Конспект урока по русскому языку "Слова - антонимы" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Соколова Людмила Вячеславовна

Цель этого урока: — знакомство учащихся с отличительными особенностями антонимов; совершенствование умения подбирать антонимы; формирование умения применять на практике полученные знания; учить распознавать антонимы в тексте и подбирать их к заданным словам, расширять, уточнять словарный запас учащихся.

На уроке используются различные виды заданий, наращивается степень сложности  ( слово - предложение – текст) с целью научиться использовать такие слова в своей речи.

Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах. Проблемные ситуации. Здоровьесберегающие технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebnoe_zanyatie_sokolova_l.v.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чернянская средняя общеобразовательная школа №1

 с углубленным изучением отдельных предметов»

Учебное занятие

Урок  русского языка

«Слова - антонимы»

                                                                                                               

                                                                                Автор: Соколова Людмила Вячеславовна

                                                          учитель начальных классов

Пояснительная записка

Организуя современный урок, учителю необходимо усилить его социальную направленность, придать уроку практическую ориентированность, связав изучаемый материал с повседневной жизнью, с социальным опытом ученика, увеличить долю самостоятельной работы школьников в форме проектной или исследовательской работы. Именно такой современный урок может обеспечить развитие качеств, отвечающих требованиям современного общества, позволит ребёнку активно войти во взрослую жизнь.

Цель этого урока: — знакомство учащихся с отличительными особенностями антонимов; совершенствование умения подбирать антонимы; формирование умения применять на практике полученные знания; учить распознавать антонимы в тексте и подбирать их к заданным словам, расширять, уточнять словарный запас учащихся.

На уроке используются различные виды заданий, наращивается степень сложности  ( слово - предложение – текст) с целью научиться использовать такие слова в своей речи.

Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах. Проблемные ситуации. Здоровьесберегающие технологии. 

Литература

  1. Программа «Русский язык» 1-4 класс С.В.  Иванов. М., Изд. центр «Вентана-Граф», 2012
  2. Иванов, С. В. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2011.
  3. Интернет ресурсы

              http://language.edu.ru

              http://www.mapryal.org

              http://gramota.ru/book/ritorika/

Тема: Слова -  антонимы

Предметные цели:  создать условия для ознакомления  с понятием «антонимы»;    способствовать развитию умения распознавать и правильно употреблять в речи  антонимы;   содействовать развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование:  учебник Иванов, С. В. Русский язык: 2 класс, компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, карточки, оценочные листы.

Этапы урока

Ход урока

(деятельность учителя и учащихся)

Формирование УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

«Слова, слова, слова,

Язык - и стар и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов –

Купаться ежечасно!»

- Ребята, как вы думаете, почему я начала урок с этих слов?

Приглашаю вас продолжить путешествие в страну Слов.  И сегодня желаю вам  быть не только путешественниками, но и исследователями.

Запишите  сегодняшнее число,  классная работа.

– самоопределение (Л);

смыслообразование (Л);

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

У вас на парте  лежит «Лист оценивания»,  где вы будете оценивать свою работу на каждом этапе.  А в конце урока мы подведем итоги.

«Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет»   ( Весна)

Чистописание       

  в         ве         весна 

-Сравните свою работу с образцом по следующим критериям: правильность и аккуратность. Оцените своё письмо.

 Скажите, пожалуйста в этом слове есть опасное место? Как проверить орфограмму?

С приходом весны изменилось ли у вас настроение?

Каким оно стало? (хорошее, задорное, веселое, бодрое, радостное,  праздничное, солнечное.).     -Как одним словом можно назвать эту групп слов?   - Что нам известно о синонимах?

У вас лежат белые листы с заданием. Прочитайте его  и выполните. Самопроверка.

Карточка №1

Задание. Соедини слова - синонимы

танцовщица                   белый
доктор                            пурга

метель                            сухой

школьник                       ученик

чёрный                           балерина  

мокрый                           врач

Карточка №2

Задание. Соедини слова - синонимы

брать                            распорядок        

преподаватель             солдат

рассвет                         бедняк

режим                           закат

боец                              учитель

богач                             давать                   

Карточка №3

Задание. Соедини слова - синонимы

приятель                     открывать

рыдать                         друг

фантазия                     мечта

закрывать                    плакать

конец                           пламя

огонь                            начало       

               

– анализ, синтез (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

3. Выявление места и причины затруднения

Все ли пары слов вы соединили? Какие слова остались лишними?

(черный-белый,  мокрый-сухой, брать-давать, богач-бедняк, закрывать-открывать,  конец – начало). Оцените работу.

Может  кто-то  из вас знает, как называются  эти слова?

– подведение под понятие (П);

 – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- сравнение, классификация, (П);

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).

4. Построение проекта выхода из затруднения

Кто может назвать тему сегодняшнего урока? Тема нашего урока: «Слова-антонимы».

а) постановка цели

На какие  вопросы мы должны с вами ответить?

 1. Какие слова называются   антонимами?

 2. Какой частью речи могут быть  антонимы?

 3.Для чего нужны  антонимы в речи?

В конце урока мы вернёмся ещё раз к этому слайду.

б) планирование этапов  урока  

Работа в парах

Самостоятельная работа

Физминутка.

Работа по учебнику

Игра «Найди пару»

Творческое задание

Работа по учебнику

(Один ученик работает с электронным словарем, остальные читают правило в  учебнике) Слово антоним произошло от древнегреческих слов анти – «против» и онима – «имя».

- планирование (П);  

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)

5. Реализация построенного проекта

Вернемся  к нашему плану.   Какой частью речи бывают антонимы.

Взаимопроверка.

Карточка №1

Подберите  антонимы к словам и напиши  парами в тетрадь.

Добро-_____________ ,  сила-___________ , лето ________

   мир ______________ , молодость ____________________

Слова для справок: зло, зима, слабость, старость, война.

На какие вопросы отвечают слова?  Какой частью речи они являются?

Карточка №2

 

Подберите  антонимы к словам и напиши  парами в тетрадь.

хороший -_____________ ,   толстый -_________________,  

весёлый ______________,    близкий  __________________,

большой   ____________________ .

Слова для справок:  плохой,  печальный, тонкий,  маленький,  далёкий.

На какие вопросы отвечают слова?  Какой частью речи они являются?

Карточка №3

Подберите  антонимы к словам и напиши  парами в тетрадь.

 работать -__________________,  любить -_________________ ,

 смеяться  __________________ , расцветать  ______________ ,

 приходить ____________________ .

Слова для справок:  ненавидеть,  отдыхать , плакать, уходить, увядать.

На какие вопросы отвечают слова?  Какой частью речи они являются?

- Кто работал с карточкой №1. на какие вопросы отвечают ваши слова. Какой частью речи они являются.  

- Поднимите руки у кого слова не существительные.

Есть ли такие слова, которые являются не существительными и  не прилагательными. (не глаголами)  Оцените работу

Вывод: Слова - антонимы отвечают на один и тот же вопрос и являются противоположными по смыслу. И могут быть всеми частями речи. Оцените работу.

Работа по учебнику.  

Прием «Яркое пятно»

- Я знаю, что вас пригласили в цирк. Так вот клоуны из этого цирка задают вам вопрос.

 Создание проблемной ситуации: 

Являются ли слова  веселье и грустный антонимами?

А что надо сделать, чтобы они превратились в антонимы.

Есть в словах орфограмма.

Оцените работу

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Физкультминутка

(двигательная)

Дети выполняют двигательные упражнения под музыку весна

Под весенние напевы

Повернёмся вправо, влево.

Руки вверх, руки вниз!

Раз! И низко наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг. На месте стой!

Топни левою ногой!

Влево шаг. На месте стой!

Повернись скорее к другу.

Правую дай руку другу.

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации энергии и сил (Р)

6. Самостоятельная работа

с самопроверкой по эталону

Вернемся к плану.    На какой вопрос нам осталось ответить.

В кармашках на панно есть  тексты на темы: звезды, природа, учеба. Решите в паре какой текст вы возьмёте. Замените подчёркнутые слова - словами антонимами.

Проверка по эталону.

1.   Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные. Грустно я шёл домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне всё. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже  я считаюсь…

  И вот я уже считаюсь _____________ учеником. Тетради у меня _______________.   ________________ я шёл домой после уроков. Мама всегда _____________________, когда видит мой дневник. И мне самому всё это нравится.

2. На земле все звери похожи друг на друга. Лось - зверь маленький, а вот заяц – совсем большой зверь. Олени, зубры, кабаны едят листья и траву. А тигры, рыси, волки – хищники. Они охотятся на других животных. Вот почему у них такие тупые клыки и такие слабые когти.

На земле все звери похожи друг на друга. Лось - зверь ____________,  а вот заяц – совсем ______________зверь. Олени, зубры, кабаны едят листья и траву. А тигры, рыси, волки – хищники. Они охотятся на других животных. Вот почему у них такие ______________клыки и такие _______________ когти.

3. Звёзды бывают  разные: по размеру и по цвету.  Голубые  и белые звезды – самые холодные. Солнце – самая дальняя к Земле звезда. Эта звезда  крошечный огненный шар из газа. Солнце во много- много раз меньше  Земли и всех других планет.

Звёзды бывают  разные: по размеру и по цвету.  Голубые  и белые звезды – самые _____________. Солнце – самая ________________к Земле звезда. Эта звезда  _____________ огненный шар из газа. Солнце во много- много раз __________  Земли и всех других планет.

Для чего же нужны антонимы?

Вывод:   Антонимы нужны чтобы обогатить и украсить речь человека.

Благодаря использованию антонимов  речь становится красивой, выразительной, точной.

- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (П)

 уметь осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий(Р)

- умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (К)

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Работа по  учебнику
с.63 №1 – синяя карточка

с.63 №2 – зеленая карточка

с.63 №3 – красная карточка

- Обоснуйте свой ответ.

– выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

- контроль в форме сравнения способа действий и его результата с заданным эталоном, коррекция материала (Р)

8. Включение в систему знаний и повторение

Игра  «Найди пару»

Рубрика А вы знаете?  Рассказывают дети.

Что  самая большая в мире книга находится в Америке? Её высота три метра, толщина — один метр. Перелистывает книгу специальный электрический аппарат.

    Самая маленькая русская книга — это сборник басен И. А. Крылова. Она отпечатана в Петербурге в 1855 году. Книга в несколько раз меньше спичечной коробки.

Самый длинный в мире алфавит у абазинцев, народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите – 71 буква.

Самый короткий  в Европе алфавит имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы.

Самой быстрой птицей на планете является сокол сапсан гордый представитель семейства соколиных. Он способен развивать максимальную скорость до 200 км/ч.

Самая медленная птица, это вальдшнеп или лесной кулик. У нее скорость полета всего 8 км/ч.

- контроль и оценка процесса и результата действий (П)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Вернемся к нашему плану. На все вопросы мы ответили.

Оценивание работы по «Листу достижений». Оценка работы учителем.

У кого получилось 6 и больше + получит 5

У кого 4-5+ получит 4

У кого меньше 4 получит 3

- Продолжите предложения.

Я узнал…

У меня хорошее настроении…

Я доволен, но…

Я хочу поблагодарить…

-контроль и оценка процесса и результата действий (П)

- формирование умения выражать свои мысли; владеть монологической и диалогической речью; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)

10. Информация о домашнем задании

  1. Выполнить упр.5 списать загадку и написать отгадку, подчеркнуть антонимы.

  1. Найти  6 пар антонимов, используя словарь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку. 2 класс. Тема конспекта" Слово и его лексическое значение" УМК "Школа России"

Тема: Слово и его лексическое значениеЦели деятельности учителя: ознакомление  с понятием лексическое значение словаПланируемые результаты:Предметные:Знать: понятие, что такое лексическ...