Конспект урока по русскому на тему Однородные члены для 4 класса
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Шаймуллина Гульчачак Накиповна

Урок разработан с использованием современных образовательных технологий (проблемное обучение, дидактическая игра, обучение в сотрудничестве, ИКТ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_4_klass_po_russkomu_yazyku.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Большеатнинская СОШ»

Конспект урока по русскому языку

в 4 классе

Тема: “Однородные члены предложения”

Разработала:

     Учитель Шаймуллина Г. Н.

 

Тема: “Однородные члены предложения. Закрепление”

Цель:

- вспомнить понятие “однородные члены предложения”;

Задачи:

- развивать умение распознавать однородные члены предложения;

- повторить правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения;

- развивать умение употреблять однородные члены предложения в речи;

- формировать навыки орфографической зоркости;

- прививать интерес к русскому языку;

Формируемые УУД

Познавательные - выполнение действий по данному алгоритму, установление соответствия между терминами и символами.

Коммуникативные – эффективное сотрудничество в группах и парах.

Регулятивные – формирование внутреннего плана на основе отработки предметно-преобразовательных действий.

Личностные – заботливое и бережное отношение к природе.

Оборудование: карточки для эстафеты, экран, проектор, презентация к уроку.

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, дети! Начинаем урок русского языка.

- Проверьте правильность посадки при письме, откройте тетради и запишите число.

2. Актуализация опорных знаний:        

а) Словарная работа.

- Запишите слова под диктовку: агроном, активный, аромат, беседа, билет.

С одним из слов составьте и запишите простое предложение.

- Докажите, что вы составили предложение.

б) Устный опрос:

- Что же такое предложение?

- Предложение – это слово или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.

-Чем показывают законченность мысли?

-  Знаками препинания на письме и паузой в устной речи.

- Назовите главные члены предложения.

-  Подлежащее и сказуемое.

- Чем в предложении может быть выражено подлежащее?

- Существительным.

- Чем в предложении может быть выражено сказуемое?

- Сказуемое может выражаться глаголом.

- Только ли главные члены предложения могут встречаться в предложении?

- Нет.

-  А какими ещё могут быть члены предложения?

-  Второстепенными.

- Для чего нужны второстепенные члены предложения?

- Второстепенные члены предложения поясняют главные и другие второстепенные члены предложения.

3. Сообщение темы и задач урока.

- Тема нашего урока “Однородные члены предложения”. На уроке мы вспомним все, что знаем об однородных членах предложения, повторим правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения, будем учиться употреблять однородные члены предложения в своей речи.

4. Работа по теме урока.

а) Повторение правил постановки знаков препинания при однородных членах предложения с использованием ИКТ (Презентация. Слайды № 2 - 11).

- Какие члены предложения называются однородными?

-Какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения?

- Повторим правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Если стоят однородные члены,

Их запятой раздели непременно!      О , О

Если же вдруг появился союз,

то запятая, тогда лишний груз!       О и О

Если союз к нам пришел не один,

Ставь   запятую ты перед вторым!        и О , и О

А перед союзами “а” и “но”

Долгих сомнений быть не должно.

И не думай впустую –

Ставь скорей запятую…            

                                                            О, а О

                                                            О, но О

б) Организация дидактической игры – эстафеты. Расстановка знаков препинания при однородных членах.

-  Первый участник получит карточку с предложениями. На каждого участника одно предложение. Найдите свое предложение. Обведите союз, если он есть, и поставьте, если нужно, запятую. Затем карточку передайте сидящему за вами ученику. Последний участник должен встать, как только закончит работу над своим предложением. Победит команда, которая справится с заданием быстро и без ошибок.

Карточка 1

Книга в счастье украшает а в несчастье утешает.

Туча пришла но дождя не принесла.

Мимо мелькали поля леса деревни.

Ветер и гудел и выл и стонал.

Карточка 2

На пруду зацвели лилии или кувшинки.

На смелого собака лает а трусливого кусает.

По реке плывут жёлтые красные оранжевые кораблики.

Ветер ломает сучья срывает грачиные гнёзда.

в) Анализ ошибок, допущенных участниками эстафеты.

Исправленные предложения записываются на доске и в тетради.

г) Наблюдения над употреблением однородных членов предложения в речи.

- Ребята, как вы думаете, так ли необходимо использовать однородные члены предложения в речи? (Ответы детей).

- Прочитайте предложения. (Слайды № 12, 13)

Гром перекатывается.

Гром грохочет.

Гром встряхивает землю.

- Какие это предложения? Чем сходны данные предложения?

- Это простые предложения. В этих предложениях одно подлежащее гром.

- Красиво ли звучит текст, составленный из таких вот простых предложений?

- Отрывок некрасивый. В нем часто повторяется слово гром.

- Как можно сказать, чтобы избежать повторения подлежащего?

-  Составить одно предложение.

- Запишем составленное предложение в тетрадь:  

Гром перекатывается, грохочет, встряхивает землю.

- Выделите грамматическую основу в данном предложении. Что вы можете сказать о получившемся предложении? Что особенного в предложении?

- Это предложение с однородными членами предложения.

- Докажите.  Почему вы так считаете?

- В предложении несколько сказуемых: перекатывается, грохочет, встряхивает.  Сказуемые поясняют одно и то же слово – подлежащее гром, отвечают на один и тот же вопрос что делает?

- Какой вывод можно сделать из всего сказанного?

д) Использование проблемного метода для выяснения роли однородных членов предложения в речи. (Слайды № 14, 15)

- Прочитайте отрывок 1. Есть ли в нем однородные члены предложения? Назовите их. К какому жанру относится данное произведение? Часто ли сказка использует однородные члены предложения?

-  Прочитайте отрывок 2. Знакомы ли вам эти строчки? Из какого произведения этот отрывок? Использует ли автор однородные члены предложения? Как вы думаете, зачем?

- Ознакомьтесь с данными строчками из словаря. Возможно ли в словарях обойтись без однородных членов предложения?

1.        Нагнал Кощей Ивана-Царевича, соскочил наземь и замахнулся на него острой саблей. Погостили Иван-Царевич и Марья Моревна у ворона, орла и сокола, попировали и поехали в свое царство.

2.        - Каштанка!  Каштанка!

         Тетка прыгнула, но не допрыгнула и поползла по стене. Затем она переходила с рук на руки, лизала чьи-то руки и лица, подвигалась все выше и выше и, наконец, попала на галерку.

3.        Роптать - высказать недовольство кем-либо, чем-либо, обиду на кого-либо, что-либо.

Салат - холодное блюдо из нарезанных сырых или вареных овощей, зелени, яиц, мяса, рыбы, заправленное каким-либо соусом.

- Сделайте вывод об употреблении однородных членов предложения.

- Однородные члены предложения могут употребляться в художественной литературе, научной литературе, в толковых словарях, в рецептах и инструкциях. Роль однородных членов в нашей жизни очень велика.

е) Работа в парах. (Слайд № 16).

- Работать вы будете в парах. Вы должны исправить тексты, употребив в них предложения с однородными членами. Исправленный текст нужно записать в тетрадь, подчеркнуть однородные члены, обвести союзы.

Осень.

Наступила осень. Осенью дни короткие. Осенью дни пасмурные. Разноцветные  листья летят над поляной. Листья кружатся. С наступлением осени поля опустели. Луга опустели.

Золотой дождь.

Брызнули листья с деревьев. Листья полетели по ветру. Листья понеслись по земле. Листья шуршат. Листья скребутся. Листья лопочут. Шумит золотой дождь.  

Проверка: Слайд № 17.

- Вы просто молодцы! Прекрасно справились с работой.

5. Рефлексия.

- Назовите тему урока.

- Что нового и интересного узнали? Дополните предложение: «Теперь я знаю, что…», «Теперь я умею…» (Умею находить в тексте однородные члены предложения, правильно расставлять знаки препинания, употреблять однородные члены предложения в речи).

- Ребята, спасибо вам за работу. Без помощи и поддержки друг друга мы не смогли бы достичь цели. Молодцы!

6. Домашнее задание.   Словарь №32, с.20 упр.26(2 вар.), повтор. правила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку. Тема "Части речи". 3 класс.

Конспект урока по русскому языку. Тема "Части речи". 3 класс....

Конспект урока по русскому языку. Тема: Имя существительное 2 класс

УМК: Школа РоссииКласс: 2 классТема: Имя существительноеЦель: Создание условий для открытия нового понятия «имя существительное»Задачи: Что такое имя существительное?...

Конспект урока по русскому языку, тема: «Число глаголов» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умений определять число глаголов.Планируемые результаты:              Предметные:- знать, как подчеркивается глагол при письм...

Конспект урока по русскому языку, тема: "Времена глаголов" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умений определять времена глаголов, различать их и классифицировать.Планируемые результаты:Предметные:- знать о том какие существуют времена глаголов;- уметь оп...

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Имя существительное» 2 класс, УМК Школа России

Конспект урока по русскому языкуТема: «Имя существительное»...

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Число глаголов» (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умений определять число глаголов.Планируемые результаты:              Предметные:- знать, как подчеркивается глагол...