Приставки. Логопедическое занятие. Образование слов противоположного значения при помощи приставки.
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему

Белка Наталья Викторовна
Тема: Образование слов противо­положного значения при помощи приставок.

Цели: 1) Учить образовывать новые слова при помощи приставок через собственные действия.

2) Учить заменять приставки, придавая словам противоположное значение.

3) Активизировать и уточнять словарный запас.

4) Развивать произвольное внимание и навык самооценки.

Оборудование: стаканы с водой, ножницы, карточки,  мяч, презентация.

Ход занятия:

1.      Организационный момент и сообщение темы занятия.

 Выполним дыхательные упражнения, которые помогут настроиться нам на работу.

Дыхательные упражнения:

·         Медленный глубокий вдох через нос, руки при этом поднимаются через стороны вверх, потянуться на носках вверх, удерживая равновесие.

·         Задержать дыхание.

·         Медленно выдохнуть тёплую струю.

·         Задержать дыхание.

·         Снова медленный вдох, руки через стороны вверх.

·         Задержать дыхание, удерживая равновесие на носках.

·         Выдох в три порции.

·         Задержать дыхание. (Упражнение повторяется 3-4 раза.)

- Какое действие выполняла наша дыхательная система? (Вдыхала и выдыхала)

- С помощью чего образовали слова вдыхали - выдыхали? (С помощью приставок в-, вы-).

- Сделайте вывод, какая тема нашего занятия? (Приставки)

- Записали число, тему занятия: «Приставки».

- Зачем нужны приставки? (Чтобы образовывать новые слова)

-Молодцы!

2.      Решение проблемного вопроса. Работа на уровне слова.

1)      – «Вдыхали и выдыхали» - можно сказать, что это противоположные действия? (Да)

- Предлагаю научиться образовывать новые слова противоположного значения!

- Как вы это будете делать? Вы уже знаете? (Нет)

- Понаблюдайте и назовите, какие действия я буду выполнять?

- Я воду в стакан «Что делаю?» - наливаю.

- Я воду из стакана «Что делаю?» - выливаю.

- Назвать ещё раз слова – действия. (Наливать – выливать)

- Получились слова противоположного значения? (Да)

- Какие общие звуки в словах наливать – выливать?  От какого слова-действия образованы слова наливаю – выливаю? (Лить)

- Чем отличаются слова: выливать - наливать? (Приставками)

- Какими приставками? (вы – на)

2) - У каждого есть картинка-наклейка.

- Назвать предмет на картинке, правильно произнося все звуки, посчитать и сказать, сколько звуков в вашем слове. (Дети называют по очереди).

- Приготовили открытые тетради.

- Попробуйте сами выполнить противоположные действия с наклейками, лежащими у вас на столе. (Дети отклеивают).

- Наклейку сначала надо - отклеить.

- А затем приклеить наклейку в тетрадь, после записанной темы, по середине строчки.

-Назовите действия, которые вы сейчас выполняли. (Отклеить – приклеить)

- Какие общие звуки в словах отклеить - приклеить?  От какого слова-действия образованы слова отклеили - приклеили? (Клеить).

- Чем отличаются слова: отклеить – приклеить? (Приставками)

- Какими? (при – от)

- Что придаёт словам противоположное значение? (Приставки).

- Что вы сейчас делали? (Выполняли действия и образовали новые слова при помощи приставок).

 Запишите слова: налить – вылить, отклеить – приклеить.

- Обозначьте приставки. Молодцы!

- Приставки могут указывать на противоположное значение слова.

- Для чего служит приставка? (Для образования новых слов)

3) - Прочитать действие под картинкой слева.(Читает один).

-  Прочитать слово с противоположным действием на картинке справа. (Читает другой)

-Запиши слова, которые расположены над чертой, в два столбика.

- Обозначьте приставки.

- Как мы образовали слова противоположного значения? (С помощью приставок противоположного значения).

 ФИЗМИНУТКА

- Собрать алфавит по порядку из оранжевых букв. Не забывайте возвращаться глазами в правый нижний угол после каждой буквы.

3) - Прочитайте про себя слова в первом столбике, а затем во втором.

- Подберите к слову из левого столбика слово из правого столбика называем приставки. (Читаем по очереди).

Приехать              отбежать

Влететь                 уехать

Подбежать            отвязать

Привязать             вылететь

Запрыгнуть           спрыгнуть

- А сейчас вспомним эти пары слов (с перекидыванием мяча).

- Запишите понравившуюся пару слов. Обозначьте приставки.

- Как мы образовали новые слова? (Мы образовали новые слова при помощи приставок противоположного значения).

- Проверьте себя! Молодцы!

3.      Работа на уровне словосочетания и предложения.

1)      - Девочка Приставка предлагает: «Разделимся на две группы: одна группа вставляет приставки приближения в левый столбик, а другая приставки удаления в правый столбик».

- Каждая группа читает свой столбик про себя. Готовы?

- Читаем вслух по одному человеку от каждой группы.

Левый – 1 группа                                   Правый – 2 группа

___ плыть до берега                        ___ плыть от берега

___ ехать в город                             ___ ехать из города

___ шёл из школы                           ___ шёл в школу

___ нёс в комнату                           ___ нёс из комнаты

___  лезла в корзинку                    ___лезла из корзинки

-Молодцы!

- Запишите два словосочетания с противоположным значением. Обозначьте приставку.

- Проверьте себя! Молодцы!

- Как образовали слова противоположного значения? (С помощью приставок).

2)- Предлагаю поиграть в мяч, подобрав приставку к выделенным словам.

-Я читаю предложения со словами без приставок, а вы по очереди читаете предложение ещё раз, но уже с верно выбранной приставкой из скобок.

Птицы летели к кормушке (под -, от-).

Мама ставила цветы в вазу (по -, от-).

Маша несла вёдра до крыльца (до -, от-).

Собак лезла из конуры (вы -, за-).

Митя бежал от лодки (под -, от -).

- Напомните, как оформим предложение на письме? Запишите одно предложение. Обозначьте приставку.

- Проверьте себя! Молодцы!

5. Работа с  текстом.

- На маленьких карточках записаны слова «вышли», «ушла», «дошёл», «вышла», «подошла», «зашли». Карандашом выделите в каждом слове приставку.

 - Возьмите в руки ножницы и отрежьте от каждого слова приставку.

- В тексте пропущены слова «вышли», «ушла», «дошёл», «вышла», «подошла», «зашли».

 - Правильно вставьте приставки в слова, положив отрезанные части с приставками на текст. Работаем самостоятельно, читаем про себя.

Зазвенел звонок. Дети ___шли из класса. Учительница ___шла в учительскую. Коля ___шёл до библиотеки. Лена ___шла из столовой. Света ___шла к окну. Перемена закончилась. Все ___шли в класс.

- Проверьте себя! Вслух читаем по цепочке, по одному предложению и тут же переставляем приставки, если вы ошиблись.

- Молодцы!

6. Итог.

- Зачем мы изучаем приставки? (Чтобы научиться образовывать новые слова)

- Как вы себя оцениваете на занятии сегодня?

- Назовите, в каком месте ваш смайлик?

- МОЛОДЦЫ!!! 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приставки ВЫ ЛИТЬ - ОТ КЛЕИТЬ - НА ЛИТЬ ПРИ КЛЕИТЬ

Слайд 2

НАЗОВИ ДЕЙСТВИЯ ПО КАРТИНКАМ

Слайд 3

НАЗОВИ ДЕЙСТВИЯ ПО КАРТИНКАМ

Слайд 4

НАЗОВИ ДЕЙСТВИЯ ПО КАРТИНКАМ

Слайд 5

Птицы летели к кормушке (под-, от-). Мама ставила цветы в вазу (по-, от-). Маша несла вёдра до крыльца (до-, от-). Собака лезла из конуры (вы-, за-). Митя бежал от лодки (под -, от -) . ПОДБЕРИ ПРИСТАВКУ К ВЫДЕЛЕННЫМ СЛОВАМ

Слайд 6

Птицы под летели к кормушке . Мама по ставила цветы в вазу . Маша до несла вёдра до крыльца . Собака вы лезла из конуры . Митя от бежал от лодки. ПРОВЕРЬ СЕБЯ

Слайд 7

РАБОТА С ТЕКСТОМ Зазвенел звонок. Дети ___ шли из класса. Учительница ___ шла в учительскую. Коля ___ шёл до библиотеки. Лена ___ шла из столовой. Света ___ шла к окну. Перемена закончилась. Все ___ шли в класс.

Слайд 8

ПРОВЕРЬ СЕБЯ Зазвенел звонок. Дети вы шли из класса. Учительница по шла в учительскую. Коля до шёл до библиотеки. Лена вы шла из столовой. Света подо шла к окну. Перемена закончилась. Все во шли в класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие "Образование слов при помощи суффиксов

Фронтальное занятие для учащихся 2-3 классов с тяжелыми нарушениями речи....

"Образование слова при помощи суффикса и приставки" 2 класс

Тип урока:комбинированныйМежпредметные связи:Литература, естествознание, история.Методы и приёмы: словесный, наглядный, практическийЦели урока: - Закрепление  умений  учащихся образовыв...

Учебно-методический комплекс к уроку русского языка, 2 класс. Тема: "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. Различие приставки и предлога"

Цель деятельности учителя: ввести понятие «приставка», познакомить с функциями приставки; учить находить приставку в словах и выделять ее графически на письме; тренироваться в образовании слов с помощ...

Конспект логопедического занятия. Тема: «Обозначение мягкости согласных при помощи буквы Ь»

Цели:1. Развивать фонематический слух на основе выделения мягкого звука на конце слова.2. Совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза.3. Коррекция памяти, внимания, мышления....

Сценарный план урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Приставка как значимая часть слова. Лексическое значение приставок»

Сценарный план урока по русскому языку в 3 классе по теме : "Приставка как значимая часть слова. Лексическое значение приставок"...

Сценарный план урока русского языка в 3 классе по теме: «Приставка как значимая часть слова. Лексическое значение приставок»

Урок русского языка в 3 классе по теме "Приставка как значимая часть слова.Лексическое значение приставок"...