Главные вкладки

    конспект урока русского языка "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки".
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

    Михайленко Мария Сергеевна

    ввести понятие «приставка»; показать, что приставки образуют однокоренные слова с новым лексическим значением; учить определять значащую роль приставок в словах, образовывать слова с помощью приставок.Воспитывать доброжелательность.

    Воспитывать приветливость, заботливость.

    Воспитывать навыки этикета.

    Формировать навыки общения с гостями.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл урок русского языка32.02 КБ

    Предварительный просмотр:

     Конспект открытого урока

    по русскому языку

    Подготовила  Михайленко М.С.

    Тема:   Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки.

    Тип урока – первичное усвоение новых предметных ЗУНов и УУД.

    Цели: 

    Образовательные: ввести понятие «приставка»; показать, что приставки образуют однокоренные слова с новым лексическим значением; учить определять значащую роль приставок в словах, образовывать слова с помощью приставок.

    Воспитательные:

    1. Воспитывать доброжелательность.

    2. Воспитывать приветливость, заботливость.

    3. Воспитывать навыки этикета.

    4..Формировать навыки общения с гостями.

    Интеграция с другими областями:

    1. Игровая деятельность.

    2. Экспериментальная деятельность.

     Оборудование:

    - проектор;

    - ноутбук;

    - мультимедийная презентация;

    - карточки для групповой работы;

    - карточки для рефлексии;

    - магнитная доска;

    - макет теремка.

    Планируемые результаты:

    Предметные: - сформировать представление детей о приставке как значимой части слова;

    - находить приставку среди других частей слова;

    -  образовывать новые слова с помощью приставки;

    Метапредметные

    - познавательные: - развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

    - строить речевое высказывание в устной форме;

    - выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;

    - устанавливать причинно-следственные связи;

    - делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

    -  моделировать информацию;

    - коммуникативные: - формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

    - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    - регулятивные: - учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем;

    - принимать и сохранять учебную задачу;

    - осуществлять контроль по результату и способу действия;

    - личностные: - формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к  школе, к друг другу;

    - учебно-познавательные мотивы;

    - учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи;

    - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    УУД

    1.Орг. момент.

    Здравствуйте, ребята. Меня зовут… . Сегодня я проведу у вас урок.

    Какой у нас  урок?

    - Какие принадлежности вам необходимы  для урока?

    Что вы должны записать в тетради? (Число, классная работа)

          Психологический настрой к уроку.  

    Русский человек всегда считался  и считается самым приветливым и гостеприимным. Любит гостей привечать. Это подтверждает пословица «Много гостей, много новостей» (Слайд №1)

    Как вы понимаете эту пословицу?

    (ответы)

    У нас сегодня будет много новостей.

    А с каким настроением отправляются в гости? (ответы)

    За окошком солнышко, весна,

    Улыбнитесь друг другу.

    А с каким настроением мы отправимся в гости?

    Поднимите карточки, покажите своё настроение.

    Посмотрите на доску. Кто догадался, куда мы отправимся в гости? (в теремок)

    Ребята, теремок не простой, сказочный. Кто может в нём жить?

    Какую сказку вспомнили?

    А в нашем теремке живёт…Машенька! (прикрепить на доску) Она встречает  гостей.

    Какие слова надо знать, чтобы отправиться в гости?

    «Помогите мне» - игра

    В обмене добрых слов участвуйте и говорите слово… (здравствуйте)- учитель показывает рукой

    Не проявляйте свою лень

     Сказать при встрече ...(добрый день)- учитель показывает рукой.

    И Машенька вас приветствует и желает вам на уроке удачи

    Прочитайте пословицу.

    2.Минутка чистописания: (на доске)

    уч  ач

    Ученику – удача, учителю – радость.

    -Как понимаете эту пословицу?

    Спишите красиво пословицу. Обратите внимание на соединения букв. Сядьте прямо, правильно положите тетрадочки.

    Подчеркните слово «радость»

    Посчитайте, сколько в слове букв, сколько звуков. (Букв-7, звуков -6)

    Почему?

     3.Актуализация знаний.

    Ребята, а с кем мы отправимся в гости в теремок?

    А поможет нам в этом учебник.

    Стр. 59

    Рассмотрите иллюстрацию.

    Кто пошёл  в гости?

    Назовите слова - названия действий:

    Собака   что сделала? (прибежала, забежала) в теремок.

    Воробей  что сделал? влетел, залетел.

    Кот что сделал (догнал, влез)

    (Слайд № 2)

    Назовите ещё раз   слова

    (Слайд №3)

    Что называют эти слова? (слова – названия действий)

    4.Постановка учебной задачи.

    Работа со словарём. Упр. 64

    По вопросам учебника        

    -Сколько в списке слов, родственных слову –бежать?

    Выдели корень у этих слов, назови.

    Что такое корень слова?

    Какая часть слова перед корнем?

    Какой смысл она придаёт словам?

    -Определите тему нашего урока.

    Какой вывод можно сделать?

    - Чему будем учиться?

    Какие задачи стоят перед нами?

    И так, чтобы сделать вывод, работаем в парах. У каждой пары карточка. Ответьте на вопросы. Допишите слова.

    Карточки

    1) Вопросы:

    - Что такое приставка? Приставка – это ____________________

    - Где стоит приставка?  Приставка стоит перед _______________________________

    - Для чего служит приставка?  Приставка служит  для образования_________________________________

    - Как обозначается? Обозначается  _______

    При затруднении учитель показывает на доске обозначение приставки

    Проверка по слайду № 4

    -Давайте сравним свой вывод с авторским

    (Работа с правилом на стр. 60)

    -А чтобы плодотворно работать дальше, надо отдохнуть.

    Физминутка (Слайд№ 5)

    Назовите  ещё раз приставки в словах:

                 забежать

                добежать

                 пробежать

                 убежать,  выбежать (Слайд № 6)

    Ребята, Машенька ждёт нас в гости. 

    Поможем ей накрыть на стол?

    Какие действия будем выполнять? (накрывать, ставить, наливать, вытирать)

    5.Построение проекта выхода из затруднений.

    Вам предстоит сейчас помочь Маше подготовиться к встрече гостей.  Вот что вы должны сделать:

    Карточки для работы в группах:

    Подбери по смыслу приставки. Допиши приставки, дополни словосочетания.

    ______нести чашки. (при)

    ______ставить на стол. (по)

    ______тереть тарелки. (вы)

    ______лить чай. (на)

    ______резать пирог. (раз)

    6. Проверка работы, закрепление. (Слайд № 7)

    Какие приставки использовали для образования новых слов?

     

    А по традиции на русском столе должен быть… пирог!

    Мы его (что сделаем?)   Дети, подберите слова с приставками. (разрежем, разделим, раздадим)

    Какую приставку мы использовали в словах? Назовите.

    Угощение пирогом

    7.Рефлексия.

    -Какую цель мы ставили в начале урока?

    Чему научились?

    Ребята, когда уходим,  на прощанье
    Скажи простое…(до свиданья)

    -А какое у вас теперь настроение? Покажите.

         Дополнительный материал

    Игра «Да, нет».

    Приставка – это часть предложения.

    Приставка – это часть слова.

    Приставка стоит после корня.

    Приставка стоит перед корнем.

    Приставка пишется слитно.

    Приставка пишется раздельно.

    Приставка – это главная общая часть родственных слов.

    Приставка служит для образования новых слов.

    Ответы детей

    Дети записывают

    Ответы детей

    На столе у каждого ученика лежат «солнышко», «солнышко с тучкой», «тучка»

    Ответ детей

    Ответы детей

    Учитель радуется нашим успехам.

    Кто написал, подаёт знак.

    Развитие умения красиво и грамотно списывать предложение.

    Родственные слова (однокоренные)-одинаковый корень.

    - беж -Образование слов с помощью приставки.

    Узнать, что такое приставка.

    Научиться находить приставку в словах.

    Работа в парах.

    Работа с карточками.

    Часть слова

    Перед корнем

    Новых слов

    Работа с правилом

    Работа в группах

    Тихо, дружно.

    Ответы детей

    Ответ детей хором

    Оценивают себя

    Хоровой ответ: «Да», «Нет»

     личностные:

    формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

    Регулятивные: 

    - учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем;

    - принимать и сохранять учебную задачу;

    - осуществлять контроль по результату и способу действия.

     

    Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

    - строить речевое высказывание в устной форме

    Коммуникативные:  формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

    Предметные: - сформировать представление детей о приставке как значимой части слова;

    - находить приставку среди других частей слова;

    -  образовывать новые слова с помощью приставки.

     

    Познавательные: 

    - развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

    - строить речевое высказывание в устной форме;

    - выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;

    - устанавливать причинно-следственные связи;

    - делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

    -  моделировать информацию.

    Коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

    - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

    Личностные:

    учебно-познавательные мотивы;

    - учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи.

    Коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

    - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

    Личностные:

    - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка по теме: «Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса» (2 класс)

    Цель урока: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь....

    Конспект урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова". 2 класс

    Русский язык. Конспект урока с презентацией. Тема урока "Корень слова. Однокоренные слова". 2 класс, УМК Занкова, программа А,В,Поляковой....

    План-конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Окончание слова", 3 класс

    План-конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Окончание слова" предназначен для учителей, работающих по развивающей системе Л.В.Занкова и учителей, реализующих ФГОС....

    конспект урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

    Данный урок построен согласно требованиям ФГОС, в основе - деятельностный подход к обучению. Реализуются индивидуальные, парные и групповые формы работы с классом. Хорошо продумана контрольно-оценочна...

    Приставки. Логопедическое занятие. Образование слов противоположного значения при помощи приставки.

    Тема: Образование слов противо­положного значения при помощи приставок.Цели: 1) Учить образовывать новые слова при помощи приставок через собственные действия.2) Учить заменять приставки, придавая сло...