Конспект открытого урока по русскому языку в 3 «А» классе по теме «Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов.» учитель начальных классов Тотикова И.Х.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Цели: познакомить с суффиксом как значимой частью слова,формировать умения выделять суффиксы в словах,образовывать с помощью суффиксов новые слова.

Тип урока: открытие новых  знаний.

Задачи:

     Определить алгоритм нахождения суффикса в слове.

Расширить знания детей о суффиксе, как  словообразующей части слова, его основных признаках: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suffiks_3_klass.docx41.46 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   ГБОУ  ШИ  имени М.С.Бароева

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 «А» классе

по теме «Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов.»

учитель начальных классов

                                                              Тотикова И.Х.

2019 - 2020 учебный год

Цели: познакомить с суффиксом как значимой частью слова,формировать умения выделять суффиксы в словах,образовывать с помощью суффиксов новые слова.

Тип урока: открытие новых  знаний.

Задачи:

     Определить алгоритм нахождения суффикса в слове.

Расширить знания детей о суффиксе, как  словообразующей части слова, его основных признаках: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Находить в словах суффикс.
  • Различать суффикс как часть слова, образующую новые слова.
  • Определять значение суффикса.

Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы, работать по алгоритму.

Основные понятия: суффикс.

Технологии обучения: технология деятельностного метода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ресурсы: компьютер, проектор,  карточки для групповой и самостоятельной работы.

Ход урока

Этапы урока

Формы работы

Деятельность учителя

Деятельность

 уч-ся

  1. Мотивация к

Учебной деятельности

2.Минутка чистописания

3.Стадия вызова

(актуализация знаний, постановка

темы и цели урока)

Приём «Инсерт»

4.Физминутка подвижная

5.Стадия осмысления  

Рефлексия

Дом. задание

Фронт. работа

Индив. работа

Фронт. работа(с/д)

Индивидуальная работа

Фронт. работа

Фронт. работа

Фронт. работа(ИКТ)

Самост.работа

Работа у доски

(игра)

Самост.работа

Групповая работа

-Прозвенел звоночек!

 Ребятишек полон класс.

Улыбнемся мы друг другу,

и конечно в добрый час!

-В каких словах вы заметили интересное,

 ласковое произношение?                

 -Почему так решили?

-В словах произошли изменения?

(стук в дверь, передают учителю письмо,где ученик просит помощи в разборе слова «снеговик»по составу.Ему Дед Мороз обещал подарок к Новому году,если правильно разберет это слово.Учитель вслух читает письмо)

-Ребята,поможем?

-А как?Здесь неизвестные части слова.

С какой буквы начинается «снеговик»?

-Что мы знаем о ней?

Пишем целую строчку заглавную в соединении с маленькой, соблюдаем наклон,

Проверьте наклон тетради, расстояние от глаз, спина прямая.

Для успешной работы необходима плодотворная работа.

-Поможем автору письма и определим тему урока.Научимся выделять неизвестную часть слова.

Запишем слова на доске и в тетрадях:

снег,снежок,снеговик,снежный,снегопад.

-Какие это слова?

-Выделите корень и окончание во всех словах.

-Что такое корень слова?

-Что такое окончание?

-Мы выделили знакомые части слов,но остались еще незнакомые для нас части.

 

-Как нам быть?

-В каких словах неизвестные части слова?

-Что эти части дают слову?

-Посмотрите пожалуйста на экран и послушайте внимательно(слайд 1).

- А теперь сформулируйте тему урока.

-Значит,в слове снежок…

Ребята,смогли мы помочь однокласснику?

-Теперь наша задача- правильно подобрать

суффиксы к словам и с помощью мышки  их вставить на места(слайд 2).

-А теперь проверим,как вы поняли новую тему.

 На странице89№164,из стихотворения С.Маршака нужно выписать однокоренные слова и выделить ту часть,

с помощью которой образовались эти слова.

-Еще раз дать определение суффиксу.

-Сейчас мы с вами поиграем и проверим знания по новой теме.Один ученик-корень

(на голове знак корня и на груди «кот»),второй–суффикс,третий-окончание.Вам нужно к корню подбирать суффиксы и окончания(готовые на листках)и давать в руки нужным частям слова.

-Что происходило при замене суффикса?

Обобщим. Что такое суффикс?

На стр.89 ,учебника, прочитаем вслух правило. Выполним еще одно упражнение

№165-Списать слова и выделить все части слова(дом,домик,домище).

Итак: как образовать слово при помощи суффикса? Назовите алгоритм образования

Предлагаю поработать в группах.

1 группа

Задание.

Образуйте слова с помощью суффиксов

-тель-, -ник-, ист-

строи _____        плот ______        арт _______

учи ______        двор ______        машин ____

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.

2 группа

Задание.

Образуйте слова с помощью суффиксов

        

 - очк-,    -ечк-, -оньк-, -еньк- .

Женя – Женечка                Миша – Мишенька

Аня - …                                Алёша -  …

Света - …                                Федя - …

Дима - …                                Люба - …

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.

3группа

Задание.

Образуйте слова с помощью суффиксов

  - ан-,      -ян-,    -анин-, -янин-.

Если ты живёшь в России, то ты россиянин, а мы россияне.

А если в Париже, то ты _____________ , а мы ____________ ,

на Земле, то ты ______________ , а мы --------------.

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.  

Ребята, что будет, если суффиксов не будет?

Сделайте вывод : Какую роль играют  суффиксы в русском языке?

 

Какую цель ставили в начале урока?

 Достигли?

А теперь постарайтесь дополнить:

Я узнал ………….

Я научился ……

Спасибо  всем за урок!

Стр.89-правило,№165

-Звоночек,ребятишек.

-Звучат ласково; так обращаются к чему-то и кому-то маленькому.

-Да (звонок-звоночек; ребята-ребятишек).

-Да.

-Будем открывать новые знания.

-Буква «с» при произношении дает согласный звук, имеет пару по твёрдости-мягкости , по глухости – звонкости .

(один ученик пишет на доске)

-Однокоренные.

Имеют общую часть

Близки по смыслу.

-Общая часть родственных слов, в которой заключено лексическое значение слова.

-Изменяемая часть слова называется окончанием.

- Узнать какая часть не выделена и изучить ее.

-Снежок,снеговик,снежный.

-Другое значение:маленькое,сделанное из снега.

-Помогают образованию новых

слов.

-Тема урока «Суффикс».

-ок-суффикс

-в снеговик два суффикса-ов-ик,а снежный-н.

-Да,теперь он получит свой подарок от Деда Мороза.

Дети по одному выходят и работают у доски с компьютером.

Слова:еж,ежиха(их),ежик(ик).

-Значимая часть слова,которая стоит после корня и служит для образования слов.

Кот+ик+ок+енок+ят-а +ищ-е+

еньк-а+еноч ек.

-Кот стал маленьким,большим,

их стало несколько,появилось ласковое обращение.

Сам. работа с самопроверкой.

Определяют профессию,должность.

Ласковое обращение.

Определяют,кто где живет.

Речь будет скучной и неопределенной.

Определить новую часть слова.

Да.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе" Родственные или однокоренные слова"

Урок по теме "Родственные или однокоренные слова" проводится с учётом здоровьясбережения. К уроку идёт презентация "Почему надо пить молоко?"...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.

Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.Цели:Образовательная: обобщить умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении, восстанавливать деформированное предложение и текст, формирова...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление».

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе.Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление»....

Открытый урок по русскому языку во 2 классе "Буквосочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу", учитель начальных классов, Захарова Олеся Сергеевна

Данный урок является уроком обобщения и систематизации знаний по теме «Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»....

План – конспект открытого урока по русскому языку с элементами экологии. Тема:"Личные местоимения Закрепление".

План – конспект открытого урока по русскому языку с элементами экологии. Тип урока: урок закрепления знаний....

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе " Тема: Корень слова.Однокоренные слова

Цель: актуализировать знания о корне и однокоренных словах. Выявить уровень знаний детей по данной теме.Задачи:1.повторить общие сведения о родственных словах, наличии в  них общей смысловой част...