Конспект открытого урока по русскому языку. Тема урока: «Суффиксы. Образование слов с помощью суффиксов».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Цель урока: учить образовывать новые однокоренные слова с помощью суффикса, учить определять значимые части слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

 по русскому языку,

проведённому во 2 классе «А»

1 декабря 2010 года.

Тема урока: «Суффиксы. Образование слов с помощью суффиксов».

                                                     Учитель начальных классов

                                                     Богомолова Екатерина Анатольевна

Люберцы

2010-2011 учебный год

Цель урока: Повторить и закрепить знания, полученные на предыдущем уроке. Учить образовывать новые однокоренные слова с помощью суффикса. Учить определять значимые части слов.

Ход урока.

  1. Орг. Момент. Приветствие, организация детей на работу.
  2. 2. Чистописание ___________________________________
  3. Отгадать кроссворд из словарных слов. (1. Корова даёт …  .2. Без рук, без ног, а рисовать умеет. 3. Главный общественный транспорт мегаполиса. 4. Сидит красна девица в темнице, а коса на улице. 5. Столица России -- … ).

  1. Повторение изученного. Ребята, как называется главная неизменяемая часть слова? (корень). А какая значимая часть слова стоит после корня? (суффикс) Для чего он ? (Помогает образовывать новые слова). Какие суффиксы вы знаете? (ик, иш  , ищ, ок, к и др.)
  2. Давайте вспомним, что умеет делать каждый суффикс. Вы, наверное, помните сказку про суффиксы.( Жили-были суффиксы: ик, иш   , ищ. Жили они за корнем, как все остальные суффиксы. Ик был очень ласковый, иш   говорил всегда обо всех с насмешкой, ищ был очень маленький , и ему всё казалось большим. Вот пошли они на работу. Работали они в тетради , где им нужно было образовывать слова. В тетради было написано : маленький дом. Домик  писал ик. Большой дом – домище писал ищ. Старый дом – домишко писал иш   . На следующей строчке было сказано , что нужно одним словом назвать человека, который строит дома из камня. Ик позвал на помощь суффикс щик , и тот написал слово каменщик, крупно выделив своё имя. Суффиксы были довольны , что выполнили свою работу и все вместе пошли домой.) Итак, на улице сегодня мороз. Записываем на доске и в тетради слово мороз. Суффикс ик его не боится , поэтому для него это  -- … (морозик). Суффикс иш   говорит о нем насмешливо, для него это -- … (морозишко). А для суффикса ищ это -- … (морозище).
  3. Какие слова получились? ( однокоренные) Запишите их. Какой у них корень? Какие суффиксы помогли?
  4. Физ. пауза.
  5. К нам на урок сегодня пришли детёныши, которые потерялись. (показываю игрушки). Они смогут найти своих мам, если мы правильно их назовём, правильно подберём им суффиксы.
  6. Тема урока. Сегодня мы знакомимся с суффиксами, которые указывают, кто чей детёныш. Это суффиксы онок и ёнок.
  7. В русском языке есть правило: суффикс онок пишется в существительных после шипящих и ж, а суффикс ёнок – после всех остальных согласных. Повторите правило.(дети повторяют).
  8. Откройте учебник на странице 87, упражнение №5. Выполняем на доске и в тетради по цепочке:

У белки – бельчонок, у волка – волчонок, у медведя – медвежонок, у ежа – ежонок, у мышки – мышонок, у льва – львёнок, у лося – лосёнок, у тигра – тигрёнок, у слона – слонёнок, у лисы – лисёнок, у лошади – жеребёнок, у мамонта – мамонтёнок. Выделите суффиксы.

  1. Ребята, посмотрите на наших зверят. Они стали веселее, потому что мы правильно их назвали. Давайте про одного из них напишем предложение под диктовку. Пишите: Мамонтёнок нашёл свою маму. Найдите главные члены предложения. Какие? Какими частями речи они являются?
  2. Итог. В каких случаях пишется суффикс онок? Ёнок? (дети отвечают). Для чего нужны суффиксы? (для образования новых слов).

Хорошо. Дома вы повторите этот материал и выполните домашнее задание: стр. 87, упр. №3. Внимательно прочитайте задание в этом упражнении. Если есть вопросы, задавайте.

Выставление оценок за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во 2 классе "Образование слов с помощью приставок и суффиксов"

Конспект интегрированного урока русского языка и окружающего мира....

Урок по русскому языку во 2 классе «Образование слов с помощью приставки и суффикса»

Урок закрепления знаний по умению находить приставки в словах....

Конспект урока русского языка в 4 классе «Образование слов с помощью приставок»

Урок русского языка в 4 классе «Образование слов с помощью приставок»  УМК  "ПЕРСПЕКТИВА"...

Русский язык Тема урока: Слог. Перенос слова.

Цель: продолжить знакомство учащихся с правилами переноса слов и систематизация известных знаний....

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 «А» классе по теме «Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов.» учитель начальных классов Тотикова И.Х.

Цели: познакомить с суффиксом как значимой частью слова,формировать умения выделять суффиксы в словах,образовывать с помощью суффиксов новые слова.Тип урока: открытие новых  знаний.Задачи:...

Урок русского языка по теме: "Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов. Суффиксы профессий."

Урок русского языка по теме: "Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов. Суффиксы профессий."Цель урока - создать условия для формирования представления учащихся о...