Главные вкладки

    Конспект открытого урока по русскому языку в 3 «А» классе по теме «Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов.» учитель начальных классов Тотикова И.Х.
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

    Цели: познакомить с суффиксом как значимой частью слова,формировать умения выделять суффиксы в словах,образовывать с помощью суффиксов новые слова.

    Тип урока: открытие новых  знаний.

    Задачи:

         Определить алгоритм нахождения суффикса в слове.

    Расширить знания детей о суффиксе, как  словообразующей части слова, его основных признаках: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл suffiks_3_klass.docx41.46 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                       ГБОУ  ШИ  имени М.С.Бароева

    Конспект открытого урока по русскому языку в 3 «А» классе

    по теме «Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов.»

    учитель начальных классов

                                                                  Тотикова И.Х.

    2019 - 2020 учебный год

    Цели: познакомить с суффиксом как значимой частью слова,формировать умения выделять суффиксы в словах,образовывать с помощью суффиксов новые слова.

    Тип урока: открытие новых  знаний.

    Задачи:

         Определить алгоритм нахождения суффикса в слове.

    Расширить знания детей о суффиксе, как  словообразующей части слова, его основных признаках: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем.

    Планируемые результаты:

    Предметные:

    • Находить в словах суффикс.
    • Различать суффикс как часть слова, образующую новые слова.
    • Определять значение суффикса.

    Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Метапредметные:

    Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

    Коммуникативные УУД: Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме

    Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы, работать по алгоритму.

    Основные понятия: суффикс.

    Технологии обучения: технология деятельностного метода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология.

    Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.

    Ресурсы: компьютер, проектор,  карточки для групповой и самостоятельной работы.

    Ход урока

    Этапы урока

    Формы работы

    Деятельность учителя

    Деятельность

     уч-ся

    1. Мотивация к

    Учебной деятельности

    2.Минутка чистописания

    3.Стадия вызова

    (актуализация знаний, постановка

    темы и цели урока)

    Приём «Инсерт»

    4.Физминутка подвижная

    5.Стадия осмысления  

    Рефлексия

    Дом. задание

    Фронт. работа

    Индив. работа

    Фронт. работа(с/д)

    Индивидуальная работа

    Фронт. работа

    Фронт. работа

    Фронт. работа(ИКТ)

    Самост.работа

    Работа у доски

    (игра)

    Самост.работа

    Групповая работа

    -Прозвенел звоночек!

     Ребятишек полон класс.

    Улыбнемся мы друг другу,

    и конечно в добрый час!

    -В каких словах вы заметили интересное,

     ласковое произношение?                

     -Почему так решили?

    -В словах произошли изменения?

    (стук в дверь, передают учителю письмо,где ученик просит помощи в разборе слова «снеговик»по составу.Ему Дед Мороз обещал подарок к Новому году,если правильно разберет это слово.Учитель вслух читает письмо)

    -Ребята,поможем?

    -А как?Здесь неизвестные части слова.

    С какой буквы начинается «снеговик»?

    -Что мы знаем о ней?

    Пишем целую строчку заглавную в соединении с маленькой, соблюдаем наклон,

    Проверьте наклон тетради, расстояние от глаз, спина прямая.

    Для успешной работы необходима плодотворная работа.

    -Поможем автору письма и определим тему урока.Научимся выделять неизвестную часть слова.

    Запишем слова на доске и в тетрадях:

    снег,снежок,снеговик,снежный,снегопад.

    -Какие это слова?

    -Выделите корень и окончание во всех словах.

    -Что такое корень слова?

    -Что такое окончание?

    -Мы выделили знакомые части слов,но остались еще незнакомые для нас части.

     

    -Как нам быть?

    -В каких словах неизвестные части слова?

    -Что эти части дают слову?

    -Посмотрите пожалуйста на экран и послушайте внимательно(слайд 1).

    - А теперь сформулируйте тему урока.

    -Значит,в слове снежок…

    Ребята,смогли мы помочь однокласснику?

    -Теперь наша задача- правильно подобрать

    суффиксы к словам и с помощью мышки  их вставить на места(слайд 2).

    -А теперь проверим,как вы поняли новую тему.

     На странице89№164,из стихотворения С.Маршака нужно выписать однокоренные слова и выделить ту часть,

    с помощью которой образовались эти слова.

    -Еще раз дать определение суффиксу.

    -Сейчас мы с вами поиграем и проверим знания по новой теме.Один ученик-корень

    (на голове знак корня и на груди «кот»),второй–суффикс,третий-окончание.Вам нужно к корню подбирать суффиксы и окончания(готовые на листках)и давать в руки нужным частям слова.

    -Что происходило при замене суффикса?

    Обобщим. Что такое суффикс?

    На стр.89 ,учебника, прочитаем вслух правило. Выполним еще одно упражнение

    №165-Списать слова и выделить все части слова(дом,домик,домище).

    Итак: как образовать слово при помощи суффикса? Назовите алгоритм образования

    Предлагаю поработать в группах.

    1 группа

    Задание.

    Образуйте слова с помощью суффиксов

    -тель-, -ник-, ист-

    строи _____        плот ______        арт _______

    учи ______        двор ______        машин ____

    Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.

    2 группа

    Задание.

    Образуйте слова с помощью суффиксов

            

     - очк-,    -ечк-, -оньк-, -еньк- .

    Женя – Женечка                Миша – Мишенька

    Аня - …                                Алёша -  …

    Света - …                                Федя - …

    Дима - …                                Люба - …

    Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.

    3группа

    Задание.

    Образуйте слова с помощью суффиксов

      - ан-,      -ян-,    -анин-, -янин-.

    Если ты живёшь в России, то ты россиянин, а мы россияне.

    А если в Париже, то ты _____________ , а мы ____________ ,

    на Земле, то ты ______________ , а мы --------------.

    Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.  

    Ребята, что будет, если суффиксов не будет?

    Сделайте вывод : Какую роль играют  суффиксы в русском языке?

     

    Какую цель ставили в начале урока?

     Достигли?

    А теперь постарайтесь дополнить:

    Я узнал ………….

    Я научился ……

    Спасибо  всем за урок!

    Стр.89-правило,№165

    -Звоночек,ребятишек.

    -Звучат ласково; так обращаются к чему-то и кому-то маленькому.

    -Да (звонок-звоночек; ребята-ребятишек).

    -Да.

    -Будем открывать новые знания.

    -Буква «с» при произношении дает согласный звук, имеет пару по твёрдости-мягкости , по глухости – звонкости .

    (один ученик пишет на доске)

    -Однокоренные.

    Имеют общую часть

    Близки по смыслу.

    -Общая часть родственных слов, в которой заключено лексическое значение слова.

    -Изменяемая часть слова называется окончанием.

    - Узнать какая часть не выделена и изучить ее.

    -Снежок,снеговик,снежный.

    -Другое значение:маленькое,сделанное из снега.

    -Помогают образованию новых

    слов.

    -Тема урока «Суффикс».

    -ок-суффикс

    -в снеговик два суффикса-ов-ик,а снежный-н.

    -Да,теперь он получит свой подарок от Деда Мороза.

    Дети по одному выходят и работают у доски с компьютером.

    Слова:еж,ежиха(их),ежик(ик).

    -Значимая часть слова,которая стоит после корня и служит для образования слов.

    Кот+ик+ок+енок+ят-а +ищ-е+

    еньк-а+еноч ек.

    -Кот стал маленьким,большим,

    их стало несколько,появилось ласковое обращение.

    Сам. работа с самопроверкой.

    Определяют профессию,должность.

    Ласковое обращение.

    Определяют,кто где живет.

    Речь будет скучной и неопределенной.

    Определить новую часть слова.

    Да.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе" Родственные или однокоренные слова"

    Урок по теме "Родственные или однокоренные слова" проводится с учётом здоровьясбережения. К уроку идёт презентация "Почему надо пить молоко?"...

    Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.

    Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.Цели:Образовательная: обобщить умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении, восстанавливать деформированное предложение и текст, формирова...

    Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление».

    Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе.Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление»....

    Открытый урок по русскому языку во 2 классе "Буквосочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу", учитель начальных классов, Захарова Олеся Сергеевна

    Данный урок является уроком обобщения и систематизации знаний по теме «Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»....

    План – конспект открытого урока по русскому языку с элементами экологии. Тема:"Личные местоимения Закрепление".

    План – конспект открытого урока по русскому языку с элементами экологии. Тип урока: урок закрепления знаний....

    Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе " Тема: Корень слова.Однокоренные слова

    Цель: актуализировать знания о корне и однокоренных словах. Выявить уровень знаний детей по данной теме.Задачи:1.повторить общие сведения о родственных словах, наличии в  них общей смысловой част...