Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе " Тема: Корень слова.Однокоренные слова
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему

Рользинг Альмира Фаниловна

Цель: актуализировать знания о корне и однокоренных словах. Выявить уровень знаний детей по данной теме.

Задачи:

1.повторить общие сведения о родственных словах, наличии в  них общей смысловой части;

2.формирование умения находить в тексте однокоренные слова, отличать эти слова от слов с корнями-омонимами;

3. Развивать критическое мышление, речь, орфографическую зоркость, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать.

4. Отрабатывать каллиграфию письма;

Воспитывать умения общаться и работать в группах, развивать интерес к родному языку 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: « Корень слова. Однокоренные слова»

Цель: актуализировать знания о корне и однокоренных словах. Выявить уровень знаний детей по данной теме.

Задачи:

1.повторить общие сведения о родственных словах, наличии в  них общей смысловой части;

2.формирование умения находить в тексте однокоренные слова, отличать эти слова от слов с корнями-омонимами;

3. Развивать критическое мышление, речь, орфографическую зоркость, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать.

  1. Отрабатывать каллиграфию письма;
  2. Воспитывать умения общаться и работать в группах, интерес к родному языку

Ход урока

Этапы урока

Время

1.Организация класса. Эмоциональный настрой

-Сегодня на уроке у нас много гостей, и мы, как гостеприимные  хозяева, окажем Вам внимание.

Ученик:

Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,

Возможно, есть классы и лучше, и краше,

Но пусть в нашем классе Вам будет светло.

Пусть будет уютно и очень легко.

Учитель:

-Будем надеяться, что настроение  у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут.

-Итак, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, ребята, пожелайте хорошего настроения. Есть ли  у вас особые пожелания друг для друга?

-Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в  вас и знаю - у вас всё получится!

2. Сообщение  названия урока

-Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование        
- Все вы  станете с исследователями.  Кто  из вас знает, кто  же такой исследователь? А где можно найти точный ответ на этот вопрос? (
в толковом словаре) Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова:

« Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению».( слайд 2)

- Весь ход исследования мы будем записывать в журнал наблюдений.

- Откройте тетради и запишите  дату исследования и место проведения работы.

3. Чистописание ( слайд 3)

-  Внимательно посмотрите на буквенное поле. Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля.  

к

н

о

р

ы

ч

м

и

ю

й

ц

в

ч

а

п

р

д

б

г

щ

у

ы

к

т

ч

э

я

з

х

ф

ъ

о

д

ж

ч

е

-  Верно, сегодня повторим написание  буквы  Ч.  

Пропустите строку, а для чего вы узнаете позже.

Прописывание букв Чч и соединения Чл Чм чн нч чк чал очк че чи

Запишите высказывание известного писателя. О чем оно?

Человек, умеющий читать,- счастливый человек.( К.Паустовский)

Правила работы в паре (слайд 4)

4. Сообщение  темы урока( кроссворд для каждой группы)

 - А сейчас давайте узнаем, что мы будем исследовать. Разгадаем кроссворд из словарных слов.  Угадайте словарное слово по его значению, запишите слова, поставьте ударение подчеркните орфограмму.(1 ученик на доске, остальные в тетрадях)

4 (1)Словарная работа.Постановка учебной задачи.

1.Здесь за партами сидим,
Пишем, слушаем, молчим. 
Каждый день и каждый час
Мы учиться ходим в...
(класс)

2.Предметы, предназначенные для хранения продуктов, для еды и питья (Посуда)

3.Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья белобока, а зовут ее ...  
(Сорока) 

4.В школе учит он детей.
Строг, но все прощает.
Помогает стать умней,
Все он объясняет.    
(Учитель)

5.Нарисует облака,
Маму , папу - моряка,
Кошку, лошадь, экипаж
Мой волшебный ... .(
Карандаш)

6.Последний осенний месяц    (Ноябрь)

Слова: класс, посуда, сорока, учитель, карандаш, ноябрь.  

-Какое слово получилось по вертикали?   (Корень слайд 5)

4.(2) Формулировка темы

1 этап

Мы определили тему нашего исследования. Сформулируйте её.  

Корень слова      

Какие  значения у слова корень? (Слайд 6)

1) подземная часть растения;

2) внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя;

3) часть слова.

- Как вы думаете, какое значение имеет для растения, для зуба и т.п. корень?

- Это важная, необходимая часть.

- сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним значением слова «корень». Корень бывает и у слов. Корень – это часть слова.

5.Обозначим проблемные вопросы: (слайд 7)

1) Что такое корень?

2) Роль корня в слове.

3) Как выделить в слове корень?

4) Однокоренные слова

5) Признаки однокоренных слов

6. Работа по теме урока (слайд 8)

Сказка садовника       (На доске появляется “дерево”, на нем - однокоренные слова.)

Много лет назад появилось на свете слово «ход». Нашли его люди и думают, что же с ним делать. А слово говорит: «Посадите меня, я разрастусь в большое красивое дерево». Люди так и сделали. Стало это слово расти, сначала один росток пустило, потом другой, третий.… Много родственников появилось, все они похожи. Вот какое выросло дерево. Посмотрели люди, сравнили и увидели, что есть у слов одна общая часть и решили назвать её корнем. И правильно сделали: от нее как от корня дерева образуются (растут) новые слова родственники.Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло, посмотрите. И люди увидели, что слова разные, но у всех есть что-то общее.

- Что общего во всех словах? (общий корень, близкое значение)

- А попробуйте прочитать только корень.

- Вы поняли, что означает это слово?

- А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.

- Ясен ли смысл слов?

- Какой же мы сделаем вывод, что такое корень?

- Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключёнолексическое значение слова. От него “растут” другие слова.

- Прочитайте вывод в учебнике.с.74   ( Показать обозначение корня)

(Слайд 9) Физминутка для глаз

7. Закрепление изученного материала. Упражнение на внимание. ( карточки розового цвета)

—  - Так же, как и кустов, (слайд 10)

Корень слова есть у слов.

Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам.

Разделите на группы. Запишите, выделите корень.(слайд 11)

Гора, лесок, горняк, сад, лес, садовник, горный, лесной, садить.

Докажите, что эти слова являются однокоренными .

8.  Упражнение в выделении корня в однокоренных словах

( карточки зеленого цвета) (слайд 11)

-Прочитайте слова, выделите корень:

1 группа:

Лес, лесок, лесной, лесник.

Цвет, цветок, цветной, цветник.

2 группа:

Лётчик, самолёт, полёт.

Ледяной, ледовый, лёд.

3 группа:

Сад, посадка, посадил.

Род, родители, родил.

4 группа:

Ходит, выходка, ходы.

Трудовой, трудись, труды.

5 группа:

Белый, беленький, белить
Водяной, вода, подводник

- Выделим корень на доске. (По одному ученику от каждой группы.)

- Правильно ли выделили корень? У кого не было ошибок?

- Самопроверка. Как найти корень в слове? Какой вывод?

Прочитайте вывод в учебникес.75

9. Физкультминутка (слайд 12)

Корень берёзы сидит глубоко,

Ветки растут высоко-высоко.

Корня берёзки нам не видать,

Веток берёзовых не достать!

10.2 этап исследования( карточки жёлтого цвета) (слайд 13)

- А сейчас приступим к исследованию однокоренных слов.

-  Скажите, всегда ли слова с одинаковым корнем будут однокоренными?

- Исследуйте пары слов.  Слайд 13-18

- Можно ли их назвать однокоренными?  Почему?

1 группа:

рис – рисунок

2 группа:

гора – горе

3 группа:

делить – дело

4 группа:

соль – солист

5 группа

Белка - белить

- Какой вывод можно сделать?

- При подборе однокоренных слов нужно обращать внимание на значение слов, т.к. иногда в словах может совпадать форма корня, а значение этих слов быть совершенно другим, и тогда такие слова не будут однокоренными.

11.Работа с учебником ( упр.130 с. 74.) (слайд  19)

Нужно выписать однокоренные слова и выделить корень. Проверка выполнения.

- Все ли слова являются однокоренными?

- Что вы можете сказать о том, как пишутся корни в однокоренных словах?

12. Игра «Волшебный лес». Закрепление темы. Предлагается составить и записать родственные слова с предложенными корнями.

(Детям раздаются карточки с контуром дерева)

Я предлагаю каждой группе вырастить слова из корней, я вам даю  корень, вы на карточках - деревьях записываете однокоренные слова. (лес, гриб, дом, ум, рыб, вод)

1 группа   - рыб -

Рыбак, рыболов, рыбачить, рыбалка, рыбка, рыбешка.

2 группа   -лес –

Лесок, лесная, лесник, лесничий, лесовичок

3 группа   - гриб –

Грибок, грибной, грибочек, грибница, грибник, грибы

4 группа   - вод –

Вода, водица, водяной, подводник, водичка, водный.

5 группа  - дом-

Домик, домашний, домовой, домишко, домище

Выступление групп

13. Итог урока.(слайд 20)

-Итак ребята, что мы с вами исследовали на уроке?

 - Чему научились?

- Что такое корень?

- Роль корня в слове.

- Как выделить корень в слове?

- Какие слова называются однокоренными?

14. Домашнее задание: выучить правило с.74,75 № 132

(слайд 21)

15.Рефлексия (слайд 22)

- Давайте оценим наш урок и нашу работу.

На  доске деревья со словами, дети  подходят и ставят смайлик у тех слов и деревьях, которые им больше подходят к окончанию урока).

1.Урок полезен, всё понятно.

2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3.Ещё придётся потрудиться.

4.Да, трудно всё-таки учиться!

Урок окончен! Спасибо всем! (Слайд 23)


Приложение к уроку

Разгадайте кроссворд.

1

2

3

4

5

6

Разгадайте кроссворд.

1

2

3

4

5

6

Разгадайте кроссворд.

1

2

3

4

5

6

1.Здесь за партами сидим,
Пишем, слушаем, молчим. 
Каждый день и каждый час
Мы учиться ходим в...

2.Предметы, предназначенные для хранения продуктов, для еды и питья

3.Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья белобока, а зовут ее ...  

4.В школе учит он детей.
Строг, но все прощает.
Помогает стать умней,
Все он объясняет.    

5.Нарисует облака,
Маму , папу - моряка,
Кошку, лошадь, экипаж
Мой волшебный ...

6.Последний осенний месяц    

1.Здесь за партами сидим,
Пишем, слушаем, молчим. 
Каждый день и каждый час
Мы учиться ходим в...

2.Предметы, предназначенные для хранения продуктов, для еды и питья

3.Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья белобока, а зовут ее ...  

4.В школе учит он детей.
Строг, но все прощает.
Помогает стать умней,
Все он объясняет.    

5.Нарисует облака,
Маму , папу - моряка,
Кошку, лошадь, экипаж
Мой волшебный ...

6.Последний осенний месяц    

1.Здесь за партами сидим,
Пишем, слушаем, молчим. 
Каждый день и каждый час
Мы учиться ходим в...

2.Предметы, предназначенные для хранения продуктов, для еды и питья

3.Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья белобока, а зовут ее ...  

4.В школе учит он детей.
Строг, но все прощает.
Помогает стать умней,
Все он объясняет.    

5.Нарисует облака,
Маму , папу - моряка,
Кошку, лошадь, экипаж
Мой волшебный ...

6.Последний осенний месяц    

Разделите на группы. Запишите, выделите корень.

Гора, лесок, горняк, сад, лес, садовник, горный, лесной, садить.

Разделите на группы. Запишите, выделите корень.

Гора, лесок, горняк, сад, лес, садовник, горный, лесной, садить.

Разделите на группы. Запишите, выделите корень.

Гора, лесок, горняк, сад, лес, садовник, горный, лесной, садить.

Разделите на группы. Запишите, выделите корень.

Гора, лесок, горняк, сад, лес, садовник, горный, лесной, садить.

Разделите на группы. Запишите, выделите корень.

Гора, лесок, горняк, сад, лес, садовник, горный, лесной, садить.

Разделите на группы. Запишите, выделите корень.

Гора, лесок, горняк, сад, лес, садовник, горный, лесной, садить.

Разделите на группы. Запишите, выделите корень.

Гора, лесок, горняк, сад, лес, садовник, горный, лесной, садить.

Разделите на группы. Запишите, выделите корень.

Гора, лесок, горняк, сад, лес, садовник, горный, лесной, садить.

Разделите на группы. Запишите, выделите корень.

Гора, лесок, горняк, сад, лес, садовник, горный, лесной, садить.

Разделите на группы. Запишите, выделите корень.

Гора, лесок, горняк, сад, лес, садовник, горный, лесной, садить.

Разделите на группы. Запишите, выделите корень.

Гора, лесок, горняк, сад, лес, садовник, горный, лесной, садить.

Разделите на группы. Запишите, выделите корень.

Гора, лесок, горняк, сад, лес, садовник, горный, лесной, садить.

1 группа:

-Прочитайте слова, выделите корень:

Лес, лесок, лесной, лесник.

-Прочитайте слова, выделите корень:

Цвет, цветок, цветной, цветник.

2 группа:

-Прочитайте слова, выделите корень:

Лётчик, самолёт, полёт.

-Прочитайте слова, выделите корень:

Ледяной, ледовый, лёд.

3 группа:

-Прочитайте слова, выделите корень:

Сад, посадка, посадил.

-Прочитайте слова, выделите корень:

Род, родители, родил.

4 группа:

-Прочитайте слова, выделите корень:

Ходит, выходка, ходы.

-Прочитайте слова, выделите корень:

Трудовой, трудись, труды.

5 группа:

-Прочитайте слова, выделите корень:

Белый, беленький, белить

-Прочитайте слова, выделите корень:


Водяной, вода, подводник

6 группа:

-Прочитайте слова, выделите корень:

Белый, беленький, белить

-Прочитайте слова, выделите корень:


Водяной, вода, подводник

7 группа:

-Прочитайте слова, выделите корень:

Ходит, выходка, ходы.

-Прочитайте слова, выделите корень:

Трудовой, трудись, труды.

1 группа:

- Исследуйте пары слов.  

- Можно ли их назвать однокоренными?  Почему?

рис – рисунок

2 группа:

- Исследуйте пары слов.  

- Можно ли их назвать однокоренными?  Почему?

гора – горе

3 группа:

- Исследуйте пары слов.  

- Можно ли их назвать однокоренными?  Почему?

делить – дело

4 группа:

- Исследуйте пары слов.  

- Можно ли их назвать однокоренными?  Почему?

соль – солист

5 группа:

- Исследуйте пары слов.  

- Можно ли их назвать однокоренными?  Почему?

белка - белить

6 группа:

- Исследуйте пары слов.  

- Можно ли их назвать однокоренными?  Почему?

белка – белить

7 группа:

- Исследуйте пары слов.  

- Можно ли их назвать однокоренными?  Почему?

соль – солист


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова". 2 класс

Русский язык. Конспект урока с презентацией. Тема урока "Корень слова. Однокоренные слова". 2 класс, УМК Занкова, программа А,В,Поляковой....

конспект урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

Данный урок построен согласно требованиям ФГОС, в основе - деятельностный подход к обучению. Реализуются индивидуальные, парные и групповые формы работы с классом. Хорошо продумана контрольно-оценочна...

Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Корень слова. Однокоренные слова»

Целью урока является  создание условий для выявления особенностей однокоренных слов, нахождения и образования однокоренных слов, применения их в речи и практическое использование...

Конспект урока по русскому языку« Что такое корень слова. Однокоренные слова?»

Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова.Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать.Формировать универсальные учебные действ...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...

открытый урок по русскому языку 3 класс "Корень слова.Однокоренные слова

Открытый урок 3 класс с целью обмена опытом и распространения методики обучения ( мастер - класс)...