конспект урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова"
план-конспект урока (3 класс) на тему

Слесарева Ольга Петровна

Данный урок построен согласно требованиям ФГОС, в основе - деятельностный подход к обучению. Реализуются индивидуальные, парные и групповые формы работы с классом. Хорошо продумана контрольно-оценочная деятельность учащихся на уроке, интересные подходы к рефлексивной деятельности.К данному уроку мною создана презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл УМК "Перспектива",русский язык23.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка,

3 «Д» класс МОУ лицей №9 Дзержинского района Волгограда,

УМК «Перспектива»

Учитель: Слесарева Ольга Петровна

Тема: «Корень слова. Однокоренные слова. »

Цель: актуализировать знания о корне и однокоренных словах. Выявить уровень знаний учащихся по данной теме.

Задачи: 1. Повторить общие сведения о родственных словах, о наличии в них общей смысловой части.

              2.Формировать умения находить в тексте однокоренные слова, отличать их от слов с корнями – омонимами

              3. Вывести обобщенный способ действий при работе с однокоренными словами, учить работать со словообразовательным словарем, с Толковым словарем.

             4. Развивать критическое мышление, речь, орфографическую зоркость, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать, обобщать полученные знания.

            5.Воспитывать умение общаться, работать в парах, группах ,проявлять интерес к родному  языку.

Оборудование: словообразовательные словари для групповой работы; учебник «Русский язык , 3 класс, часть 1» авторы Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, перфокарты для учащихся , презентация по теме урока, толковые словари.

Ход урока:

1.Организационный момент.

( ученица приветствует гостей)

- Мы рады приветствовать Вас в нашем классе!

Возможно, есть классы и лучше, и краше,

Но пусть в нашем классе Вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко.

Учитель: - Начинаем наш урок.

                  Он пойдет ребятам впрок.

                  Постарайтесь все понять, интересное узнать!

2. АОЗ

а) Словарная работа ( записываем слова под диктовку учителя в 2 столбика)

капитан                сегодня

октябрь                лестница

ребята                  около

сирень                 вместе

                             аккуратный

Проверьте себя по эталону, оцените свою работу! Слайд

б) - Что вы знаете о корне слова? Какие слова называются однокоренными?

Сформулируйте тему урока! Слайд

в) Работа с пословицей. Слайд

«Ум да разум надоумят сразу. »  Предлагаю взять ее в качестве девиза нашего урока.

- Как понимаете смысл данной пословицы?

- Чем еще интересна эта пословица? Какие, на ваш взгляд, однокоренные слова здесь встретились? Запишите пословицу в тетрадь. Сформулируйте цель нашего урока!

( Учиться находить однокоренные слова, правильно выделять корень, образовывать однокоренные слова, пополнять словарный запас, пользоваться справочной литературой)

3. Работа по теме урока

а) Работа в парах

Найдите в Толковом словаре значение слов ум, разум, надоумить 

Будут ли эти слова однокоренными? Почему? Запишем это словообразовательное гнездо и выделим корень слова.

- А задумывались ли вы о том, как растут слова?

б) Цитата дня

«Слова – это как листья на дереве ,и , чтобы понять, почему лист таков, нужно знать, как растет дерево, нужно учиться!…»

в) Коллективная работа

Ученик читает стихотворение Е.Измайлова  «Как растут слова»  Слайд

- Уверены ли вы , что эти слова однокоренные? Докажите! На что, в первую очередь, мы должны обращать внимание?( на значение слова)

Записываем слова в тетрадь и выделяем корень в них. У нас получилось словообразовательное гнездо. Так легче найти общую часть в слове. Несколько слов можно разобрать по составу.

г) Упражнение в словообразовании. Работа в парах .Слайд

Образуйте словообразовательные гнезда с корнями  труд , цвет

Проверка, оценивание работы  Слайд

Физминутка.  Слайд

«Доскажи словечко!»

Знает наша детвора:

Прятки -  лучшая ( игра).

Всех ребят хотим собрать,

В прятки будем мы ( играть).

Наш щенок такой шалун,

Забияка и ( игрун).

Мой котенок шаловливый

Очень ласковый, ( игривый).

У малышки погремушка,

Очень шумная ( игрушка).

д) Проблемный вопрос  для  работы в группе.

- В одном из произведений К.Паустовского рассказывается о леснике, который  любил «разбирать слова». Вот , например, как он размышлял над словом «родник». Слайд

«Родник родит реку, а река льется-течет через всю родину, кормит народ… И все эти слова как бы родня между собой.»

- Во время работы вы должны следовать плану , словообразовательные словари используем в случае затруднения при определении корня в словах.

е) Самостоятельная работа группы по предложенному плану. слайд

д) Проверка выполненной работы по эталону, оценивание. Слайд

- На доске расположена «Лестница успеха», каждая группа оценивает свою работу , располагая магниты на определенной ступеньке.

4. Рефлексия. Работа с перфокартой (самостоятельная, индивидуальная).  Слайд

- Перед вами  группы слов. В каждой группе  определите, какое слово лишнее, отметьте его в перфокарте.

  • 1.Белка, беленький, белить.
  • 2.Водяной,  водить, вода.
  • 3. Лист, лисенок, лиса.
  • 4.Корень, коржик, корневой.
  • 5.Желток, желтый, железо.
  • 6. Печка, печать, печурка.
  • 7. Часть, часики, часы.
  • 8.Пар, парик, париться.

9.Солома, соль, солонка.

5. Проверка выполненной работы, оценивание. Слайд

- Соедините последовательно ( сверху вниз) отмеченные слова и вы получите ломаную линию, которая похожа на корону. У кого нет ни одной ошибки, вы можете гордиться тем, что материал сегодняшнего урока усвоен отлично.

6. Подведение итогов урока. слайд

- Какие цели ставили на урок? Достигли поставленных целей? На что еще следует обратить внимание? В чем были затруднения?

- А теперь посмотрим, как весь класс усвоил материал сегодняшнего урока.

Скоро Новый год, и мы сейчас нарядим елочку. У кого за все виды заданий +, развесят желтые фонарики (магниты),  1-2 ошибки – синие, 3 и более ошибок – красные. ( дети по рядам выходят к доске и располагают магниты на елочке)

7 Задание на дом. Слайд

- Задание можно выполнить по выбору.

  1. Учебник -  с.97 № 163

или

2. Написать сочинение – рассуждение на тему «Нужны ли нам различные словари?»

   «Как мне помогают словари?»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 1 классе. Однокоренные слова.

Данный план-конспект урока проведён в 4 четверти 1 класса с целью дальнейшего развития умения находить однокоренные слова, выделять корень.                ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Конспект урока по русскому языку,"Корень слова. Однокоренные слова" 2 класс

Урок закрепления знаний. Уточнение представлений о понятиях "корень слова, однокоренные слова". Устранение обнаруженных пробелов в знаниях, достижения положительных результатов в самостоятельной деяте...

Конспект урока русского языка «Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки»

Цель: создание условий для формирования осознанного представления учащихся об образовании слов, называющих признаки, с помощью суффикса «н»; формирование представлений о чередовании согласных в корне ...

Конспект урока русского языка «Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс).

Цели деятельности учителя: обобщение знаний об образовании сложных слов, правильном употреблении приставок НА- и О- в словах надеть, надевать; одеть, одевать, правописании приставок и предлогов.Планир...

Конспект урока русского языка Тема: Состав слова. Значение слов с разными приставками 2 класс УМК «ПНШ»

Цели деятельности учителя: создание условий для организации совместной  и самостоятельной деятельности обучающихся по распознаванию родственных слов с приставками и овладению умением состав...

конспект урока русского языка "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки".

ввести понятие «приставка»; показать, что приставки образуют однокоренные слова с новым лексическим значением; учить определять значащую роль приставок в словах, образовывать слова с помощ...