов.

- Научиться образовывать слова новым способом.

- Я хочу научиться находить слова, которые образованы новым способом.

- Вперед за новыми знаниями!

4. Первичное усвоение новых знаний и способов действий

- Что нужно сделать, чтобы выяснить как образовались вышеуказанные слова.

Дети рассуждают:

- Для этого надо разобрать слова по составу.

- Какие знания необходимы, чтобы разобрать слово по составу.

Повторяют последовательность разбора слов по составу.

- Поработайте в парах. Исследуйте эти слова. Разберите их по составу.

Одна пара работает у доски.

- С помощью, какой части слова образованы эти слова?

Высказывают своё мнение.

– Какой вывод сделали?

Делают вывод:

- Родственные слова образуются не только при помощи суффиксов, но и при помощи приставок.

- Как бы вы назвали такой способ образования слов?

Дети высказывают свои версии.

Откройте учебник и на странице 155. сравним свой вывод с выводом, который дан в рубрике «Тайны языка». Прочитайте.

Читают, сравнивают свои предположения с выводом в учебнике.

- Совпадаю наши предположения с выводом в учебнике?

Перечитайте правило ещё раз, подготовьте по этой рубрике вопросы для своих товарищей.

Задают вопросы друг другу и отвечают на них:

- Если слово образовано при помощи приставки, как называется такой способ образования слова? Почему он так называется?

- Приведите свои примеры слов, чтобы эти слова были образованы приставочным способом.

Приводят примеры

- Удалось нам узнать о новом способе образования слов.

Высказывают своё мнение.

- В жизни вам это пригодится? Для чего образуют новые слова?

Физминутка.

5. Первичная проверка понимания изученного

- Следующее задание упр. 1 на с. 139 мы будем выполнять в группах.

- Для этого вспомним правила работы в группе.

Называют правила работы в группе:

1.В группе должен быть ответственный.

2. Работать должен каждый на общий результат.

3. Один говорит, другие слушают.

4. Своё несогласие высказывают вежливо.

5. Если не понял, переспроси.

- Прочитайте задание.

Читают задание.

- Распределите обязанности в группе. Приступайте к выполнению задания.

Распределяют обязанности.

Дети образуют слова и записывают на листочках.

- Прочитайте, какое задание вам необходимо было выполнить?

Читают задание

Заслушиваются отчёты групп.

Проверка выполненного задания: представитель каждой группы читает получившиеся новые слова, а остальные учащиеся - контролёры.

Командиры групп зачитывают отчёты.

 Каким образом вам удалось образовать новые слова?

Отвечают:

- С помощью приставки.

-  Как называется такой способ образования слов?

- Приставочный.

– Зачем вам необходимо было выполнить это задание?

– Чтобы научиться образовывать родственные слова с помощью приставок.

- Молодцы! Как много интересных слов вы составили!

Физминутка

6. Первичное закрепление

Сейчас вы сможете попробовать свои силы самостоятельно упражнение 3 стр. 156

Читают задание к упражнению.

-Какие рекомендации вы можете дать друг другу, по выполнению упражнений?

Дают советы:

- Чтобы определить образовано ли слово приставочным способом, нужно найти слово, от которого оно образовано и выяснить использовалась ли для его образования приставка.

Самопроверка

Один ученик зачитывает слова.

- Выполните самопроверку. Внесите исправления.

- Кто справился без ошибок?

- Кто нашёл и исправил ошибки. Молодцы.

Выполняют самопроверку.

- Есть слова, которые вы не выписали? Объясните почему?

Называют слова: победить, начать, запасать.

7. Этап информации о домашнем задании.

8. Подведение итогов урока

- Вспомните, какую цель каждый поставил в начале урока?

–Удалось ли достичь поставленной цели?

- Расскажите, что вы сегодня на уроке узнали нового? Для ответа можно пользоваться опорными словами:

Я узнал…

Я научился

- находить…

- образовывать….

Отвечают на вопросы.

Высказывают своё мнение.

9. Оценка деятельности учащихся

-Молодцы, вы решили все поставленные задачи, на уроке были активны и внимательны, а на следующем уроке мы будем учиться писать разделительный Ъ

Оценивают результаты своего труда

 

      1. Какие слова называются родственными?

   

 2.  Что такое  корень?

   

      3. Что такое  суффикс?

 

    4.  Что  такое   приставка?

   

    5. Что такое  окончание?

 

Прочитай пары слов. Во втором слове каждой пары, выдели ту часть слова, при помощи которой оно образовалось.

Бежать — выбежать,       кричать -  закричать,     плыть — поплыть,

 смотреть-  посмотреть,   рисовать — нарисовать,  лепить — вылепить,

 шуметь — зашуметь,   читать -  прочитать,  писать — записать,  

 чертить — прочертить,  плыть — переплыть,   ужинать — поужинать.

Фамилия Имя_________________________________________________________________

1. Закончи правило.

Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов называется _________________________________________________________.

Способ образования новых слов при помощи приставки называется ________________________________________________________.

2. Догадайся, какая приставка подходит ко всем словам группы.   Допиши подходящую приставку.

(на, вы, над)     ______строить,   ______резать,   _______кусить,   _______ломить

(до,  вы, про)   _____гулка,  _______бежка,  ________ветривание,    _______лить

(по,  про,  за)   _____встречать,   _______ужинать,   ______добреть,  _______желтеть

_____________________________________________________________________________

Фамилия Имя ____________________________________________________________

1. Закончи правило.

Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов называется _________________________________________________________.

Способ образования новых слов при помощи приставки называется ________________________________________________________.

2. Догадайся, какая приставка подходит ко всем словам группы.   Допиши подходящую приставку.

(на, вы, над)     ______строить,   ______резать,   _______кусить,   _______ломить

(до,  вы, про)   _____гулка,  _______бежка,  ________ветривание,    _______лить

(по,  про,  за)   _____встречать,   _______ужинать,   ______добреть,  _______желтеть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку "Слова, которые выражают различные чувства и их роль в речи" (2 класс)

План-конспект по системе "Школа-2100". К нему прилагется презентация и раздаточный материал....

Конспект урока по русскому языку "Слова исконные и заимствованные"

Тема: Слова исконные и заимствованныеЦели: формирование понятия «заимствованные и исконные слова»Оборудование:учебник «Русский язык» для 2 класса, ч. 2, авт. С. В. Иванов,А. О. Евдокимова и др.;презен...

Конспект урока по русскому языку "Слова-признаки. Различие предметов по величине, форме, цвету" с мультимедийной презенатцией

Конспект урока по русскому языку для 3 классапо программе VIII вида. К конспекту прилагается презентация....

Конспект урока по русскому языку. ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ И ПРИСТАВОК

Цель: 1. Обобщить знания о предлогах и приставках; об особенностях написания части слова – приставки и части речи – предлога; 2.Развивать орфографическую зоркость, развивать речь; 3 Воспитать аккуратн...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Правописание приставок и предлогов"

·         Обобщить знания о предлогах и приставках; об особенностях написания части слова – приставки и части речи – предлога; повторить изученные орфограммы;·...