Конспект урока по русскому языку "Корень слова. Однородные слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Коптева Татьяна Юрьевна

Конспект урока русского языка во 2 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yaz.2kl.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 - 1-

Конспект урока русского языка во 2 классе.

Учитель: Коптева Т.Ю.

Тема: «Корень слова. Однородные слова»

Цель: углубление знаний детей об однородных словах, о корне слова.

Задачи:

Образовательные:

- обобщение и систематизация знаний о понятиях «однокоренные слова», «корень слова»;

- составление алгоритма выделения корня в однородных словах;

- расширение и обогащение словарного запаса учащихся;

Развивающие:

- развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова по двум признакам;

- развитие умений работать со словарем;

- развитие орфографической зоркости;

- развитие мыслительных операций, умение четко и правильно выражать свои мысли;

- формирование ИКТ компетентности;

Воспитательные:

- воспитание потребности в знаниях и любви к предмету;

- воспитание умения работать в коллективе;

- воспитание чувств взаимопомощи, умение слушать своих товарищей.

1. Мотивация к учебной деятельности.

К уроку готовы?

Давайте сегодня вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок. Ведь нам предстоит разобраться в трудных вопросах. Улыбнитесь себе и окружающим, пожелайте всем удачи.

1) Чистописание.

Сс

Назовите букву.

Какой звук она обозначает?  [c] [c’]?

Дайте характеристику эти звукам.

Прочитайте предложение:

Спустя рукава .

Что записано?

(фразеологизм)

Что такое фразеологизм?

Когда так говорят? Значение фразеологизма.

(Относиться к делу неохотно,работать кое-как,с ленцой)

Запишите фразеологизм.

2) Словарь.

На доске записаны слова:

К…вёр,  …сина,  р…бина,  веет…р,  ст…кан,  скат…рть.

Прочитайте слова.

Какое задание можно предложить к ним?

(вставить пропущенные буквы).

Запишите слова. Если возникнут трудности ,пишите простым карандашом.

(1 ученик на индивидуальной  доске)

Проверка: светофоры.

У кого возникли трудности ?

В каком слове?

Можно ли проверить написание этих слов?   (нет)

Почему?

(Их надо запомнить).

А если вы сомневаетесь, что правильно написали, что надо делать?

(Проверить по словарю, интернет, спросить у учителя, родителей). Какой словарь нам поможет?

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

1)Как вы думаете, почему некоторые слова подчёркнуты? Что заметили?

(Если их соединить, то получится слово “ корень”).

Какое значение имеет это слово?

(Корень- часть растения

Корень-часть слова…).

В каком словаре можно узнать лексическое значение слов? У кого дома есть такой словарь?

(После ответов детей прочитать значение слова “корень” в словаре Ожегова)

2) На доске пословица:

Человек без дружбы,что дерево без корней.

Прочитайте предложение.

Что записано? (Пословица.)

Какой  смысл пословицы?

Запишите пословицу.

(1 ученик на доске).

Как вы думаете, какое отношение слово “корень” имеет к русскому языку?

(Это часть слова).

Почему я спрашиваю о корне?

(Мы начали изучать тему  “Корень.  Родственные слова.”

Сформулируйте тему урока.

( Корень. Однокоренные слова).

Что вы знаете о корне?

(Корень-это общая часть родственных слов).

А что вы знаете о родственных словах?

(Они близки по смыслу и имеют общую часть  - корень).

Всё ли вы знаете?  (нет)

Какая цель нашего урока?

(Научиться подбирать родственные слова, выделять корень).

Зачем?

(Грамотно писать, есть орфограммы в корне).

Какие орфограммы уже знаем?

Информации много, надо её систематизировать, чтобы удобно было пользоваться.

Что нам может в этом помочь?

(Схемы, алгоритм, таблицы).

3) Проверка домашнего задания.

На доске дерево с выполненным заданием.

Дети самостоятельно проверят (слова с корнем –сад-).

-У кого  возникли трудности при выполнении задания?

Как доказать ,что слова близки по смыслу?

-Назовите лексическое значение  слов: -сад-.

Сад – участок земли, засаженный деревьями, кустами.

Рассада – молодые растения, выращенные в особых условиях, предназначенные для пересадки на гряды.

Посадки – растения посаженые человеком.

Садовод – специалист по садоводству.

Садовник – работник по уходу за садом.

- Кто пользовался словарём? Каким? Интернетом?

4.Постановка проблемы.

Подберите родственные слова к слову осина (устно).

Осина, осиновый, осинник, подосиновик.

Докажите, что эти слова родственные.

(Близки по смыслу, одинаковый корень).

Докажите, что слова близки по смыслу. Назовите лексическое значение.

(Осина – лиственное дерево,

осинник –осиновй лес.

подосиновик (осиновик)- гриб)

                                     

-Какой словарь нам поможет в подборе и правильном написании родственных слов?

Работа со словарём.

Найдите в словаре слова, родственные слову осина, прочитайте.  Значение каких слов непонятно?

-Спишите слова, выделите корень.

2) На доске слова (карточки)

 горка                                            -Прочитайте  слова.

 горный

горелка

горняк

загорелся

Проблема: Родственные ли это слова?

Чтобы ответить на этот вопрос выполним задание:

Значение каких слов не понятно?                                              (  1 ученик на индивидуальной доске).

Разделите слова на 2 группы, запишите.

Выделить корень.

Какой корень у слов 1 группы (-гор-).

Какой корень у слов 2 группы (-гор-).

Подберите рисунки к словам  1,2 группы.                      

Сделайте вывод.      

 (У слов может быть одинаковый корень , но разное значение. Эти слова не родственные.)

5.Включение в систему знаний.                                                              

1) “ Родственники’’ ли эти слова?

     рис – рисунок

     вода – водитель

     гора - горе

2) Работа с учебником?

Упражнение 359 страница 57.

Разделите  слова на 2 группы (устно) по значению:

вода                                водитель

водный                          водит

водичка                         шофёр

жидкость                      таксист

кипяток

Родственные ли слова 1 группы, а 2?(Нет)

Почему?

Сделайте вывод. (Они близки по смыслу, но разный корень).

Назовите однокоренные слова.

Запишите их в 2 столбика.

Выделите корень.

3) Составление алгоритма.

Для чего он нужен?

(Научиться выделять корень). Зачем?                                           Схемы на доске.

4) Карточка 1.(Работа в паре).                                                          

Найти родственные слова.

Выделить корень (в карточке).

(Самопроверка)

Записать родственные слова в тетрадь, выделить корень .

6.Рефлексия учебной деятельности.

1).Над какой темой продолжили работу сегодня на уроке?

2). Чему учились на уроке?

3). Как определить корень слова?

4). О чём бы вы ещё хотели спросить меня по теме урока?

5). Был ли для вас урок полезным? Почему?

6).Испытывали ли вы трудности? Что вам помогло с ними справиться?

7).Оцените свою работу на уроке.

7.Домашнее задание:

1)Карточка

2)Подобрать слова с корнем – сад-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку Тема урока. Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов.

Конспект урока по русскому языку        Тема урока. Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов. школа 21 века 1 класс...

Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока русского языка "Корень слова. Однокоренные слова. Обобщение" 2 класс

Данный материал направлен на обобщение знаний по теме "Корень. Однокоренные слова". Мотивирует учащихся к качественному выполнению заданий, так как у каждого ученика распустится цветок настроения....

Конспект урока русского языка "Состав слова. Разбор слова по составу"

Тема урока: Состав слова. Разбор слов по составу. Цель деятельности учителя: - организовать совместную деятельность учащихся с целью повторения и углубления знаний . Планируемые результаты: - Пред...

Конспект урока по русскому на тему Однородные члены для 4 класса

Урок разработан с использованием современных образовательных технологий (проблемное обучение, дидактическая игра, обучение в сотрудничестве, ИКТ)....

Конспект урока по русскому языку. Тема:"Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова". 1 класс. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умений различать парные звонкие и глухие согласные звуки; проведение наблюдений за произнесением парных звонких согласных в конце слова; знакомство со способом ...