Урок русского языка "Образование слов с помощью суффиксов" 2 класс "ПНШ"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Тарасова Наталья Владимировна

Данный урок можно включить на этапе закрепления по теме "Образование слов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok._2_klass.docx14.95 КБ

Предварительный просмотр:

- Сегодня на урок к нам пришли гости. Поприветствуем их.

- Сегодня нас ждет большая, но очень интересная работа. Справиться с ней могут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята. А кто у меня такой?

- Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату. (Орфограммы)

- Как можете объяснить написание слова классная?

Какая часть слова помогла нам образовать это слово?

- На основе этого рассуждения, сформулируйте тему нашего урока. (слайд)

- Какие цели поставим перед собой. (слайд)

Дополните предложения нужными словами, чтобы точно их сформулировать.

- Нас ждет орфографическая разминка в парах. А у … будет своя работа за доской.

- На партах у вас лежат листочки. Рассмотрите их и определите , какое задание вам нужно выполнить? Поработайте в парах, не только вставив нужные буквы, но и объясните их написание. На эту работу вам дается 3 минуты.

- Проверим вашу работу.

- С помощью каких суффиксов были образованы слова, с которыми вы работали?(на доску суффиксы)

Конечно, это далеко не все суффиксы нашего языка. Но у всех суффиксов есть свои особенности. Проверим работу … и узнаем об этих особенностях.

- Давайте попробуем систематизировать суффиксы. Итак, с помощью суффксов –н- и –ов- какие слова образуются?

- С помощью –к- образуются слова с каким значением?

- С помощью –енок- образуются слова, которые называют кого?

- А с помощью – их-?

- Перед выполнением следующего задания выполним гимнастику для глаз. (слайд)

- Выберите из списка любые 2 слова, запишите их в тетрадь и выполните разбор этих слов по составу.

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа. Не забудьте поблагодарить соседа. Верните тетради друг другу. Похлопайте те, кому сосед поставил +.

- А теперь проверьте свои знания. На экране будут появляться высказывания. Если вы не согласны с высказыванием, топайте. А если соглашаетесь – подпрыгнете как можно выше. Сегодня Маша ведет задание. После моего хлопка выполните одно из действий. Для этого встаньте со своих мест. (слайд)

- Итак, что же получается? Опираясь на оставшиеся высказывания, сформулируйте определение суффикса.

 -Ребята, а интересно суффиксы есть только в словах русского языка или в словах других языков он есть тоже? Вы в этом году приступили к изучению английского языка и, наверное, уже встречались со словами, образованными с помощью суффиксов этого языка.

- В английском языке есть суффикс –инг-, который мы можем рассмотреть в слове, пришедшем в наш язык из английского.

- Откройте учебники на с. 49, упр. 54. Что это за слово? Что оно обозначает?

- Послушайте стихотворение и узнайте, что интересного рассказывает нам А. Усачев о пудинге.(я читаю)

- Получилось смешно. В русском языке в слове пудинг нет суффикса, но поэт напоминает нам о происхождении этого слова. Более того, с помощью этого суффикса, поэт образовал еще 4 слова.

- Сможете ли вы перевести это стихотворение на понятный нам язык?

- Поработаем над этими смешными словами. Покажем письменно как они образовались и разберем их по составу.(2 слова: блюдинг, худинг)

- Выберите любое из оставшихся слов и попробуйте показать путь их образования.

Оздоровительная минутка

- А этого героя, я думаю вы хорошо знаете. Он родился тоже в Англии и придумал его писатель А. Милн. А с нами его познакомил Б. Заходер. (слайд)

- И так как Винни-Пух не очень хорошо знаком с особенностями нашего языка, слова которые он включает в свои песенки тоже бывают смешными. Послушайте одну из них.(слайд)

- Какие из слов вам знакомы?

- Какие же смешные слова использовал Винни-Пух в своей песенке? Поработайте в группах и определите, какие слова дали им жизнь. (работа в четверках, проверка)

- Запишите в тетрадь эти слова и покажите от каких слов они образовались.

- Винни-Пух подарил нам свои слова, попробуем его порадовать и образуем подобным образом слова от других слов названий действий: мечтать, хотеть, писать, любить.

- А теперь давайте подведем итог нашей работы. Над какой темой сегодня работали?

- Достигли ли поставленных задач?

- Перед вами 3 утверждения, прочитайте их и определите, какое из них подходит вам. Поставьте на полях цифру того утверждения, которое соответствует вашей работе на уроке.

- Образовывать новые слова с помощью суффиксов – увлекательное занятие. Дома я предлагаю вам поработать с упражнением из учебника и определить как были образованы слова из текста этого упражнения. Домашнее задание упр. 57.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. Тема урока: «Суффиксы. Образование слов с помощью суффиксов».

Цель урока: учить образовывать новые однокоренные слова с помощью суффикса, учить определять значимые части слов....

Открытый урок русского языка "Слова, слова..." 2 класс

Урок русского языка "Обобщение по теме "Слова, слова..." 2 класс программа "Школа России" проведен в форме урока-аукциона....

Урок русского языка "Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов".

Цель: Обратить внимание на значимость гласных звуков и их особенности.            Задачи:1.Уточнить представление учащихся о слоге как части слов...

Урок русского языка. "Слова-предметы, слова-действия" (ПНШ) 1 класс

Урок изучения нового материала  по программе «Перспективная начальная школа». Дети должны научиться определять слова-названия предметов, действий, задавать вопросы кто? что? к словам-предметам и ...

Конспект урока"Образование новых слов с помощью приставок". Перспектива.

Конспект урока "Образование новых слов с помощью приставок". Перспектива....

Сценарий и презентация к уроку русского языка "Слова - предметы, слова - действия" 1 класс ПНШ

Маша и Миша подошли к заколдованному лесу. Злая волшебница лишила возможности животных и растения двигаться. Ребята решили помочь деревьям, животным. Выполняя задания и помогая героям учащиеся знакомя...