Конспект урока русского языка "Корень слова. Однокоренные слова. Обобщение" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Фрольцова Светлана Владимировна

Данный материал направлен на обобщение знаний по теме "Корень. Однокоренные слова". Мотивирует учащихся к качественному выполнению заданий, так как у каждого ученика распустится цветок настроения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_russkiy_yazyk_2_klass.doc568.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №2067

http://ds12.caduk.ru/images/cvetik-semicvetik.gif

Урок русского языка во  2-а классе  по теме:

«Корень слова. Однокоренные слова».

Подготовила и провела:

                                               учитель начальных классов

                                         Фрольцова С.В.

                           

                             

17 марта

2014 - 2015 год

Тема: «Корень слова. Однокоренные слова».

(урок обобщения и систематизации знаний)

        Обучение осуществляется  по учебнику Зелениной, Хохловой  «Русский язык», 2 класс (2 часть).

Цель урока:

  • Обобщить знания детей об однокоренных словах, о признаках однокоренных слов. Выявить уровень знаний детей по данной теме.

Задачи урока:

  • Совершенствовать   умение выделять корень в слове;
  • Практически знакомить с механизмом образования слов;
  • Развивать умение находить в тексте однокоренные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями;
  • Развивать речь, орфографическую зоркость, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать.
  • Отрабатывать каллиграфию письма;
  • Воспитывать умения общаться и работать в группах.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, разноуровневые карточки, цветочки, цветные карандаши, учебник русского языка.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Звучит музыка Чайковского «Март». Учитель читает стихотворение.

Ещё земли печален вид,          

А воздух уж весною дышит,

И мёртвый в поле стебль колышет,

И елей ветка шевелит.

Ещё природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась...         (Ф. Тютчев)

-Ребята, давайте и мы улыбнемся друг другу, я рада  видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! - За окном весна – пора оживления природы, пора цветения. И сегодня на уроке каждый из вас сможет вырастить свой необычный цветок.

- Скажите, а с  каким настроением вы начинаете урок? Свое  настроение я предлагаю каждому из вас выразить, раскрасив лепесток № 1  у цветка, который лежит перед вами  на столе.

(Красный  цвет - настроение отличное, желтый - хорошее, синий - грустное.)

- Ребята, я вижу,  что не у всех настроение в начале урока отличное,  давайте проведем наш урок так, чтобы в конце урока у вас настроение было прекрасное.

II. Сообщение темы и целей урока

- Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы, начатой на предыдущих уроках. Напомните ее пожалуйста . (Корень слова. Однокоренные  слова.)

  -  Какая задача стоит перед нами при изучении этой темы? Что вы должны научиться?  (учиться выделять корень, находить однокоренные слова).   

 III. Чистописание

                  -Какие времена года вы знаете?

- Какое время года наступило? Какое число?

- Да, действительно  сегодня 17 марта и поэтому мы отправляемся к весне   в гости.

-Откройте тетради и запишите число.

-А в гости мы ходим, с каким настроением?  (С весёлым, весенним.)

- И, наверное, вы догадались, какую букву мы сегодня будем писать на минутке чистописания?

В   в

-Какой звук обозначает буква «Вэ» в слове весна? (Согласный, звонкий,  мягкий). –Пропишите в тетрадях заглавную и строчную буквы.

-Прочитайте слова.

Весна, веснушки, весёлый.

-Что вы можете сказать о данных словах? (Они однокоренные)

-А все ли они являются однокоренными? (Нет.)

-Какое слово лишнее? (Весёлый.) А почему? (Оно не является родственным, т. к. нет общей части – корня).

-Запишите однокоренные слова. Выделите корень. Но не забывайте о правиле письма. Сядьте ровно, возьмите правильно ручку.

-Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с этим заданием. Давайте раскрасим  лепесток № 2: красный цвет – правильно и аккуратно написаны все буквы и соединения; желтый – работа выполнена не очень хорошо; синий – неаккуратное выполнение работы ).

IV. Актуализация знаний

- Давайте вспомним, что же такое корень? Отвечают на вопросы:

                  - Какие слова называются родственными?

- Как по-другому называются родственные слова?

                    - Как найти в слове корень?

  1. Словарно-орфографическая работа.  

-Назовите только весенние месяцы. (МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ)

-У нас сегодня наступил месяц март. Запишите название месяца. МАРТ

-А вы знаете, почему его так называют? Слово март не русское. Оно пришло к нам из Византии. Март, мартиус, первый месяц весны, назван так по имени бога войны Марса, который первоначально был богом полей, урожая и скотоводства, мирного труда.

-А на Руси его называли протальник, почему? (Протальником  звали его из-за быстрого таяния снегов и появления проталин).

Также его называли капельником и грачевником.  Кто знает, почему?  (В этом месяце сыреет под ногами снег, в тени – ещё зима, а на солнышке – капель, лужи). (Грачевник, потому что март – время прилёта птиц.)

 -Запишите то название месяца, которое вам больше всего понравилось.                                                  – Говорят так: Март и снегом сеет, и солнцем греет. Что обозначает эта пословица? (В марте тепло и в то же время холодно).

 –Найдите орфограмму, спрятанную в пословице. (В слове солнце – непроизносимая согласная «л». Как её можно проверить? (Подобрать проверочное слово – солнышко). – Спишите пословицу и подчеркните орфограмму.

-Очень хорошо. Давайте закрасим третий лепесток нашего цветка: красный цвет – пословица списана правильно; желтый – работа выполненас ошибками; синий – неаккуратное выполнение работы ).

VI. Упражнение в подборе родственных слов. 

- Хоть весна и наступила, но зима ещё злится, не пускает её к нам.

-Давайте вспомним строчки из стихотворения  Фёдора Тютчева, которые вы недавно учили.  

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя….

-Посмотрите, ребята, что натворила зима. Снегом запорошила части слов, а оставила один корень.

-Давайте поможем весне одолеть зиму, улыбнёмся и растопим снега. Подберём родственные слова. Работать будем по вариантам. 1,2,3,4.

1 вариант - Сад-; 2 вариант - Лёд-;   3 вариант -Снег- ;   4 вариант - Вода-.    

Четыре человека работают у доски, а остальные  на местах. Проверка: (Сад, садик, садовник, садовод, садовый, посадка, рассада, посадить). (Лёд, ледок, ледник, ледоход, заледенеть, обледенеть, ледовый). (Снег, снеговик, снегурочка, снежок, снежный, снегопад). ( Вода, водный, подводный, водолаз, подводник, водяной, водянка, водоросли). Мы помогли  красавице-весне побороть зиму.

-Она разрешает нам закрасить четвёртый лепесток весеннего цветочка: красный – работа выполнена правильно, жёлтый – допущены ошибки, синий – работа не выполнена). 

Физкультминутка.

- А сейчас немножко отдохнём. Весеннее солнышко с нами поиграет. «Солнышко лучистое»

VII.  Упражнение в определении родственных слов. 

-А кто первые вестники весны? (Грачи   Вестник весны принёс вам задание.

1 вариант – выписывают родственные слова к слову лес.

2 вариант– выписывают родственные слова к слову лиса.

Лес, лиса,  лестница, лисичка, лесочек, лисонька, залесье, перелесок, лист,  лесник, лисица,  лисий. Будьте внимательны, так как слова похожие.

Взаимопроверка.

-Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего товарища. Правильные ответы показаны на экране.

- Теперь закрасим лепесточек №5. У кого нет ошибок – закрасьте лепесточек красным цветом, одна ошибка – жёлтым, более двух ошибок – синим цветом.

          VIII. Дифференцированная  самостоятельная работа.

-Зима нам приготовила ещё несколько заданий. Давайте все вместе поможем весне. Выберите то задание, с которым вы легко справитесь. Задания на экране.

  • 1 группа: Подбери пару однокоренных слов. Запиши пары, выдели корень.

буква                            зимний

ходить                         букварь

зима                              поход

  • 2 группа:

Прочитайте. Выпиши из стихотворения родственные слова. Дополни свои.

Летят перелетные птицы

Прошедшее лето искать,

Летят они в дальние страны,

А я не хочу улетать.         М. Исаковский

  • 3 группа:

Запиши, как называют:

человека, который: строит дом; кладет печи; убирает двор; учит детей; работает на тракторе.

Выдели корень.

Самопроверка. Правильные ответы на экране.

-Раскрасьте лепесток № 6:

красный – с заданием справился самостоятельно, правильно;

желтый – с заданием справился, есть 1 ошибка;

синий – с заданием  не справился.

          IX. Подведение итогов урока.

Игра «Верно ли что…»

Верно ли что…?    -Если верно – хлопните в ладоши, а если нет – помашите головой.

  1. Слова гусь, гусеница, гусенок являются родственными, т.к. имеют общую часть?
  2. Корень – общая часть родственных слов?
  3. Чтобы найти корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них общую часть?    

-Раскрасьте лепесток № 7:

          X. Рекфлексия.

      -Все ли мы хорошо усвоили? Над чем еще нужно поработать?

    - Какие задания вам понравились больше всего?

     - Ну что, ребята, нам осталось раскрасить серединку вашего цветка. Раскрасьте его таким цветом, которое вам подсказывает ваше настроение. Покажите какие красивые цветы у вас получились.

     Оправдались ли ваши предположения, каким будет наш урок?

    X. Домашнее задание. Учебник с. _____ упр._________

-Спасибо за работу. Урок закончен.

Выбери ту карточку, которую сможешь выполнить.

 

Выбери ту карточку, которую сможешь выполнить

Карточка №1.

  Подбери пару однокоренных слов. Запиши пары, выдели корень. 

буква                            зимний

ходить                         букварь

зима                              поход

Карточка №2.

Прочитайте. Выпиши из стихотворения родственные слова.   Дополни свои.

Летят перелетные птицы

Прошедшее лето искать,

Летят они в дальние страны,

А я не хочу улетать.        

                     М. Исаковский

Карточка №3.

Запиши, как называют:

человека, который:

строит дом; кладет печи; убирает двор; учит детей; работает на тракторе; человека, который чинит часы.

Выдели корень. Подчеркни орфограммы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Однокоренные слова". 2 класс

 Представленный урок русского языка является уроком закрепления. Использование на уроке современных образовательных технологий решает задачи развития учащихся и формирует умение учиться....

Презентация самоанализа личностно - ориентированного урока русского языка " Корень. Однокоренные слова" 2 класс

Личностно - ориентированный урок - это урок, на котором ученик является главной действующей фигурой всего образовательного процесса.При построении учебного материала используется принцип модульности, ...

Реализация ФГОС. Урок русского языка "Подбор однокоренных слов"2 класс

Представлен урок русского языка по теме: "Подбор однокоренных слов" для 2 класса по прогроамме Занкова Л.В. Урок соответствует новым целям ФГОС: личностным, метапредметным и предметным. Урок сопровожд...

Урок русского языка "Признаки однокоренных слов" 2 класс

Урок изучения нового материала. Программа "21 век". Учебник "Русский язык" С.В.Иванов...

Конспект урока по русскому языку : "Однокоренные слова " 2 класс

ели:Формировать представление детей о корне слова, как общей части родственных слов, в которой заключается общее значение всех родственных слов.Соотнести понятия "родственные слова" и " однокоренные с...