Конспект урока по русскому языку "Слова-признаки. Различие предметов по величине, форме, цвету" с мультимедийной презенатцией
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Меликян Оксана Владимировна

Конспект урока по русскому языку для 3 классапо программе VIII вида. К конспекту прилагается презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект учебного занятия по русскому языку с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)

Город: Магнитогорск

МС(к)ОУ школа-интернат № 4

Учитель: Меликян Оксана Владимировна

Класс: 3 (УО)

Тема учебного занятия: Слова – признаки предмета. Различение предметов по величине, цвету, форме.

Продолжительность учебного занятия: 45 минут.

Тип учебного занятия: усвоение новых знаний.

Цели учебного занятия:

I Обучающие:

1)  учить детей  выделять  слова,  обозначающие  признаки  предметов  в  предложении  и  в  тексте;

2) учить задавать вопросы к словам-признакам, находить их с помощью вопросов;

3) учить согласовывать слова-признаки со словами-предметами;

4) обогащение словарного запаса учащихся словами-признаками.

 II Развивающие: развивать речь, память, орфографическую зоркость.

III Воспитывающие:

1) воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

2) формировать  самостоятельность учащихся;

3) повышать интерес к урокам русского языка.

Оборудование (с указанием использованного электронного пособия): авторская презентация к уроку, мультимедийный проектор.

Дидактические материалы к учебному занятию: индивидуальные карточки с заданиями, рабочие тетради по русскому языку на печатной основе, рабочие тетради, прописи.

Ход учебного занятия:

Этап учебного занятия

время

Цель этапа

Компетенции

методы

формы

Используемые ЦОРы

знания

умения

1.Орг. момент

2. Минутка чистописания

5 мин

Включение детей в деятельность, эмоциональный настрой учащихся на урок.

Выделение содержательной области.

Организация внимания и внутренней готовности

Умение организовать свое рабочее место

Словесный

Фронтальная работа

Слайд № 2, № 3

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

– Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ли на месте,

Все ли в порядке:

Книжка, ручки и тетрадки?

Проверили? Садитесь.

С усердием трудитесь!

– Ребята, сегодня на уроке мы вспомним слова-предметы, познакомимся со словами-признаками, будем учиться задавать вопросы к словам-признакам.

План урока:
1. Минутка чистописания
2. Работа со словами.

3. Составление словосочетаний.

4. Работа в тетради.
5. Работа с текстом.

6. Домашнее задание.

7. Итог урока.

– Ребята, откройте тетради, запишите сегодняшнее число, «Классная работа».

– Сегодня 1 апреля – День смеха. Кто это?

– На лице у клоуна всегда улыбка. Назовите первый звук в слове «улыбка».

– Дайте характеристику звука У.

– Какая буква обозначает звук У?

– На минутке чистописания вспомним написание буквы У – строчной и заглавной.

– Пропишите букву У,у в тетради.

– А на следующей строчке запишите слово «улыбка» и сделаем его звукобуквенный анализ. Приготовьте цветные карандаши. Поставьте ударение.

– Назовите гласные.

– Разделите слово на слоги.

– Назовите согласные и дайте им характеристику.

 (Учащиеся проверяют готовность рабочего места к уроку, занимают свои места)

( дети записывают число в тетради)

– Это клоун.

– Звук У.

– Звук У – гласный.

– Буква У.

 Дети пишу букву У, у.

– Ударение падает на гласный Ы.

– У, Ы, А.

– Три слога.

–  Л – согласный, твердый, Б – согласный, твердый, К - согласный, твердый.

Этап учебного занятия

время

Цель этапа

Компетенции

методы

формы

Используемые ЦОРы

3. Работа со словами

10 мин.

Развивать внимание и память учащихся, повторить понятия «слова-предметы», продолжить знакомство с понятием «слова-признаки»

Знать отличия слов-признаков от слов-предметов.

Уметь распознавать слова-предметы и слова-признаки, ставить к ним вопросы.

Словесно-

иллюстративный

Коллективная и индивидуальная, фронтальная работа.

Слайд № 4.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

– Ребята, к нам сегодня пришли наши верные помощники – гном по имени Предмет и гном по имени Признак. В своем саду они вырастили волшебные цветы, на которых написаны слова. Помогите гномам составить букеты из слов-предметов и слов-признаков. На какие вопросы отвечают слова-предметы?

– На какие вопросы отвечают слова-признаки?

– Прочитайте слово. На какой вопрос оно отвечает? Для какого гнома этот цветок?

– Какие слова-предметы вы нашли?

– Какие слова отвечают на вопрос «Кто?»

– Почему к этим словам задают вопрос «Кто?»

– На какой вопрос отвечают слова «река», «солнышко»?

– Почему к словам «река», «солнышко» вы поставили этот вопрос?

– Какие слова-признаки вы нашли?

– На какие вопросы они отвечают?

– Мы составили два букета.

Дети читаю слова: дети, река, смешной, солнце, яркая, клоун, весёлые, широкая.

– Слова-предметы отвечают на вопросы КТО? ЧТО?

– Слова-признаки отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

 – Слово «клоун» отвечает на вопрос «кто?», обозначает предмет. Мы его подарим гному Предмету.

– Слово «река» отвечает на вопрос «кто?», обозначает предмет. Мы его подарим гному Предмету.

 – Слово «смешной» отвечает на вопрос «какой?», обозначает признак предмета. Мы его подарим гному Признаку.

– Слово «солнце» отвечает на вопрос «что?», обозначает предмет. Мы его подарим гному Предмету.

– Слово «яркое» отвечает на вопрос «какое?», обозначает признак предмета. Мы его подарим гному Признаку.

– Слово «широкая» отвечает на вопрос «какая?», обозначает признак предмета. Мы его подарим гному Признаку.

– Слово «дети» отвечает на вопрос «кто?», обозначает предмет. Мы его подарим гному Предмету.

– Слово «веселые» отвечает на вопрос «какие?», обозначает признак предмета. Мы его подарим гному Признаку.

– Слова «дети», «река», «солнце», «клоун».

– Слова «дети», «клоун».

– Потому что эти слова-предметы одушевленные.

– Эти слова отвечают на вопрос «Что?»

– Потому что это слова неодушевленные.

– Слова «яркое», «широкая», «веселые», «смешной».

– Какой? Какая? Какое? Какие?

Этап учебного занятия

время

Цель этапа

Компетенции

методы

формы

Используемые ЦОРы

4. Составление словосочетаний


8 мин.

Научить детей согласовывать слова-предметы со словами-признаками.

Знать вопросы слов-признаков.

Уметь задавать вопросы от слов-предметов к словам-признакам.

Частично-поисковый

Коллективная, индивидуальная.

Слайд № 5

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

– Составьте словосочетания. К каждому слову-предмету подберите подходящее слово-признак.

– Клоун (какой?) …

– Запишите словосочетание в тетрадь.

– Река (какая?) …

– Запишите словосочетание в тетрадь.

– Солнце (какое?)…

– Запишите словосочетание в тетрадь.

– Дети (какие?)…

– Запишите словосочетание в тетрадь.

– смешной.

– широкая.

– яркое.

– веселые.

Этап учебного занятия

время

Цель этапа

Компетенции

методы

формы

Используемые ЦОРы

знания

умения

5. Офтальмологическая пауза

1 мин.

Релаксация

словесный

фронтальный

Слайд № 6

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

– После работы над задачей, нужно нашим глазам отдохнуть. Выполним несколько упражнений для глаз.

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

Я тебя ладонью хлопал.

Ты скакал и звонко топал.

 Ты пятнадцать раз подряд

Прыгал в угол и назад.

А потом ты покатился

И назад не воротился. 

Учащиеся работают по тренажёру

Этап учебного занятия

время

Цель этапа

Компетенции

методы

формы

Используемые ЦОРы

6 .Работа в тетради на печатной основе

8 мин.

Закрепить понятие «слово-признак»

Знать вопросы, на которые отвечают слова-признаки

Уметь находить слова-признаки в тексте

Словесный, наглядный

индивидуальная

Слайд № 7

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

– Откройте тетрадь на странице 22, найдите упражнение № 2. Прочитайте текст. О чем в нем говорится?

– Найдите в тексте слова-признаки и подчеркните их волнистой чертой.

– Какие слова-признаки вы подчеркнули?

– Выберите из текста предложение, которое соответствует предложенной схеме.

– Запишите его в тетрадь.

– В тексте говорится о мяче.

Дети читают текст и подчеркивают слова-признаки.

– Красная, синяя, ясный, золотистый.

– Дедушка подарил Алику мяч.

Этап учебного занятия

время

Цель этапа

Компетенции

методы

формы

Используемые ЦОРы

7. Физминутка

1мин

Релаксация

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают

Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые

Ноги у весны.

Учащиеся выполняют соответствующие движения.  

Этап учебного занятия

время

Цель этапа

Компетенции

методы

формы

Используемые ЦОРы

8. Работа с текстом

10 мин.

Закрепить знания о словах-признаках.

Знать отличия слов-признаков

Уметь отличать слова-признаки от других слов в тексте.

Словесно-наглядный

Индивидуальная, фронтальная

Слайд № 8, 9

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

– Ребята, у каждого на столе лежит карточка. Прочитайте текст.

      «Пригрело ласковое солнышко. Весело побежал шумный ручей. Появилась черная проталина. Скворцы запели весенние песенки».

– О каком времени года говорится в этом тексте?

– В тексте выделены слова. Прочитайте их.

– Докажите, что это слова-признаки. Прочитайте первое слово. Задайте к нему вопрос.

–  Прочитайте второе слово.

– Прочитайте третье слово.

– Прочитайте четвертое слово.

– Это слова-признаки, потому что отвечают на вопросы Какой?, Какая? Какое? Какие?

– Слова-признаки украшают нашу речь. Представьте, что этих слов нет.

– Прочитайте, что получится.

– Какой текст вам нравится больше?

– Почему?

– Слова-признаки делают нашу речь выразительной, красивой.

Каждый ребенок читает текст.

– В тексте говорится о весне.

– Ласковое, шумный, черная, весенние.

– Ласковое - какое?

– Шумный - какой?

– Черная - какая?

– Весенние – какие?

– дети читают текст на слайде.

– Текст на карточке.

– Он яркий, красивый.

Этап учебного занятия

время

Цель этапа

Компетенции

методы

формы

Используемые ЦОРы

8. Подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание.

2 мин.

Подвести итог урока, выставить оценки, дать задание на дом.

Словесно-наглядный

Фронтальная

Слайд № 10, 11

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

–  С какими словами мы сегодня познакомились?

– На какие вопросы они отвечают?

– С какими словами они дружат?

– Дома вы выполните упражнение № 3 на стр. 177

– Ребята, вы – молодцы. За работу вы получаете призы.

– Мы познакомились со словами-признаками.

– Какой? Какая? Какие? Какое?

– Со словами-предметами.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слова – признаки предмета. Различение предметов по величине, цвету, форме. Подготовила: учитель МС(К)ОУ С(К)ОШИ № 4 г. Магнитогорска Меликян О.В.

Слайд 2

План урока : 1. Минутка чистописания 2. Работа со словами 3. Составление словосочетаний 4. Работа в тетради 5. Работа с текстом 6. Домашнее задание 7. Итог урока

Слайд 3

Улыбка

Слайд 4

клоун река солнце дети смешной голубая яркое широкая

Слайд 5

клоун (какой?) река (какая?) солнце (какое?) дети (какие?) смешной широкая яркое веселые

Слайд 7

красная синяя ясный золотистый

Слайд 9

Пригрело солнышко. Весело побежал ручей. Появилась проталина. Скворцы запели песенки.

Слайд 10

Слова, отвечающие на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?, обозначают признак предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку. Тема:"Глагол. Неопределенная и личная форма глагола. Закрепление изученного".

Урок направлен на восстановление и закрепление знания учащихся об общем понятии глагола как части речи....

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Поговорим о начальной форме глагола"

Познакомить учащихся с неопределённой формой глагола как формой, которая не изменяется по лицам, числам и временам. Развивать навыки выделять глаголы неопределённой формы, образовывать от временных фо...

конспект урока по русскому языку «Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного».

laquo;Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного»....

Конспект урока по русскому языку «Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени»

Конспект урока по русскому языку на тему "Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"...

конспект урока по русскому языку 2 класс "Учимся определять начальную форму слова" (ПНШ)

Цели деятельности учителя: формирование умения ставить существительные в начальную форму; формирование умения определять начальную форму слов – названий предметов множественного числа; закреплен...