Конспект урока по русскому языку,"Корень слова. Однокоренные слова" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Урок закрепления знаний. Уточнение представлений о понятиях "корень слова, однокоренные слова". Устранение обнаруженных пробелов в знаниях, достижения положительных результатов в самостоятельной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_gorono.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                               Конспект урока




Этапы работы


Содержание этапа

1.

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:     эмоционально настроиться на  предстоящую учебную деятельность, на совместное сотрудничество с одноклассниками.             

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке обучающихся к продуктивной работе.

Задачи: настроить обучающихся  на продолжительную продуктивную работу; создать положительный  эмоциональный настрой  у обучающихся; напомнить обучающимся о правилах посадки  при письме;                                   Методы: словесный, стимулирования                                     Форма работы: фронтальная

 Результат: готовность обучающихся к активной деятельности на уроке.

Регулятивные действия: обеспечение обучающимися организации их учебной деятельности, эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.


Учитель: Возьмите за руку того, кто сидит вместе с вами за одной партой. Закройте глаза и молча, пожелайте своему товарищу   что – нибудь   приятное, доброе, удачи в работе. С этим прекрасным настроением я предлагаю начать наш урок. Если возникнут трудности в работе, мы всегда придём друг другу на помощь.

Учитель: Открываем тетради. Соблюдаем  наклон   и правила посадки при письме. Записываем: -- февраля. Классная работа.






2.

































3.






























4.

 Актуализация опорных знаний.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: вспомнить  и применить на практике изученный материал  

Цели и  задачи, которые  учитель хочет достичь на данном этапе: развитие умения выполнять задание самостоятельно, применять изученные правила на практике.

 Методы: вводная  беседа, создание проблемной ситуации; волевые (формирование рефлексивности); эмоциональные (поощрение).               

 Форма работы: индивидуальная, парная.                                

Предметный результат: систематизация   изученного  материала, способность находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила, готовность обучающихся  к изучению нового материала.  

Коммуникативные УУД: принимать участие в работе парами, допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению.

Познавательные УУД: полноценное понимание и выполнение действий, сравнение с эталоном.

Регулятивные УУД: действие по намеченному плану, сохранение учебной задачи на данном этапе урока.

Личностные УУД: уметь проводить взаимопроверку на основе критерия  успешности учебной деятельности.


Формулировка темы и цели урока.


 Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: формирование у обучающихся умений ставить цели и прогнозировать результат своей деятельности. 

Цели и  задачи, которые  учитель хочет достичь на данном этапе: создать условия для формирования обучающимися темы и цели урока; организация диалога с обучающимися, формулирование задач урока.

Коммуникативные УУД: формирование умений работать в парах,  договариваться, приходить к общему решению.

Личностные УУД: воспринимать речь учителя, непосредственно не обращенную к ученику, выражать положительное отношение к процессу познания - проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Методы: словесный, объяснительно- иллюстративный, проблемный, мотивации.

Методы мотивации: волевые (формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, прогнозирование будущей деятельности  

 Форма работы: фронтальная.

 Результат:  причинно-следственные связи  и значимость изучаемого материала установлены;  тема  и цель урока  сформулированы обучающимися в сотрудничестве с учителем.

Формирование новых знаний.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:  уточнение представлений о понятиях «корень слова», «однокоренные слова»;

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе: добиться осмысленности усвоения учебного материала, помочь обучающимся осознать ценность совместной деятельности, содействовать развитию у школьников коммуникативных способностей.

Методы: словесный, демонстрационный, практический, частично- поисковый, эмоциональный.


Учитель: на слайде записаны словарные слова. Какие задания вы можете предложить выполнить? (слайд №1:Учиник, зовод , дарога, девочька, пинал, мидветь.) В этих словах я заметила 9 ошибок.

Запишите их верно. (Обучающиеся самостоятельно работают)

Учитель: выполните взаимопроверку:                                                         (Дети обмениваются тетрадями и выполняют проверку написанного ручками зелёного цвета.)

Учитель: все ли 9 ошибок удалось вам обнаружить? Не возникло ли у вас сомнения?

Дети: ошибок было меньше. Вы хотели проверить нашу внимательность.

Учитель: Какие изученные орфограммы вам встретились в данных словах?                                                                                                                                     Дети:   Нам встретились  орфограммы –  непроверяемая безударная гласная в корне слова; парная согласная в конце слова, сочетания  -чк.

(слайд №2:  Ученик, завод , дорога, девочка, пенал, медведь.)

- Кто написал без ошибок? Молодцы! Кто допустил 1-2 ошибки? (Повторить написание словарных слов) Кто допустил более 3-х ошибок? (будем заниматься дополнительно)

Учитель: удалось нам справиться с заданием?  Зачем проводили словарную работу?  

Дети: чтобы быть грамотными и не допускать ошибок в словарных словах.

Коррекция: в ходе проверки написания словарных слов учитель вместе с обучающимися анализирует допущенные ошибки с использованием орфографического словаря.

Постановка проблемы:

Учитель: Что еще вы заметили на слайде?  Как вы думаете, почему      

                  некоторые буквы в словах уже подчеркнуты?  

Дети: Если их соединить, то получится слово «корень» .

Учитель:  что можете сказать о слове «корень»? Какое значение имеет это слово? (многозначное)

Коррекция: при затруднении обратиться к презентации (слайды №3,4,5,6)

Учитель: постарайтесь определить тему и цели урока.

Дети:  Мы изучаем тему «Корень слова, однокоренные слова», будем

            учиться находить корень слова в группе однокоренных словах,

            видеть и подбирать самостоятельно однокоренные слова.

Учитель: для чего это нужно?

Дети: чтобы хорошо владеть русским языком и не допускать ошибок при  

            письме.





Постановка проблемы.

 Учитель: Однажды сказочник пригласил к себе на работу  слова:  соль,  гору  и пятно. Слова должны были придти не одни, а  с  родственниками.  И  вот  кого привели с собой слова: (слайд №7)

Соль                   Гора                    Пятно                

солист                горняк                  пятнистый          

солонка               горе                     пять                

Сказочник увидел некоторых родственников и отправил их домой.

 - Кого отправил Сказочник и почему? (работа в парах)






















5.















6.




























7.


























8.

















Форма работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Результат: выработка умений оперировать полученными знаниями, решение практической и теоретической задач.

Коммуникативные УУД: умение объяснять свои действия, вести диалог, выслушивать оппонента, аргументировать свою точку зрения, признавать правоту другого.

Познавательные УУД: выявлять особенности разных слов в процессе работы.

Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата.





Физминутка.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:   снять утомление мышц туловища, уметь переключать внимание.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе: использовать здоровьесберегающие технологии с целью сохранения здоровья обучающихся, мобилизовать внимание к дальнейшей работе.

Методы: словесные, наглядно-демонстрационные.

Результат: готовность детей к дальнейшей плодотворной работе.                                                                                                                                                                                                                                                           

Формирование практических навыков.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: научиться самостоятельно выполнять задания, находить пути  их решения, применять изученные правила на практике.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе: установить степень усвоения обучающимися нового материала; устранить обнаруженные пробелы; обеспечить достижение положительных результатов в самостоятельной деятельности.

Методы: словесный (беседа, работа с карточками), демонстраций, практический.

Форма работы: индивидуальная, дифференцированная.

Результат: определить практический уровень овладения материалом.

Коммуникативные УУД: умение объяснять свои действия.

Познавательные УУД: умение ориентироваться  в предложенных  заданиях.

Регулятивные УУД: учиться делать выбор по предложенному материалу, рассчитывать свои возможности на основе полученных знаний.




Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: оценить значимость своих учебных действий

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе: создать условия для развития у школьников умения разумно и объективно анализировать свою учебную деятельность, содействовать осознанию того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Методы: словесный (беседа), волевые(самооценка и коррекция своей деятельности).

Форма работы: фронтальная.

Результат: осознание обучающимися своих учебных действий.

Регулятивные УУД: оценка своих достижений, осознание трудностей, умение адекватно воспринимать оценку учителя.

Личностные УУД: учебно - познавательный мотив изучения русского языка, ориентация на понимание причин успеха в учебе, проявление интереса к новому материалу, развитие способности к самооценке на основе критерия успешности обучения.

Домашнее задание.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: понять цель, содержание и способы выполнения домашнего задания; записать д/з.

 Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе: помочь обучающимся осознать цель, содержание и способы выполнения домашнего задания.

Методы: словесный .

Форма работы: фронтальная.

Результат: осознание цели, содержания и способа выполнения домашнего задания.

 Дети: Сказочник отправил домой слова солист,  горе, пять, т.к. эти слова не

            являются родственными, они не близки по смыслу.

Учитель: Запишите только родственные  слова, выделите корень.

  Коррекция: в ходе проверки написания учитель вместе с обучающимися анализирует допущенные ошибки с использованием «Толкового словаря» Ожегова С.И.(зачитывает обучающийся)                  

                   Проверьте свою работу (слайд №8)

Учитель: какие слова называются однокоренными? ( дети рассказывают правило)

2) Работа по учебнику (упр.109, стр.54)

    Открыть стр.54, прочитать задание. Кому задание непонятно? (объясняю еще раз). Выполняем самостоятельно.

- Прочитайте выписанные слова. Проверьте свою работу (слайд №9) Кто не допустил ошибок? У кого возникли затруднения?(Пожелание быть более внимательными, знать правило.)

Учитель: зачем выполняли данное упражнение?

Дети: учились видеть родственные слова, выделять корень слова.





Самостоятельная (дифференцированная ) работа.

Учитель: Перед вами лежат карточки. Рассмотрите все задания на них. Выберите карточку, в которой хотите поработать.

      Карточка №1

  • Прочитайте слова:
  • Лес, лесной, перелесок, лесок, лесник.
    Море, моряк, морской.
    Слово, словарный, словарик.
  • Найдите в словах общую часть.
    Выделите общую часть (корень).

        Карточка №2

  • Прочитайте слова:
  • Рука – ручонка, ручонка – ручей.
    Нож - ножонка, ножонка – нога.
  • Какие из записанных  пар слов являются однокоренными, а какие – нет.
  • Выписать только однокоренные слова.

                    Карточка №3

  • Докажи, что эти слова однокоренные. Выдели корень:
       Сахар – сахарница, соль – солонка, хлеб – хлебница.
  • Напиши к следующим словам однокоренные: домик, стол, ручка, дуб,глазик, река.

Учитель: закончили работу. Оценки узнаете после проверки тетрадей. (Обучающиеся сдают тетради).

    1.  Какие цели ставили в начале урока?

Удалось ли нам их достичь? (дети ставят на полях тетради ! знак)

Остались ли затруднения? (дети ставят на полях тетради ? знак. Чем предлагаете заняться на следующем уроке? Какую задачу  для себя поставите?)

      2.    (экран рефлексивности) Постарайтесь дать ответы:


- Я узнал…


            - Я могу…

            - Я хочу…





Учитель: для того, чтобы закрепить полученные сегодня знания, я предлагаю выполнить следующее домашнее задание на выбор:

-упр.110 – подобрать однокоренные глаголы к существительным;

- упр. 111- подобрать однокоренные прилагательные к существительным.

Откройте дневники и запишите выбранное вами задание. Спасибо за урок.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 имени А.М.Горького»

                                     Корень слова. Однокоренные слова.

Мой новый урок.

Кудинова Наталья Николаевна, учитель начальных классов, I категория.

Городской округ город Фролово, 2013 г.

                                                                                              Пояснительная записка.

Данный урок проходил во 2 классе, УМК система развивающего обучения Л.В.Занкова. Автор учебника: А.В.Полякова, 2 часть, 5 часов в неделю, всего 160 часов, используется презентация, интерактивная доска, компьютер, словари: Ожегова С.И., орфографический.

Тема работы: «Корень слова. Однокоренные слова.»

Этапы урока: организационный – эмоциональная настройка на предстоящую учебу, метод: словесный, стимулирования;

                      -  актуализация опорных знаний – вспомнить и применить на практике изученный материал, метод: вводная беседа, создание  

                        проблемной ситуации, волевой, эмоциональный;

                      - формулирование темы и цели урока – формирование у обучающихся умения ставить цели и прогнозировать результат своей  

                         деятельности, метод: словесный, объяснительно- иллюстративный, проблемный, мотивации;

                      - формирование новых знаний – уточнение представлений о понятиях»корень слова», «однокоренные слова», метод: словесный,

                        демонстрационный, практический, частично - поисковый, эмоциональный;

                      - физминутка – снятие утомления мышц туловища, переключение внимания, метод: словесный, наглядно – демонстрационный;

                      - формирование практических навыков – самостоятельное выполнение заданий, нахождение путей их решения, применение

                        изученных правил на практике, метод: словесный, демонстрационный, практический;

                      - итог урока. Рефлексия учебной деятельности – оценить значимость своих учебных действий, планирование задач на

                        следующий урок;

                      - домашнее задание – понять цель, содержание и способы выполнения домашнего задания; метод: словесный.

В классе 25 учеников. Из них 14 мальчиков, 11 девочек, 5 учеников обучаются повторно (второгодники). Тринадцать семей принадлежат к статусу «малообеспеченных», 6 учеников – из многодетных семей, 2 ученика – опекаемые. По уровню развития 18 человек имеют низкий уровень развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова"

Урок русского языка во 2 классе с использованием презентации....

Конспект урока по русскому языку "Корень слова" 2 класс

Урок с использованием проблемно-технологической технологии....

Технологическая карта урока по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова" 2 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова" 2 класс УМК "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова"

Конспект составлен к программе "Планета Знаний"...

Конспект урока по русскому языку "Корень слова" (3 класс)

Конспект урока по русскому языку "Корень слова" (3 класс)...

Конспект урока по русскому языку "Корень слова, однокоренные слова" 2 класс

Данный конспект поможет учителю при подготовке к уроку русского языка во 2 классе "Корень слова, однокоренные слова"...