Конспект урока по русскому языку Тема: «Второстепенный член предложения – дополнение».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Миляева Наталья Петровна

Конспект 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №8»

г.Бийск Алтайский край,

                                                                                                                               Миляева Наталья Петровна

Конспект урока по русскому языку

 Тема:  «Второстепенный член предложения – дополнение».

Цели: 1) познакомить обучающихся с новым термином «дополнение», дать представление о данном члене предложения, совершенствовать умение выполнять разбор предложений, определять грамматические признаки  имени существительного, учить самостоятельности в выполнении заданий;

2) развивать  внимание, мышление, память, речь, орфографическую зоркость  обучающихся;

Ход урока

1.    Организационный момент

Цель: осуществить  межличностный контакт; создать комфортную психологическую атмосферу урока, настроить детей на веру в себя, свои знания и умения.

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

Начинаем урок!

—       Психологический настрой к уроку

       На доске: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    - Ребята, я на доске написала числа от 1 до 10. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему – к 10. Но для этого необходимо достойно поработать. Я желаю вам удачи.

 

2. Сообщение темы, цели урока

Цель: Создание проблемной ситуации, составить план урока

Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы:

"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".

- Как вы ее понимаете?

(Мы узнаем что-то новое).

- Она будет девизом нашего урока

- Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобиться этот сундучок.

Давайте поиграем.

Игра  «Знаю — не знаю».

Я знаю, какие члены могут быть в предложении.

(Я знаю, что в предложении могут быть главные и второстепенные члены.)

Я знаю, как называются главные члены предложения. (Я знаю, что главные члены предложения называются подлежащее и сказуемое.)

Я знаю, на какие вопросы отвечает подлежащее.(Я знаю, что подлежащее отвечает на вопросы кто? что?)

Я знаю, на какие вопросы отвечает сказуемое.(Я знаю, что сказуемое отвечает на вопросы что делает? что делают? и др.)

Я знаю, почему одни предложения называются распространёнными, а другие — нераспространёнными.

- Давайте поговорим о том, что помогает сделать нашу речь более красочной и выразительной.

Работа в парах.

- Попробуйте догадаться, прочитав и сравнив два текста?
(Слайд №1)
Текст 1. Наступила весна. Снег растаял. Земля ожила. Прилетели птицы. Появилась травка. Пробился подснежник.
Текст 2. Наступила ранняя весна. Растаял последний снег. Земля вздохнула от зимних морозов и ожила. С юга прилетели птицы. На полянах и лужайках появилась молодая травка. В лесу пробился первый подснежник.

- Что можно сказать о первом тексте?

- Какие предложения по составу в нем? (нераспространённые)

- А во втором? (Распространенные.) Чем они распространены? (Второстепенными членами предложения.)
- Какой текст более полно и точно передал ваши впечатления? (
Второй)
- За счет чего, текст получился более красочным, точным, помогающим нашему восприятию? (
Второстепенных членов)

3.Актуализация опорных знаний и умений

Цель: повторить пройденный материал, создавая  ситуацию успеха на уроке и вовлекая ребенка в конкретную деятельность по решению учебной задачи.

- Какие второстепенные члены предложения мы знаем? (Определение)

- Что знаем? Сейчас каждый проверит свои знания, выполнив тест «Определение»

1. Определение - это?

м) главный член предложения       у) второстепенный член предложения

2. Определение обозначает?

м) признак предмета   о) действие предмета    н) предмет.

3. Определение отвечает на вопрос?

л) кто? что?   н) какой? какая? чей?    р) что делает?

4. Определение зависит от слова?

а) существительного   и) прилагательного    е) глагола

5. Определение может быть выражено

д) наречием   б) существительным    ц) прилагательным    ж) глаголом.

6. Определение в предложении подчёркивается:

а) Волнистой  линией.   о) Прямой.

Проверка

- Выпишите в первый столбик словосочетания с уже известными вам второстепенными членами предложения, а во второй – с незнакомыми.

Ранняя весна, последний снег, от зимних морозов, вздохнула от морозов).
- Мне хочется, чтобы наша работа на уроке была плодотворной. Чтобы вы открыли для себя что-то новое и что-то интересное узнали.
- Откройте учебник. Прочитайте тему  урока.

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

- Какова же цель нашего урока?

Цель: Сегодня на уроке мы будем учиться находить в предложении дополнение.

Задачи:

- узнать, что такое дополнение?

- узнать на какие вопросы отвечает.

- узнать, как подчеркивается.

4. Изучение нового материала

Цель: создание  проблемной ситуации и поиск решения проблемы, используя разные варианты.

Мальчик пишет.

- Понятен  ли  стал смысл предложения? ( нет)

- Попробуйте дополнить предложения, чтобы информация была более полной, точной.

Мальчик пишет (что?)  (кому?).

Мальчик пишет письмо брату.

- Выделите грамматическую основу предложения.

- Слова, которые дополняют смысл предложению мы будем подчеркивать пунктиром, а называются … дополнениями. Как вы думаете, почему они так называются?                                                              

- Как вы считаете, дополнения, это главные члены предложения или второстепенные?

На какие вопросы они отвечают?

 Какой частью речи выражается дополнение?  Что оно обозначает?                                                                                                                                          – Кто бы из вас, ребята, смог бы сформулировать правило, объяснить одноклассникам,  что  такое дополнение?

Что мы знаем о дополнении?

  1. Что обозначает дополнение? (предмет)
  2. На какие вопросы отвечает дополнение? (кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём?)
  3. С чем обычно дополнение связано в предложении? (со сказуемым)
  4. Как подчёркивается дополнение? (пунктиром)

- Давайте сравним правило  с нашей формулировкой. Прочитайте его.                                                    - Может ли быть существительное в форме именительного падежа дополнением? Почему нет?   ( это подлежащее)                                                                                                                                            

5.  Физкультминутка 

6. Закрепление изученного материала

Цель: выполнение практической работы индивидуально и в группах.

- Прочитайте стихотворение. Спишите.

Подарила мама Кате

Замечательное платье.

Катя к зеркалу подходит.

Катя с платья глаз не сводит.

- Сколько здесь предложений? В этом стихотворении три предложения.

- Подчеркните во всех предложениях главные члены.

- Определите падежи выделенных слов

подарила кому? Кате (Д.п.)

подарила что ?платье(В.п.)

подходит к чему? к зеркалу (Д.п.)

глаз не сводит с чего? с платья (Р.п.)

7. Оценивание работы учащихся

Цель: самостоятельное оценивание детьми степени своего владения учебным материалом.

- Подведем итог нашего урока.

-Какова была цель урока?

- Какие знания мы открыли?

- Оцените свою работу на уроке по 10-бальной системе 

    1      2      3      4      5      6      7      8      9      10

8. Итог урока

Цель: повторение плана и цели урока

Какова была цель нашего урока?

Что мы знаем о дополнении?

  1. Что обозначает дополнение? (предмет)
  2. На какие вопросы отвечает дополнение? (кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём?)
  3. С чем обычно дополнение связано в предложении? (со сказуемым)
  4. Как подчёркивается дополнение? (пунктиром)

 Рефлексия.

   - Прочитайте три очень важных слова, которые помогут вам оценить полученные знания.

Знаю

Умею

Надо поработать

9. Домашнее задание

З а у ч и в а н и е  правила

ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ИЛИ ЯВЛЕНИЯ

ОБОЗНАЧАЕТ ОПРЕДЛЕНИЕ.

ЧЕЙ И КАКОЙ - ОТВЕТЫ ПРОСТЫ,

ЛИШЬ НЕ ХВАТАЕТ ВОЛНИСТОЙ ЧЕРТЫ.

Вопросы косвенных падежей

Ты безошибочно знаешь уже.

Если задать их без промедления,

Тут же отыщутся дополнения.

Игра «Да – нет»

   а) подлежащее и сказуемое – это второстепенные члены предложения.-

   б) главный член предложения, который называет то, о ком или о чём говорится в тексте – это подлежащее.+

   в) остальные члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого называют главными членами предложения.-

   г) предложение без второстепенных членов называют распространённым.-

   д) если кроме главных членов есть второстепенные, то это предложение называют нераспросранённым.-

   е) чтобы установить взаимосвязь между главными и второстепенными членами предложения надо задать вопрос.+

   ё) задать вопрос от второстепенного к главному.-

   ж) второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? куда? как? почему? зачем? откуда? – называется обстоятельством.+

   з) если второстепенный член отвечает на вопросы: какая? какое? какаой? какие? – это дополнение.-

   и) определение отвечает на вопросы: кого? чему? кому? что? кем? чем? о ком? о чём?-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку: "Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

Конспект урока в 3 классе по программе "Школа 21 века" направлен на актуализацию знаний и умений по теме:"Знаки препинания в предложениях с однородными членами"....

Конспект урока по русскому языку по теме: «Виды предложений по цели высказывания»

Конспект урока по русскому языкув 3 «А» классеТема: «Виды предложений по цели высказывания»...

Конспект урока по русскому языку. 3 класс. Тема: Предложение. УМК "Перспектива"

Тема урока: ПредложениеЦель: Изучить понятие предложение, основные признаки и типы.             План урока (с указанием времени)1.      Орга...

Проект урока по русскому языку по теме: «Члены предложения бывают однородными. Знакомство с понятием «однородные члены предложения».

На уроке учитель знакомит учащихся с понятием "однородные члены предложения", с грамматическими  признаками однородных членов,  формирует умение находить однородные члены в предлож...

Проект урока по русскому языку по теме: «Члены предложения бывают однородными. Союзы и знаки препинания при однородных членах»

Общие сведения о проектеНазвание учебного предмета:  Русский язык.Класс: Четвертый.УМК: «Гармония»Тема урока: «Члены предложения бывают однородными. Союзы и знаки препинания при...

Конспект урока по русскому языку "Как отличить сложное предложение от простого с однородными членами?",4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:  знакомство с отличительными признаками сложного предложения и предложения с однородными членами.Планируемые результатыПредметные знать: понятия «предложение...