конспект урока русского языка "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Михайленко Мария Сергеевна

ввести понятие «приставка»; показать, что приставки образуют однокоренные слова с новым лексическим значением; учить определять значащую роль приставок в словах, образовывать слова с помощью приставок.Воспитывать доброжелательность.

Воспитывать приветливость, заботливость.

Воспитывать навыки этикета.

Формировать навыки общения с гостями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок русского языка32.02 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект открытого урока

по русскому языку

Подготовила  Михайленко М.С.

Тема:   Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки.

Тип урока – первичное усвоение новых предметных ЗУНов и УУД.

Цели: 

Образовательные: ввести понятие «приставка»; показать, что приставки образуют однокоренные слова с новым лексическим значением; учить определять значащую роль приставок в словах, образовывать слова с помощью приставок.

Воспитательные:

1. Воспитывать доброжелательность.

2. Воспитывать приветливость, заботливость.

3. Воспитывать навыки этикета.

4..Формировать навыки общения с гостями.

Интеграция с другими областями:

1. Игровая деятельность.

2. Экспериментальная деятельность.

 Оборудование:

- проектор;

- ноутбук;

- мультимедийная презентация;

- карточки для групповой работы;

- карточки для рефлексии;

- магнитная доска;

- макет теремка.

Планируемые результаты:

Предметные: - сформировать представление детей о приставке как значимой части слова;

- находить приставку среди других частей слова;

-  образовывать новые слова с помощью приставки;

Метапредметные

- познавательные: - развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

-  моделировать информацию;

- коммуникативные: - формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- регулятивные: - учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять контроль по результату и способу действия;

- личностные: - формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к  школе, к друг другу;

- учебно-познавательные мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Орг. момент.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут… . Сегодня я проведу у вас урок.

Какой у нас  урок?

- Какие принадлежности вам необходимы  для урока?

Что вы должны записать в тетради? (Число, классная работа)

      Психологический настрой к уроку.  

Русский человек всегда считался  и считается самым приветливым и гостеприимным. Любит гостей привечать. Это подтверждает пословица «Много гостей, много новостей» (Слайд №1)

Как вы понимаете эту пословицу?

(ответы)

У нас сегодня будет много новостей.

А с каким настроением отправляются в гости? (ответы)

За окошком солнышко, весна,

Улыбнитесь друг другу.

А с каким настроением мы отправимся в гости?

Поднимите карточки, покажите своё настроение.

Посмотрите на доску. Кто догадался, куда мы отправимся в гости? (в теремок)

Ребята, теремок не простой, сказочный. Кто может в нём жить?

Какую сказку вспомнили?

А в нашем теремке живёт…Машенька! (прикрепить на доску) Она встречает  гостей.

Какие слова надо знать, чтобы отправиться в гости?

«Помогите мне» - игра

В обмене добрых слов участвуйте и говорите слово… (здравствуйте)- учитель показывает рукой

Не проявляйте свою лень

 Сказать при встрече ...(добрый день)- учитель показывает рукой.

И Машенька вас приветствует и желает вам на уроке удачи

Прочитайте пословицу.

2.Минутка чистописания: (на доске)

уч  ач

Ученику – удача, учителю – радость.

-Как понимаете эту пословицу?

Спишите красиво пословицу. Обратите внимание на соединения букв. Сядьте прямо, правильно положите тетрадочки.

Подчеркните слово «радость»

Посчитайте, сколько в слове букв, сколько звуков. (Букв-7, звуков -6)

Почему?

 3.Актуализация знаний.

Ребята, а с кем мы отправимся в гости в теремок?

А поможет нам в этом учебник.

Стр. 59

Рассмотрите иллюстрацию.

Кто пошёл  в гости?

Назовите слова - названия действий:

Собака   что сделала? (прибежала, забежала) в теремок.

Воробей  что сделал? влетел, залетел.

Кот что сделал (догнал, влез)

(Слайд № 2)

Назовите ещё раз   слова

(Слайд №3)

Что называют эти слова? (слова – названия действий)

4.Постановка учебной задачи.

Работа со словарём. Упр. 64

По вопросам учебника        

-Сколько в списке слов, родственных слову –бежать?

Выдели корень у этих слов, назови.

Что такое корень слова?

Какая часть слова перед корнем?

Какой смысл она придаёт словам?

-Определите тему нашего урока.

Какой вывод можно сделать?

- Чему будем учиться?

Какие задачи стоят перед нами?

И так, чтобы сделать вывод, работаем в парах. У каждой пары карточка. Ответьте на вопросы. Допишите слова.

Карточки

1) Вопросы:

- Что такое приставка? Приставка – это ____________________

- Где стоит приставка?  Приставка стоит перед _______________________________

- Для чего служит приставка?  Приставка служит  для образования_________________________________

- Как обозначается? Обозначается  _______

При затруднении учитель показывает на доске обозначение приставки

Проверка по слайду № 4

-Давайте сравним свой вывод с авторским

(Работа с правилом на стр. 60)

-А чтобы плодотворно работать дальше, надо отдохнуть.

Физминутка (Слайд№ 5)

Назовите  ещё раз приставки в словах:

             забежать

            добежать

             пробежать

             убежать,  выбежать (Слайд № 6)

Ребята, Машенька ждёт нас в гости. 

Поможем ей накрыть на стол?

Какие действия будем выполнять? (накрывать, ставить, наливать, вытирать)

5.Построение проекта выхода из затруднений.

Вам предстоит сейчас помочь Маше подготовиться к встрече гостей.  Вот что вы должны сделать:

Карточки для работы в группах:

Подбери по смыслу приставки. Допиши приставки, дополни словосочетания.

______нести чашки. (при)

______ставить на стол. (по)

______тереть тарелки. (вы)

______лить чай. (на)

______резать пирог. (раз)

6. Проверка работы, закрепление. (Слайд № 7)

Какие приставки использовали для образования новых слов?

 

А по традиции на русском столе должен быть… пирог!

Мы его (что сделаем?)   Дети, подберите слова с приставками. (разрежем, разделим, раздадим)

Какую приставку мы использовали в словах? Назовите.

Угощение пирогом

7.Рефлексия.

-Какую цель мы ставили в начале урока?

Чему научились?

Ребята, когда уходим,  на прощанье
Скажи простое…(до свиданья)

-А какое у вас теперь настроение? Покажите.

     Дополнительный материал

Игра «Да, нет».

Приставка – это часть предложения.

Приставка – это часть слова.

Приставка стоит после корня.

Приставка стоит перед корнем.

Приставка пишется слитно.

Приставка пишется раздельно.

Приставка – это главная общая часть родственных слов.

Приставка служит для образования новых слов.

Ответы детей

Дети записывают

Ответы детей

На столе у каждого ученика лежат «солнышко», «солнышко с тучкой», «тучка»

Ответ детей

Ответы детей

Учитель радуется нашим успехам.

Кто написал, подаёт знак.

Развитие умения красиво и грамотно списывать предложение.

Родственные слова (однокоренные)-одинаковый корень.

- беж -Образование слов с помощью приставки.

Узнать, что такое приставка.

Научиться находить приставку в словах.

Работа в парах.

Работа с карточками.

Часть слова

Перед корнем

Новых слов

Работа с правилом

Работа в группах

Тихо, дружно.

Ответы детей

Ответ детей хором

Оценивают себя

Хоровой ответ: «Да», «Нет»

 личностные:

формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

Регулятивные: 

- учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять контроль по результату и способу действия.

 

Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- строить речевое высказывание в устной форме

Коммуникативные:  формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Предметные: - сформировать представление детей о приставке как значимой части слова;

- находить приставку среди других частей слова;

-  образовывать новые слова с помощью приставки.

 

Познавательные: 

- развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

-  моделировать информацию.

Коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные:

учебно-познавательные мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи.

Коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: «Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса» (2 класс)

Цель урока: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь....

Конспект урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова". 2 класс

Русский язык. Конспект урока с презентацией. Тема урока "Корень слова. Однокоренные слова". 2 класс, УМК Занкова, программа А,В,Поляковой....

План-конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Окончание слова", 3 класс

План-конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Окончание слова" предназначен для учителей, работающих по развивающей системе Л.В.Занкова и учителей, реализующих ФГОС....

конспект урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

Данный урок построен согласно требованиям ФГОС, в основе - деятельностный подход к обучению. Реализуются индивидуальные, парные и групповые формы работы с классом. Хорошо продумана контрольно-оценочна...

Приставки. Логопедическое занятие. Образование слов противоположного значения при помощи приставки.

Тема: Образование слов противо­положного значения при помощи приставок.Цели: 1) Учить образовывать новые слова при помощи приставок через собственные действия.2) Учить заменять приставки, придавая сло...