Конспект урока по русскому языку на тему "Корень слова", 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Данный конспект урока подойдёт для 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_po_russkomu_yazyku.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Корень»

- Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем думать, рассуждать

И друг другу помогать.

-Ребята, посмотрите на доску и прочитайте пословицу. « Терпение и труд всё перетрут».

-О чем говорит пословица? (О том, что если будешь терпеливо трудиться, то узнаешь много нового и интересного.)

-А чему мы можем учиться на уроке? (Красиво и грамотно писать и говорить. Откроем что-то новое. На каждом уроке русского языка мы открываем новые знания о речи, тексте, предложениях… Красиво и правильно писать слова, составлять предложения и тексты.)

-Кто хочет сегодня узнать новое о великом и могучем русском языке? Научиться чему-то новому?

- Я желаю всем вам сегодня удачи! У нас сегодня очень важная миссия- мы будем исследователями. Итак, в путь!

- Начнём мы наше исследование с букв.

-На минутке чистописания мы будем писать букву, которая обозначает глухой мягкий согласный в слове кит. Какая это буква? (К)

- Давайте посмотрим на слайд и выберем, какое написание заглавной и строчной букв К к– верное.

-Почему неверно первое написание? Нет второго элемента буквы.

-Почему неверно второе написание? -Слишком большая петелька, буква написана выше строки, и в первом элементе не прямая линия идет вниз, а изогнутая.

-Посмотрим внимательно на верное написание.

-Третье написание.

Выполняют задание

Я тетрадь свою открою

Под наклоном положу.

Я от вас сейчас не скрою,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

- Итак, записываем в тетради  число и  классную работу. И с новой строчки пишем К заглавную и строчную. 1 строчку.

-Снова посмотрим на образец и сравним с ним свою работу.

-Кто написал верно, правильно?

-У кого есть неточности?

-Тем, у кого неточности посоветуем тренироваться в написании данной буквы.

- А теперь мы дальше продолжаем своё исследование.

 - Вам надо отгадать загадки. Отгадки записать в тетрадь первое слово с большой буквы, далее с маленькой  буквы через запятую. Загадки на экране. Один ученик у доски.

Карандаш, молоко, огурец, пшеница, пенал, медведь. (Ударение, орфограммы)

Проверка на экране. Взаимопроверка        

- Что вы можете сказать о словах? (словарные слова)

- Выполните задания, подчеркните буквы и выпишите слово отдельно:

Из первого слова – первую букву,

Из второго слова –вторую букву ,

Из третьего слова – четвертую букву,

Из четвертого слова – третью  букву,

Из пятого слова – третью букву,

Из шестого слова – последнюю букву

- Какое слово получилось? КОРЕНЬ

Сколько значений имеет это слово? ( Несколько). Значит, это многозначное слово. Где можем посмотреть толкование этого слова? ( В толковом словаре).

С каким значением мы на уроке будем работать? Какие цели поставим перед собой на уроке? Узнаем..., научимся выделять... научимся подбирать...

Что такое  корень слова, как выделить в слове корень, как на письме обозначить корень, как составить однокоренные слова...

  • Давайте дальше разбираться. В тетради с новой строчки запишем слова: лес, лесник, лесной, лесть.
  • Как вы думаете, какое слово будет лишним?( Лесть.)
  • Почему?( У этого слова другое значение)
  • Почему же мы выделили лишнее слово? (Потому что оно отличается от остальных).
  • Чем?( Смыслом)
  • Что это значит? ( у слов лес, лесник... общее значение, а у слова лесть – другое значение) У слов «лес, лесник, лесной» общий смысл – они связаны с лесом
  • Итак: общая часть этих слов придает им общий смысл.
  • Давайте уберем эту часть из слов – что останется? (Ничего. Слов не будет.)

-А теперь, наоборот, уберем из этих слов все остальные буквы, а только общие части оставим. Что получится? Смотрите – смысл есть?

Вспомните, как мы называем главную часть чего-то, какого-то предмета. То, без чего предмета не было бы.).( Существенной.)

Можем сказать, что мы выделили существенную часть из слов?

  • Значит, какое открытие мы сделали? Что такое корень?

- Вернёмся к нашим словам, записанным в тетрадь. Корень обозначается специальным значком. Ваша задача – выделить корень в этих словах.

- Как называются слова, в которых есть общий корень? Что ещё общего есть в однокоренных словах?

- Сделаем вывод: что мы узнали о корне и однокоренных словах.

- Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение слова.  У однокоренных слов общий корень и общее значение.

  • Для того, чтобы закрепить наши новые знания о корне и его правописании сравним наш вывод корне с выводом в учебнике.

- Откройте учебник на стр. 61 и прочитайте определение.

  • Кто обобщит наши знания о корне, включая те знания, которые мы узнали из учебника.

Ребята, что же мы узнали на уроке? (- Узнали, что такое корень и однокоренные слова.)

- Где нам пригодится новое знание? (Нам оно понадобится для того , чтобы умело находить корень слова, уметь подбирать однокоренные слова.

- Чему будем учиться дальше?( Будем выполнять упражнения на нахождение корня и однокоренных слов.)

Ребята, теперь предлагаю вам такое задание - на доске мы видим изображение дерева. На месте корня записано какое слово? Какое задание нам надо выполнить? (- Выбрать из предложенных слов только однокоренные слова к  слову дом.)

(Домбра -Казахский народный щипковый двухструнный музыкальный инструмент с треугольным или полуовальным корпусом.)

  • Отлично поработали. На что вы обращали внимание при подборе однокоренных слов? (На общий корень и лексическое значение)
  • Теперь откроем учебник на стр. 62 и  найдем упражнение 109. Что нам надо сделать?
  • 1 колонка подбирает и записывает однокоренные слова к слову соль, 1 колонка- к слову звон, 3 колонка- сад. Проверим что получилось. Выделим во всех слова корень и над каждым словом запишем, какой частью речи являются эти слова.

-Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

-У вас на партах есть карточка.

-На ней вам нужно отметить, как вы работали на уроке, довольны ли вы своей работай, какое у вас настроение.

На уроке я:

  • Работал(а)  
  • Не работал(а)

Своей работай на уроке я:

  • Доволен /довольна
  • Не доволен\не довольна

На уроке я:

  • Справился \справилась со всеми заданиями
  • Ничего не понял(а)

Мое настроение

  • Стало лучше
  • Стало хуже

-Кто расскажет, как оценил свою работу?

  • Удалось ли ответить на вопросы, поставленные в начале урока?
  • Закончите предложение «Я узнал…., я научился…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков" 3 класс...

Конспект урока по русскому языку. Тема:"Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова". 1 класс. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умений различать парные звонкие и глухие согласные звуки; проведение наблюдений за произнесением парных звонких согласных в конце слова; знакомство со способом ...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки." учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о фонетическом явлении, при котором происходит несоответствие звука букве в произношении и на письме;совершенствование умений различать звуки и бу...

конспект урока родного (русского) языка на тему ": Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Цель урока: познакомить со словами, называющими предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник); развивать речь , ло...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Однокоренные слова. Корень слова" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование понятия «корень слова», умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.Планируемые результатыПредметные:знать:·...

Конспект урока по русскому языку "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы" (2 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема урока: «Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы.» Цели деятельности учителя:-Формирование первоначального представлени...