Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку "Запятая в сложном предложении и в простом предложении с однородными членами"
    методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

    Сахатова Галина Геннадьевна

    Закрепление сложного и простого предложения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    План урока по  русскому языку

    в 4-ом классе на тему:

    «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но»

    Учитель начальных классов Сахатова Галина Геннадьевна

    Тема: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но».

    Цель: 1) закрепить знания о простом и сложном предложении; роли союзов в предложении;

    2) упражняться в постановке знаков препинания в простом предложении с однородными членами и сложном предложении;

    3) развивать умение анализировать, делать выводы;

    4) воспитывать любовь к школе, интерес к учебе, доброжелательное отношение к людям.

    I. Организация детей к уроку.

    II. Чтение «Поучения» Владимира Мономаха детям.

    - Кто такой Владимир Мономах?

    (Внук Ярослава Мудрого, первый писатель, написавший поучение для детей).

    - К чему призывает Вас автор этого «поучения»?

    - Найдите союзы в тексте.

    - Какова роль союзов в предложении?

    (соединяют части предложения или однородные члены).

    III. Работа по карточкам.

    - Соедините вид предложения с нужными союзами:

    - Проверка работы (коллективная).

    IV. Постановка проблемы:

    - Почему не провели стрелочку от сложного предложения к союзу и без запятой?!

    (На письме части сложного предложения разделяются запятой. Если части сложного предложения соединяют союзы и, а, но, запятая ставится перед союзом).

    V. Формулирование темы и целей урока.

    - Сформулируйте тему сегодняшнего урока по карточке.

    VI. Закрепление изученного.

    - Открываем тетради, записываем число, классная работа.

    - Повторим написание соединений букв с буквой ч.

    - Дайте характеристику звука ч – согласный, всегда мягкий, глухой.

    Ччч  еч  чч  Ччч Ча  ач  еч  чу  уч  Учу  Ччч

    - Прочитайте предложение:

    Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает (пословица).

    - Объясните, как понимаете смысл этой пословицы.

    - Какие еще пословицы об учении  знаете?!

    - Подчеркните грамматическую основу в данном предложении.

    - Что скажете о предложении? (простое с однородными сказуемыми).

    - Почему поставили запятую?

    - Составьте схему данного предложения: [-- О,  а  О].

    - Послушайте стихотворение Эммы Мошковской «Прогульщик». Найдите в нем родственные слова к слову прогульщик.

            (Чтение стихотворения ученицей).

    - Кого назвал автор стихотворения прогульщиком? (мальчика, который прогуливал уроки).

    - А с Вами случалось такое? Почему нельзя прогуливать уроки?

    Прогульщик, прогулка, прогуляли, прогуливал, гулял.

    -Под диктовку запись первого предложения.

    Шел прогульщик на прогулку, шел и песенку свистел.

    - Почему поставили запятую?

    - Составьте схему предложения.

            [О --, О  и  О].

    VII. Работа с текстом.

    - Прочитайте текст на доске:

            Только плохие люди морщатся при виде кошки и замахиваются палкой на собаку. А когда у  человека бьется  доброе сердце, он будет дружить с собакой, полюбит кошку и смастерит голубятню.

    - Как понимаете выражение «доброе сердце»?

    - Объясните пропущенные орфограммы.

    - Составьте схему первого предложения.

            [--  О  и  О].

    - Почему не поставили запятую?

    VIII. Работа  с  учебниками.

            Упражнение 70 страница 45.

    1. Прочитайте текст.

    - Чем могли огорчить бедного лесничего его сыновья? (Ответы детей).

    2. Расставьте в нем  знаки препинания.

            (У доски учащиеся проводят разбор слов предложения).

            1) Чернобородый – разбор по составу;

            2) день – фонетический разбор;

            3) в лесу – морфологический разбор.

    день – [д'э'н] – 4 б., 3 зв.

    д – [д'] – согласный,  звук мягкий.

    е – [э] – гласный, уд.

    н – [н'] – согласный,  звук мягкий.

    в лесу – существительное (в чем?), н.ф. – лес, неодуш., м.р., ед.число.

    3. Найти предложения, которые соответствуют схемам:

    [= –], а [= –] - (первое предложение)

    [– = О  и  О], и [= –] – (третье предложение)

    4. Найдите в тексте и составьте схемы сложных предложений.

    4-ое предложение  [– =], но  [– О и О].

    5-ое предложение  [ = ], а [ = – ].

    IX. Анализ сочинений.

    - На прошлой неделе мы с Вами написали сочинение «Что я люблю!».

    - Мне очень понравились Ваши сочинения. Молодцы!

    - Особенно было приятно, что некоторые дети, помимо своих развлечений, написали, что любят ходить в школу, любят учиться.

    - В своем сочинении Вы использовали и сложные предложения с однородными членами.

    - Я выписала некоторые предложения. Послушайте и скажите, какие знаки препинания в них Вы поставите.

    1. Мне интересно читать энциклопедии о животных, о разных планетах и растениях.

    2. Я люблю уроки математики и русского языка.

    3. Люблю слушать музыку и современную, и классическую, она поднимает настроение и помогает приобщиться к прекрасному миру искусства.

    X.  Итог урока.  Чему научились на уроке?

    Простое предложение с однородными членами

    Сложное предложение

    , а

    , но

    и

    , и



    Предварительный просмотр:

    План урока по  русскому языку

    в 4-ом классе на тему:

    «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но»

    Учитель начальных классов Сахатова Галина Геннадьевна

    Тема: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но».

    Цель: 1) закрепить знания о простом и сложном предложении; роли союзов в предложении;

    2) упражняться в постановке знаков препинания в простом предложении с однородными членами и сложном предложении;

    3) развивать умение анализировать, делать выводы;

    4) воспитывать любовь к школе, интерес к учебе, доброжелательное отношение к людям.

    I. Организация детей к уроку.

    II. Чтение «Поучения» Владимира Мономаха детям.

    - Кто такой Владимир Мономах?

    (Внук Ярослава Мудрого, первый писатель, написавший поучение для детей).

    - К чему призывает Вас автор этого «поучения»?

    - Найдите союзы в тексте.

    - Какова роль союзов в предложении?

    (соединяют части предложения или однородные члены).

    III. Работа по карточкам.

    - Соедините вид предложения с нужными союзами:

    - Проверка работы (коллективная).

    IV. Постановка проблемы:

    - Почему не провели стрелочку от сложного предложения к союзу и без запятой?!

    (На письме части сложного предложения разделяются запятой. Если части сложного предложения соединяют союзы и, а, но, запятая ставится перед союзом).

    V. Формулирование темы и целей урока.

    - Сформулируйте тему сегодняшнего урока по карточке.

    VI. Закрепление изученного.

    - Открываем тетради, записываем число, классная работа.

    - Повторим написание соединений букв с буквой ч.

    - Дайте характеристику звука ч – согласный, всегда мягкий, глухой.

    Ччч  еч  чч  Ччч Ча  ач  еч  чу  уч  Учу  Ччч

    - Прочитайте предложение:

    Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает (пословица).

    - Объясните, как понимаете смысл этой пословицы.

    - Какие еще пословицы об учении  знаете?!

    - Подчеркните грамматическую основу в данном предложении.

    - Что скажете о предложении? (простое с однородными сказуемыми).

    - Почему поставили запятую?

    - Составьте схему данного предложения: [-- О,  а  О].

    - Послушайте стихотворение Эммы Мошковской «Прогульщик». Найдите в нем родственные слова к слову прогульщик.

            (Чтение стихотворения ученицей).

    - Кого назвал автор стихотворения прогульщиком? (мальчика, который прогуливал уроки).

    - А с Вами случалось такое? Почему нельзя прогуливать уроки?

    Прогульщик, прогулка, прогуляли, прогуливал, гулял.

    -Под диктовку запись первого предложения.

    Шел прогульщик на прогулку, шел и песенку свистел.

    - Почему поставили запятую?

    - Составьте схему предложения.

            [О --, О  и  О].

    VII. Работа с текстом.

    - Прочитайте текст на доске:

            Только плохие люди морщатся при виде кошки и замахиваются палкой на собаку. А когда у  человека бьется  доброе сердце, он будет дружить с собакой, полюбит кошку и смастерит голубятню.

    - Как понимаете выражение «доброе сердце»?

    - Объясните пропущенные орфограммы.

    - Составьте схему первого предложения.

            [--  О  и  О].

    - Почему не поставили запятую?

    VIII. Работа  с  учебниками.

            Упражнение 70 страница 45.

    1. Прочитайте текст.

    - Чем могли огорчить бедного лесничего его сыновья? (Ответы детей).

    2. Расставьте в нем  знаки препинания.

            (У доски учащиеся проводят разбор слов предложения).

            1) Чернобородый – разбор по составу;

            2) день – фонетический разбор;

            3) в лесу – морфологический разбор.

    день – [д'э'н] – 4 б., 3 зв.

    д – [д'] – согласный,  звук мягкий.

    е – [э] – гласный, уд.

    н – [н'] – согласный,  звук мягкий.

    в лесу – существительное (в чем?), н.ф. – лес, неодуш., м.р., ед.число.

    3. Найти предложения, которые соответствуют схемам:

    [= –], а [= –] - (первое предложение)

    [– = О  и  О], и [= –] – (третье предложение)

    4. Найдите в тексте и составьте схемы сложных предложений.

    4-ое предложение  [– =], но  [– О и О].

    5-ое предложение  [ = ], а [ = – ].

    IX. Анализ сочинений.

    - На прошлой неделе мы с Вами написали сочинение «Что я люблю!».

    - Мне очень понравились Ваши сочинения. Молодцы!

    - Особенно было приятно, что некоторые дети, помимо своих развлечений, написали, что любят ходить в школу, любят учиться.

    - В своем сочинении Вы использовали и сложные предложения с однородными членами.

    - Я выписала некоторые предложения. Послушайте и скажите, какие знаки препинания в них Вы поставите.

    1. Мне интересно читать энциклопедии о животных, о разных планетах и растениях.

    2. Я люблю уроки математики и русского языка.

    3. Люблю слушать музыку и современную, и классическую, она поднимает настроение и помогает приобщиться к прекрасному миру искусства.

    X.  Итог урока.  Чему научились на уроке?

    Простое предложение с однородными членами

    Сложное предложение

    , а

    , но

    и

    , и


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Тема:"Запятая в предложениях с однородными членами.Закрепление."

    Урок-закрепление по теме "Однородные члены предложения". На примере предложений из литературных произведений отрабатывается умение расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами....

    конспект урока по русскому языку по теме "Знаки препинания в конце предложения".

    конспект урока по русскому языку по теме "Знаки препинания в конце предложения"....

    Открытый урок по русскому языку по теме "Запись цитаты в виде предложения с прямой речью"

    Урок составлен для обучающихся 4 класса  по ОС «Школа 2100», учебник 4 класс, часть 1, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.Цель урока  приобретать опыт нахождения цитаты в тексте, оформл...

    Урок по русскому языку в 4 классе "Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"

    Цель: развитие умения ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора....

    Урок по русскому языку в 4 классе,"Школа 2100" . Тема "Предложения с прямой речью".

    Мною разработан урок по русскому языку в 4 классе по программе "Школа 2100" в соответствии с ФГОС....

    Урок русского языка в 3 классе "Постановка запятой в предложениях с однородными членами".

    Конспект открытого урока русского языка в 3 классе с применением современных педагогических технологий....