Конспект урока по русскому языку " Слова- антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Хлестакова Александра Андреевна


В этом уроке представлена работа в группах, парах, работа со славорем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема:  слова- антонимы                  Блок: Как устроен наш язык

Цель: познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие “антоним”;

  1. Задачи: - Наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; ввести термин «антонимы»; .
  2. Учить самостоятельно подбирать антонимы; пользуясь правилом доказывать, что данные пары являются антонимами или нет.
  3.  Расширить словарный запас детей; познакомить с новым словарем – словарем антонимов.
  4. Учить взаимодействовать в парах, группах.
  5. Формировать познавательный интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

Предметные

метапредметные

личностные

Владеть понятием «антоним» и осваивать.

Сочетать антонимов с другими словами

- Работать с несколькими источниками информации (уч. Книга,. Уч. Словари, текст и иллюстрация)

- Научить  работать с соседом по парте – распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы. – познавательные .

-Видеть разницу между различными точками зрения и мотивированно присоединяться к одной из них

- Использовать правила , таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрений – коммуникативные

- Научить понимать , что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа

- Проверять свою работу,  используя правила и словари . – регулятивные

- Создавать  у учащихся мотивацию к уроку

- формировать умение формулировать тему урока

- развивать умение работать в паре

- развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы

-формировать мотивацию к обучению и познанию    

  -формировать способность детей к саморазвитию

-осваивать нормы речевого общения

-получать опыт нравственных и эстетических переживаний

- познакомить с базовыми эстетическими ценностями

Ход урока

Мотивация к деятельности. Актуализация знаний учащихся.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

Добрый день, ребята!

-Сегодня у нас с вами необычный урок русского языка

-К нам на урок пришли гости.

Давайте поздороваемся с ними.

-  Ребята, подарите друг другу улыбки. Улыбка – это радость и добро. Научитесь улыбаться добру, и ваша улыбка вернётся к вам с радостью. А в природе такую радость  дарит нам солнце. Вы маленькие солнышки. Желаю вам правильных ответов, хорошей и интересной работы на уроке.

II. Этап подготовки учащихся к усвоению новых знаний

- Ребята, посмотрите на доску на ней  написаны пары слов.

ШАГАТЬ- ИДТИ

ГОРЬКИЙ- СЛАДКИЙ.

- Прочитайте первую пару слов! Что можете сказать про первые пары слов? Докажите

-  Прочитайте вторые пары слов. Я утверждаю, что это тоже синонимы. Потому что отвечают на один и тот же вопрос. Кто согласен со мной или есть кто не согласен?

( Эти слова являются синонимами, отвечают на один и тот же вопрос и близкие по значению. карточка)

( это слова с противоположным значением)

Организация познавательной деятельности учащихся

III. Определение темы урока. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

- Как вы думаете, о каких словах будем говорить на уроке?

- Откройте учебник по закладке и найдите урок 107. Кто нашел страницу.

- Прочитайте к какому разделу относится тема урока. Что изучаем в этом разделе?

- Прочитайте тему урока. Слайд (антонимы)

- Что хотите узнать о словах—антонимах? Слайд ( корзина идей)

V. Этап освоения новых знаний.

1.  Работа с учебником

Работа с рубрикой «Давай подумаем»

- Найдите рубрику « Давай подумаем» Каким  значком она обозначается?

- Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Прочитайте слова (вслух)

Какие слова подходят к первой картинке ?

- Какие слова подходят ко второй картинке?

- Образуйте пары слов ? Слайд  

- Запишите слова парами.

Что объединяет каждую пару слов?  

- Давайте зададим вопросы к данным словам. На какие вопросы отвечают?

2. Работа над правилом

- Найдите рубрику « Тайна языка». Каким значком она обозначается?

- Прочитайте правило про себя. Карточка антоним.

-Найдите и  прочитайте первый признак из правила.

- Прочитайте второй признак.

- Ребята, хотите узнать откуда произошло слово антоним.  Какая рубрика нам в этом поможет?

VI. Этап закрепления новых знаний

Вернемся к нашей корзине идей. Что мы сейчас узнали?

- Чему будем учится дальше? Слайд

Упр.1 стр.63

- Прочитайте задание самостоятельно. Какое задание нужно выполнить?

Не дорого начало, похвален конец. Думай медленно, работай быстро.

- Прочитайте первую пословицу. Найдите антонимы. Докажите пользуясь моделью.. Запишите в тетрадь слова. (записывать будем в столбик )

- Прочитайте вторую пословицу. Найдите слова- антонимы. Докажите что эти слова антонимы. Запишите.

- Чему учились, выполняя это упражнение?

- Теперь поработаем в парах. Слайд( работа в парах)

- У вас на столах лежат разрезные карточки двух цветов. Возьмите их и положите перед собой. Задание: Образуйте пары слов- антонимы.

- Какие пары у вас получились?

- Поднимите руку у кого все правильно. Подними их похвали

- Запишите в тетрадь любые три пары слов.

- Соберите карточки и скрепите их скрепкой.

- Давайте вспомним. Чему учились ? Слайд

Физ. Минутка. Слайд

Работа в группах ( карточка) слайд ( работа в группах)

- Сейчас объединимся в группы и поработаем.

- У вас карточка. Ваше задание написать антоним к слову.

Большой-

Быстро-

Зима-

Вечер-

Вниз-

Глубокий-

Свобода- (слайд) - Давайте проверим. Каждая группа прочитает по одной паре слов антонимов.

- К какому слову вам не удалось подобрать антоним?

- Не всегда мы можем подобрать, что же делать?

- В каком словаре можно посмотреть?

Показ словаря. Слайд

Работа со словарем.

- Откройте словарь по закладке и найдите антоним к слову Свобода. Это слово?

- Слова второго столбика, что это за слова?

- Чему учились на данном этапе

(Будем говорить о словах, противоположных по значению)

 (Слова-антонимы)

мальчик

(выход, грустный, ночь)

( вход, веселый, день)

(ночь- день, вход-выход, грустный – веселый)

(это слова с противоположным значением)

(что?, какой?)

ключик

отвечают на один и тот же вопрос (карточка)

противоположные по значению (карточка)

- Слово АНТОНИМ  произошло от древнегреческих слов  анти – «против» и  онима – «имя»  и в переводе значит против имени.

Что такое слова- антонимы

 Учится находить и подбирать антонимы

Выписать антонимы парами

( начало – конец)

 ( медленно- быстро).

Учились находить слова антонимы

( Молодой- старый, весело- грустно, север- юг, веселый- грустный, молодость- старость, северный- южный)

Учились находить антонимы

(свобода)

Можно посмотреть в словаре

Словаре антонимов

синонимы

Учились подбирать антонимы

Закрепление и включение в систему знаний

VII. Заключительный этап

- Сейчас проверим наши знания и сыграем в игру ДА, НЕТ. Я буду читать вам утверждения, если вы с ним согласны то ставите плюс, если нет то минус. Записывать будем в строчку , запятые ставить не нужно.

1 Антонимами, называются слова отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные  по значению. (+)

2 Антонимами, называют слова близкие по значению и отвечающее на один и тот же вопрос. (-)

3.Синонимами называют слова отвечающие на один и тот же вопрос и близкие по значению (+)

4. Смех- Слезы- это слова антонимы (+)

5. Антоним к слову ЗЛОСТЬ- ДОБРЫЙ- (-)

6. Слова ДОРОГА- ПУТЬ- это слова синонимы (+)

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте по образцу. Исправьте неверные знаки. Поменяйтесь, если у вас все правильно поставьте на полях себя 5. Встаньте те у кого все правильно.

- Домашнее задание.

- Ваше домашнее задание будет на индивидуальной  карточке. У всех остальных будет в учебнике . слайд

Рефлексия учебной деятельности

Итог урока. Рефлексия.  

- Положите перед собой карточки  и оцените себя. Если у вас все получилось (зеленая) , если вам нужна помощь то ( желтая),

- Покажите мне вашу сигнальную карточку, повернитесь и покажите нашим гостям.

 На этом наш урок закончен. Спасибо за внимание.

Поднимите зеленый цвет сигнальной карточки, если вам все понятно и вы все выполнили правильно.

Жёлтый цвет, если вы еще сомневаетесь и допускаете ошибки, вам нужна помощь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ширяева Александра Андреевна учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 316 г.Санкт -Петербург Урок русского языка в о 2 классе по УМК Начальная школа XXI века

Слайд 2

2

Слайд 3

антонимы Словас противоположным значением называются антонимами

Слайд 4

Корзина идей 4

Слайд 5

Корзина идей Узнаем 5 Какие слова называются антонимами?

Слайд 6

Корзина идей Будем учиться 6 Находить слова- антонимы Подбирать антонимы к словам

Слайд 7

Рубрика Давай подумаем г рустный н очь выход д ень вход веселый

Слайд 8

Работаем с правилом

Слайд 9

Корзина идей Узнали 9 Какие слова называются антонимами?

Слайд 10

Корзина идей Будем учиться 10 Находить слова- антонимы

Слайд 11

Работаем по учебнику Упр.1 стр.63 м едленно - быстро начало - конец

Слайд 12

Работаем в парах

Слайд 13

Корзина идей Учились 13 Находить слова- антонимы

Слайд 15

Урок танцев

Слайд 31

Корзина идей Будем учиться 31 Подбирать слова- антонимы

Слайд 32

Работаем в группах

Слайд 33

Словари антонимов

Слайд 34

Свобода- зависимость гнёт тюрьма угнетение неволя несвобода рабство

Слайд 35

Корзина идей Учились 35 П одбирать антонимы

Слайд 36

Игра «ДА- НЕТ» 16 + - + + - +

Слайд 37

«5» Карточка упр . 4, стр.63. Домашнее задание :

Слайд 38

Оценка мне всё понятно, всё выполнил верно . ещё сомневаюсь, допускаю ошибки, мне нужна помощь.

Слайд 39

39

Слайд 40

http://s3.uploads.ru/BdO9t.png рамка http :// cs 10561. vkontakte . ru / u 111299510/-5/ x _70 c 5 f 3 cb . jpg перо, чернильница http://img-fotki.yandex.ru/get/6434/136487634.a39/0_d5931_5c31a0b1_XL.png книги http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/10-26/12216/2601840.png открытая книга с пером http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk21.png свитки Интернет – ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку.Тема Антонимы.

Данный урок знакомит детей с понятием антонимы.Ведется сравнение с другими понятиями:синонимы,омонимы.На наглядной основе чего,детям проще понять и запомнить данный материал....

Конспект урока по русскому языку "Слова - антонимы" 3 класс

Цель этого урока: — знакомство учащихся с отличительными особенностями антонимов; совершенствование умения подбирать антонимы; формирование умения применять на практике полученные знания; уч...

Конспект урока по русскому языку "Слова - антонимы" (2 класс)

МБОУ "Погореловская СОШ"Цель: создание благоприятных условий для формирования представлений учащихся об антонимахЗадачи:1. Познакомить со словами – антонимами.2. Способствова...

Конспект урока по русскому языку "Слова-антонимы"

На данном уроке формируется понятие антонимов, как слов противоположных по значению.Учащиеся знакомятся со словами- антонимами, учатся подбирать слова противоположные по смыслу,находить антонимы в сло...

Технологическая карта урока по русскому языку "Слова Антонимы" (УМК "Начальная школа 21 века", 2 класс)

Цель урока: создание условий для формирования представлений, учащихся об антонимах, предложениях, подбирать их к указанным словам.Задачи урока:Дидактические:знать, что такое «антонимы», от...

Технологическая карта урока по русскому языку "Слова Антонимы" (УМК "Начальная школа 21 века", 2 класс)

Цель урока: создание условий для формирования представлений о тексте-повествовании и его признакахЗадачи урока:Дидактические:Знать, что такое текст-повествование;Уметь находить глаголы в тексте, наблю...