Сценарный план урока русского языка в 3 классе по теме: «Приставка как значимая часть слова. Лексическое значение приставок»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Колоколова  Людмила Владимировна

Урок русского языка в 3 классе по теме "Приставка как значимая часть слова.Лексическое значение приставок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pristavka.docx35.08 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарный план урока русского языка в 3 классе по теме:  «Приставка как значимая часть слова. Лексическое значение приставок»

ЦЕЛЬ УРОКА: организация совместной деятельности учащихся с целью знакомства с частью слова -  приставкой.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Предметные:

  • создать условия для  формирования  представлений детей о приставке как значимой части слова;
  • обеспечить усвоения учащимися умения находить приставку среди других частей слова, образовывать новые слова с помощью приставки;
  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.

Метапредметные:

  • познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;
  • коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.

    Личностные:

  • формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

ТИП УРОКА: урок открытия новых знаний.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс, презентация к уроку;

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметные: на уроке ученик получит знания о приставке как значимой части слова;

научится находить приставку среди других частей слова; образовывать новые слова с помощью приставки.

Метапредметные:

  • познавательные: ученик получит возможность учиться добывать информацию; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии; строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи;
  • коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
  • регулятивные: ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу;  преобразовывать практическую задачу в познавательную; осуществлять итоговый контроль по результату;

Личностные:

  • ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

I. . Мотивирование к учебной
деятельности

Цели: 

– создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

                           

Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

Давайте улыбнёмся друг другу и началу нового урока. И  с хорошим настроением приступим к работе.

II.Актуализация знаний и фиксация затруднений деятельности. 

Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала.

- Послушайте, пожалуйста, притчу.

Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь новое знание, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» В чем сила этих слов? Что это значит?

Сегодня мы будем учиться новому, опираясь на старые знания. И девизом нашего урока будут такие слова: «Грамоте учиться всегда пригодится»

- Желаю работать на уроке активно, аккуратно и найти путь к новому секрету русского языка.

 1.Минутка чистописания.

- Откройте тетрадь, запишите число и классная работа.             Слайд 2

-Сегодня у нас на уроке присутствует всем нам известный гость, отгадай, как его зовут? Слайд 3

У отца был мальчик странный,

Необычный, деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный,

Кто же это?

- Буратино забыл, как писать букву Б, давай ему напомним, возьмите в руки ручку и пропишите в воздухе заглавную и строчную буквы б.

- Охарактеризуйте звук «б»      Слайд 4

- А теперь пропишите  заглавную  и строчную  буквы в тетради.

2. Работа со скороговоркой.  Слайд 5

- Посмотрите на экран. Прочитайте скороговорку.

Белые бараны били в барабаны.

- Напишите скороговорку в тетради. Выделите главные члены предложения.

3. Работа над однокоренными словами.

Подберите к слову «барабаны» однокоренные слова. (Барабаны, барабанчик, барабанный, барабанщик).

Запишите эти слова в тетрадь. Выделите корень. А какое получится слово, если мы добавим слог  -за? (Забарабанит)

III. Постановка  учебной  задачи.

 

Цель:

 организовать формулировку темы, цели урока.

- Запишите слово «забарабанит» и  попробуйте разобрать  его по составу.

- Достаточно ли тех знаний, что мы имеем? Всё ли слово мы можем разобрать? Что мы не можем выделить?

-  О чём мы будем говорить на уроке, вы узнаете, послушав стихотворение.

Мы приставимся всегда,
Лишь к началу слова.
И меняем без труда
Смысл его на новый.
В речи – очень много нас:
У, ЗА, ДО, ПО, БЕС, НЕ, РАЗ.
И еще другие есть,
Всех нас трудно перечесть.
И запомните, друзья,
В языке без нас нельзя!   (Приставки).
Слайд 6

Как же будет звучать тема нашего урока? Какую цель мы перед собой поставим?

 -Узнать, что такое приставка?

- Для чего служит приставка?

-Узнать место приставки в слове;

Научиться находить и выделять в словах приставки.

IV.  Построение проекта выхода из затруднения (открытие детьми нового знания и способов действия)

Цели:

– организовать поиск решения учебной проблемы с использованием побуждающего к выдвижению и проверке гипотез диалога.

Слайд 7

Приставки в языке у нас

Живут с древнейших пор.

И мы о них, дружок, сейчас

Начнём наш разговор.

Все достоинства обсудим

И похвалим от души,

Как использовать их будем,

Сам скорее расскажи!

Исследовательская  работа           слайд 8

1. Фронтальная работа.

На слайде:

Переходит, подходит, входит, выходит, обходит, уходит

-Докажите, что данные слова являются однокоренными. Объясните различие в лексическом значении однокоренных слов.       Слайды 9-10

- Какая часть в каждом слове внесла новый оттенок значения и образовала новое слово?

- Где находится эта часть в слове: перед корнем или после корня?  Как называется эта часть слова?

2. Работа по учебнику

Стр. 84  Правило

Стр. 85 Таблица приставок, которые всегда пишутся одинаково.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Цели:

– организовать применение нового знания;

 организовать выполнение самостоятельной работы;

1. Фронтальный опрос

- Как называется часть слова, которая стоит перед корнем?  

- Для чего она служит?

- Как нужно действовать, чтобы правильно написать приставку?

2.Работа по карточке  № 1

Вставьте подходящие по смыслу приставки:

…ступила осень. В воздухе     …холодало.

С деревьев …летает листва.    …летные птицы  …летают  в теплые края.

Физкультминутка

Цель: здоровьесбережение

Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цели:

 Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий

– организовать самопроверку;

1.Работа по карточке №2

…бежал за угол

…бежал из дома                  

…бежал первым

…бежал через дорогу          

 …бежал от края

Подсказка:

За -     вы -    при -    пере -      от -       про -

VII. Включение в систему знания и повторение

Цели:

– Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового способа действий;

- организовать выполнение самостоятельной работы;

1. Фронтальная работа

- Внимательно посмотрите на слова, которые я буду показывать. Если я покажу слово, в котором есть приставка, вы хлопаете в ладошки. Если покажу  слово, в котором нет приставки, вы сидите тихо.

делать, сделать, вез, отвез, вывез,  занес, нес, принес, мороз, заморозил.

2.Самостоятельная работа

(работа в р/т с. 45 упр. 110)

   VIII. Итог урока

-Какова была тема урока?

- Для чего нужно знать части слова, уметь находить их в слове?

Тест

1.        Приставка – это:

а) главная часть слова  

м) значимая часть слова  

2. Приставка стоит:

о) перед корнем  

б) после корня

3. Приставка служит:

а) для связи слов в предложении  

л) для образования новых слов

4. Приставка – это:

а) изменяемая часть слова  

о) неизменяемая часть слов

5. Чтобы найти приставку в слове надо:

а) изменить форму слова

д) подобрать однокоренные слова

6. В каком слове есть приставка:

е) записка

б) замок

7.Пристаки со словами пишутся:

о) раздельно

ц) слитно

Если вы правильно выполнили тест, то у вас должно было получиться слово «Молодец». Правильно ли  вы выполнили задания? Молодцы!

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

– зафиксировать новое содержание урока;

– организовать рефлексию собственной учебной деятельности.

Буратино доволен вашей работой на уроке и просит вас  оценить свою работу:

Поставьте на полях «+»  - если вам всё понятно,  «-» - если вы сомневаетесь и «?» - если вам было не понятно.

Если не было затруднений, то хлопни 1 раз;

Если испытывал затруднения – хлопни 2 раза.

Если не смог выполнить – хлопни 3 раза.

X. Домашнее задание

Цель:

– организовать выполнение д/з.

Правила с. 84-85 упр.156

 Вставить приставки в слова,  списать словосочетания и выделить приставки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс по теме "Приставки и предлоги".

Урок с использованием АМО (активных методов обучения)....

Разработка урока русского языка 2 класс по теме "Приставка и предлог"

Тема: « Правописание предлогов и приставок»Цели:Образовательные: повторить и закрепить знания о правописании приставок и предлогов; их слитное и раздельное написание.Развивающие: развивать речь ...

урок русского языка (4 класс) по теме «Одушевлённость – неодушевлённость существительных как особое грамматическое значение существительных» (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова) Учебник В.В.Репкина, Е.В.Восторговой, Т.В.Некрасовой

Цели:1. Познакомить с новым грамматическим значением существительных –  одушевлённость, неодушевлённость 2. Развивать способность к анализу и обобщению, находчивость, сообразительность; развивать...

Сценарный план урока русского языка в 3-м классе по теме «Правописание букв О-Ё после шипящих в корне» с презентацией

Сценарный план  урока русского языка  в 3-м классе  по теме  «Правописание букв О-Ё после шипящих в корне» с презентацией...

Сценарный план урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Приставка как значимая часть слова. Лексическое значение приставок»

Сценарный план урока по русскому языку в 3 классе по теме : "Приставка как значимая часть слова. Лексическое значение приставок"...

Урок русского языка 3 класс "Понятие об имени прилагательном как части речи. Значение и употребление в речи".

Предмет: русский язык.Тип урока: открытие нового знания.Тема: «Понятие об имени прилагательном  как части речи. Значение и употребление в речи».Класс: 3Цель: формирование знаний об им...

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему "Приставка" УМК "Школа России"

Здесь представлен конспект урока по русскому языку 3-го класса...