Конспект урока по русскому языку« Что такое корень слова. Однокоренные слова?»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Веткина Ольга Евгеньевна
  • Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова.
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать.
  • Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.
  • Обогащать словарный запас учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_koren.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

                « Что такое корень слова?Что такое однокоренные слова?»

                                                   (проблемное обучение)

Проблема:

  • Какие слова называются родственными?
  • Что такое корень слова?
  • Какие слова называются однокоренными?

Цель: научить находить в родственных словах общую часть , т.е. корень слова, подбирать однокоренные слова.

 Задачи:

  • Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова.
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать.
  • Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.
  • Обогащать словарный запас учеников.

Ход урока:

 1. Организационный момент.

- Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы? ( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)

 -Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.

 - Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока .

3. Создание проблемной ситуации.

 а) - Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и прочитайте слова, которые здесь записаны.

Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.

- На какую тему все эти слова?

 - И это не случайно, ведь красавица-зима уже не за горами. Совсем скоро она махнет своим рукавом и отправит в поход свою свиту. Вьюги и метели занесут сугробами города и села. Оденет зима деревья в пушистые снеговые шубы, и уснет природа прекрасным сном. Много у зимы помощников и родственников.

 - А теперь внимание, задание:

Надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными. (На схеме - родственные слова)

- Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными. (Обсуждение в парах)

 Пишем с большой через запятую.( Дети делают запись ).

 - А кому знакомо слово родственники, кто они такие?

 - Скажите, кого вы считает родственниками? (мама, папа … )

 - Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают похожими  между собой. Их называют родственниками.

- Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу).

 - Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию. Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу.

Зимушка – так ласково называют зиму.

 Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму.

 Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день).

 - Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц.

 - Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу (да – нет).

 – Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.

 - Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.

 - Что увидели (в некоторых словах есть общая часть).

 - Назовите эту общую часть.

 - Выделим эту общую часть дугой. (Я на доске -дети в тетрадях карандашом).

 - А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов? (корень)

 - Теперь взгляните на нашу схему и попробуйте сформулировать ,какие слова называются родственными.(ответы детей)

 Родственными назыв. слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень

-Теперь перечислите еще раз родственные слова, которые мы выписали. (Зима, зимушка, зимовать, зимний).

 - С родственными словами мы разобрались.

 - Какое новое понятие вы сейчас еще узнали? (корень слова)

- Попробуйте, опираясь на схему, сформулировать правило, что же такое «корень слова». (Общая часть родственных слов).

 – Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»

 - Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы можем найти эту информацию? (в словаре)

                                                  Понятие об однокоренных словах .

- Вернемся еще раз к нашим словам. Можно ли сказать ,что наши родственное слова образованы от одного и того же корня? Обсудите это в парах.

 - Поделитесь своим мнением. Так как же можно назвать слова с одним и тем же корнем ? (однокоренные слова)

 - Давайте подытожим, с какими новыми понятиями мы с вами познакомились.

  • -родственные слова,
  • -корень слова,
  • -однокоренные слова

-А теперь посмотрим правило в учебнике на с.61, как там сформулированы эти понятия.

 - Правильно мы все сформулировали правила? (Да). Значит мы молодцы.

 Физминутка .

- Ребята, после того как вы узнали новые понятия, как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед нами на уроках? (Будем учиться находить однокоренные слова и определять корень.)

Групповая работа.

- А теперь давайте еще поиграем в игру «Найди свое дерево». Вот 4 дерева с корнями ,а вы -листочки с этих деревьев( у детей на партах листики со словами).Задание: каждый листик должен найти свое дерево, и тогда образуются группы родственных слов.

  • 1 группа - рыб -

 Рыбак, рыболов, рыбачить, рыбалка, рыбка, рыбешка.

  • 2 группа - ум –

 Умный, умница, умник, умненький, надоумить, разум.

  • 3 группа - ворон –

 Ворона, ворон, вороной, вороненок, проворонил, вороний.

  • 4 группа - вод –

 Вода, водица, водяной, подводник, водичка, водный.

- Посмотрите , какие у нас чудные деревья получились! А вот и мудрая Совушка появилась, которая живет в этом лесу. Она приготовил для вас лесные загадки ( конверты с заданиями). Если вы отгадаете загадку, то для вас будет еще дополнительное задание, связанное с нашей темой-«родственные слова»,надо будет устранить лишнее слово, которое не будет родственным и подобрать еще одно свое родственное.

1 группа

 Он всю зиму в шубе спал,

 Лапу бурую сосал,

 А проснувшись, стал реветь,

 Этот зверь лесной-…..(медведь).

                Медведь, медленно, медвежата, медвежий ,...........онок.

2 группа

 На овчарку он похож,

 Что ни зуб- то острый нож.

 Он бежит, оскалив пасть,

 На овцу готов напасть.( волк)

                Волк, волчий, волокно, волчица, ...........онок.

Задания для самопроверки

Корень слова. Однокоренные  слова.

1.Прочитай слова. Спиши их, поставь в них ударение. Выдели в них дугой общую часть (корень).

Гора                                  сады

горка                                садик

горный                             садовая

гористая                          садовник

2.Запиши 3-4 родственных слова к слову  лес. Выдели корень.

Корень слова. Однокоренные  слова.

1.Какие слова называются однокоренными?

2.Придумай и запиши к словам  дом, море  2-3 однокоренных слова. Выдели корень, поставь ударение.

3.Прочитай.Подчеркни однокоренные слова. Выдели в них корень.

Берёза, моя берёзонька,

Берёзка, моя кудрявая!

Люблю тебя, моя берёзонька, незабываемая!

Итог урока.

 -Ребята, наш урок подходит к концу.

 Какие новые понятия вы узнали на нашем уроке?

 -Давайте еще раз закрепим наши знания, можно воспользоваться схемой-помощницей.

 - Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока?( Трудились, узнавали новые понятия, искали ответы на вопросы.)

  А какую еще связь с нашим уроком вы заметили?( в пословице есть родственные слова).

  Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?

 Рефлексия.

 - Сейчас покажите ваше настроение, с которым вы работали сегодня на уроке.

-Кто из вас доволен своей работой?

- Кто не со всеми заданиями справился, и остался не очень доволен своей работой?

-  Наш урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Корень слова. Однокоренные слова»

Целью урока является  создание условий для выявления особенностей однокоренных слов, нахождения и образования однокоренных слов, применения их в речи и практическое использование...

Конспект урока по русскому языку (2 класс) "Корень слова"

Познакомить с понятием корень слова; с признаками родственных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся....

Конспект урока по русскому языку по теме "Корень слова"

Конспект урока по русскому языку по теме "Корень слова" для учащихся 3 класса...

Конспект урока по русскому языку на тему "Корень слова", 3 класс

Данный конспект урока подойдёт для 3 класса...

открытый урок по русскому языку 3 класс "Корень слова.Однокоренные слова

Открытый урок 3 класс с целью обмена опытом и распространения методики обучения ( мастер - класс)...