Разработка урока русского языка "Повторение о простых предложениях с однородными членами и сложных предложениях", 4 класс, "Школа 2100"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Туделева  Светлана  Владимировна

Урок  представляет  собой мини-исследование  традиций  и  обычаев русского  народа.  На  материале  публицистических  статей  учащиеся  получают  сведения  об  истории  некоторых  традиций  и  одновременно повторяют  изученный материал. Разработку  можно  использовать    при  проведении  Дня открытых  дверей  в  школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tudeleva_s.docx34.42 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка  урока  русского  языка  по  теме «Повторение  о  простых  предложениях  с  однородными  членами  и  о сложных  предложениях»,  4  класс, образовательная  программа  «Школа  2100». Туделева  Светлана  Владимировна,  учитель начальных  классов  МБОУ  «СОШ  №1»  пгт Уренгой  Пуровского  района.

Цель: закрепление  знаний учащихся  об основных  признаках  простых предложений  с  однородными  членами  и  сложных  предложениях  и  оформлении  их  на  письме.

Задачи:

  1.  активизировать  познавательную  деятельность  учащихся;
  2. развивать  умение  учащихся  различать простые  предложения  с  однородными  членами  и  сложные  предложения  и  пунктуационно  правильно  оформлять  их  на  письме;
  3. формировать  орфографическую зоркость;
  4. обучать  работать  с  различными  источниками  информации  (словари,  публицистические статьи);
  5. привлекать  родителей  к  проведению  совместных мероприятий;
  6. создавать положительный  эмоциональный  фон  в  классе.

Оборудование:  компьютер,  мультимедиапроектор.

Предварительная  работа:   деление  присутствующих  на группы (родители  и  две  команды  учащихся).   Самостоятельное  определение  своего  присутствия  в  той  или  иной команде  в  соответствии  с  названием  и  кратким  описанием  рода  деятельности команд,  которые представлены  на  подготовленных  табличках.

ХОД  УРОКА

  1. Организационный  момент.  Вводное  слово  учителя.

СЛАЙД  1.

Уч: Здравствуйте,  дорогие  ученики!  Я  не  случайно  именно  так  обращаюсь  ко  всем  вам,  потому  что  сегодня  не  только  вы,  ребята – ученики  на  уроке,  но  и  ваши  мамы  и  папы, все  вместе  мы  отправляемся  в  путь  за  знаниями. Сегодня  не  только  вы,  ребята,  но  и  ваши  родители вспомнят  о  том,  какие  предложения  являются  простыми,  а  какие – сложными,  вспомнят, как  оформляются такие  предложения  на  письме.

  1. Актуализация  знаний.
  1. Словарная  работа.

Уч: Доброй  традицией  стало  в  нашей  школе  в  ноябре  проводить  День  открытых  дверей. Вот  уже на  протяжении  многих  лет наша  школа  гостеприимно  распахивает  свои  двери,  и  ваши  родители  приходят  к  нам не   просто  узнать,  как  вы  учитесь,  а  сами  садятся  за   парты,  вновь  становясь  учениками,   участвуют  в  различных  мероприятиях.

Уч: Традиция… А  что  это  такое?  Давайте  постараемся  побольше  узнать  об  этом  слове.

СЛАЙД 2.

Запись : ТР_ДИЦ_Я.

СЛАЙД 3.

Задания  для  команд:  

Команда «Филологи»: вставить  пропущенные  буквы, назвав  орфограммы,  подобрать  однокоренное  имя  прилагательное.

Команда «Знатоки»: дать  краткую  фонетическую  характеристику  слову (количество  слогов, ударный  слог,  количество  букв и  звуков, объяснить разницу  в  количестве  букв  и  звуков).

Команда «Эрудиты»: найти  в  толковом  словаре значение  слова «традиция»,  а  в  словаре  синонимов  найти  синоним  данному  слову.

Работа  команд,  представление  результатов  работы.

СЛАЙДЫ  4 - 5.

2.Составление  предложений.

А  сейчас   команды  должны  будут  составить  предложения,  состоящие  не  менее  чем  из  7  слов,  используя  слова:  «Филологи» - традиция,  «Знатоки» - обряд,  «Эрудиты» - традиционный.

Представление  результатов  работы.

  1.  Повторение  пройденного  материала.
  1. Работа  над простыми  предложениями  с  однородными  членами.

Уч: А  какие  традиции  вы  знаете?

(Ответы  учащихся  и  родителей)

Уч: Мы  говорим,  что  различные  традиции  и  обряды  дошли  до нас  с давних  времен. Сегодня на  уроке мы  поговорим  о  некоторых  из  них. А  для  этого  давайте  вспомним  уроки  «Окружающего  мира». Как  назывались наши предки в  давние  времена? (Славяне). Много  воды  утекло  с  тех  пор,  как  впервые  вступили  на  землю,  что  зовется Россией,  наши  предки. Богаты  были  эти  земли,  но и  людям  приходилось  немало  трудиться,  чтобы  здесь  выжить. Оттуда,  из  тех  времен  дошла  до  нас  традиция  уважительно  относиться  к  хлебу. А  почему,  вы  узнаете  из  этого  текста.

СЛАЙД 6.

Хлеб  для славян  был  священным  даром  Богов.  А  стол  считался  Божьими  ладонями,  поэтому  бить  кулаком по  столу запрещалось. Славяне  верили  хлебу  и  поклонялись ему. Зерно,  из  которого  делали  хлеб,  называли «жито»,  что означало  «жизнь».  На  славянских  свадьбах часто  перемешивали  хлеб, испечённый  в  доме  жениха,  с  тем,  что  принесли  из  дома  невесты.  Вот почему  даже  сегодня  жениха  и  невесту  зерном,  то  есть  жизнью,  посыпают. С тех  давних пор  хлеб  у  славян – всему  голова.

Задание  к  тексту: найти  в  тексте  предложение  с  однородными  сказуемыми,  выписать  его. «Филологи»: обозначить  части  речи, «Знатоки»: дать  характеристику  предложению, «Эрудиты»: составить  схему  предложения.

Представление  результатов  работы.

Уч: Традиционным  блюдом  нашего  народа  является  каша. И  эта  традиция  тоже  дошла  к  нам  от  древних  славян. Давайте познакомимся  со  следующим  текстом.

СЛАЙД 7.

Любили  славяне  варить  каши. Чтобы  сварить  простейшую  кашу,  нужно  обеспечить  союз  Огня,  Воды  и  зерна – продукта  Земли. Все  эти  три  сути  для  славян  были  Божествами,  всем  трём  поклонялись. Каши  приправлялись  молоком  или  маслом. Сладкая (сваренная  на  меду)  каша,  заправленная  ягодами,  являлась  древнейшей ритуальной едой:  она несла  мощную  идею  плодородия,  победы  над  Смертью,  торжества  Жизни. Славяне  верили,  что  зерно «воскресает  и  только  радуется своим «похоронам».

СЛАЙД 8.

Задание  к  тексту:  выбрать  и  выписать  предложение,  соответствующее  схеме

                                                                                       

Запишите  данное  предложение, дайте  ему  характеристику.  

Уч: Отправляемся  дальше. Скажите,  что  такое  Масленица? (Это  праздник  проводов  зимы  и  встречи  весны). Это  праздник  тоже  пришел  к  нам  от  наших  предков. Прочитаем  об  этом:

СЛАЙД 9.

У  славянских  народов  есть  особый  праздник – Масленица,  когда   празднуется  победа  над  злой  богиней  Мораной – холодом, смертью и  тьмой,  приветствуется  воскрешение  Солнца,  Жизни,  Весны.  В  этот  день люди   зиму  провожают а  блинами  призывают  весну  и  солнышко  в  свою  землю. «Приди,  весна,  с  радостью  с  великой  милостью  со  льном  высоким  с  корнем  глубоким  с  хлебом  обильным!» А  чтобы  были  блины вкуснее, славяне  поливали  их  маслом запивали  напитком  из  мёда.

В  некоторых  предложениях  пропущены  запятые. Ваша  задача – поставить  запятые и  объяснить  их  постановку.

  1. Работа  над  сложными  предложениями.

Уч: Знаете ли  вы,  кто  такой  домовой? Обычай  привечать  домового  очень  давний. Это – отголосок  верований  древних славян. Узнаем  об  этом, прочитав  следующий  текст:

СЛАЙД 10.

Свой  дух имелся  у  каждой  славянской  избы. Звали  его  домовой. Обычно  Домовой  походил  на  хозяина  дома,  но  только  был  он  ростом  мал,  бородат  и  волосат. Если  Домового  вовремя  покормить  и  не  обижать,  то  в  доме и  хлеб,  и  соль,  и  мёд  не  иссякнут   и  ссоры  из  избы сами  уйдут. Когда  семья  переходила  в  другой  дом,  хозяева  торжественно  приглашали  Домового  сесть  в  стоптанный  лапоть  и  отпраздновать  новоселье.

Задание  командам: найти  в тексте  сложное  предложение  с  союзом  но, выписать  его   и  выполнить    синтаксический  разбор.

Уч: А  сейчас,  не задумываясь,  скажите,  какой  у  вас  самый  любимый  праздник?  Подавляющее  большинство  назвали  Новый  год. За  что  вы  любите  этот праздник?  А  знаете  ли  вы,  что  славяне тоже  праздновали  Новый  год,  но  только  было  это  вовсе  не 1  января. Когда  славяне  праздновали  Новый  год?

СЛАЙД 11.

Во  все  времена  и  у  всех  народов  наступление  нового  года  считалось  праздником  но  не  всегда  этот  день  приходился  на  1  января.  Впервые  календарь,  в  котором  новый  год  начинался  1  января,  ввёл  римский  император  Юлий  Цезарь.  У  славян  новый  год  начинал  отсчёт с   1  марта  а  на  Руси  он  начинался  1  сентября.  И только  в  1700  году  царь  Пётр  I своим  указом  перенёс  празднование Нового  года  на  1  января.

В  этом  тексте  пропущены  запятые  в  сложных  предложениях. Найдите  эти  предложения и  исправьте  в  них  пунктуационные  ошибки.

СЛАЙД 12.

  1. Итог  урока (рефлексия).

Уч: Сейчас  я  прошу  вас  составить  небольшие  рассказы по  следующим  темам:

«Филологи» - «Что  нового  узнали  на  уроке».

«Знатоки» - «Какую  работу  выполняли  на  уроке».

«Эрудиты» - «Что понравилось  на  уроке».

Каждая  команда  записывает свои  рассказы  и потом  представляет  их  классу.

СЛАЙД 13.

Уч: Наш  урок  окончен. Я  благодарю  вас  всех  за  работу. А  напоследок  я  хочу  сказать,  что у  нас есть ещё добрая традиция:  приглашать вас,  уважаемые  взрослые,  посещать  школу  чаще,  не  только на  День  открытых  дверей. Вы  можете  прийти  в  любой  день, пообщаться  с  преподавателями,  ребятами,  поучаствовать  в  работе  школы. И  мы  говорим  вам:  «Добро  пожаловать  в  школу!».

ЛИТЕРАТУРА.

  1. История  России:  энциклопедия  для детей. – Т.5. – М: АВАНТА  ПЛЮС,  1995.
  2. Ожегов С.И.,  Шведова Н.Ю. Толковый  словарь  русского  языка: 80000 слов  и фразеологических  выражений/ Российская  академия  наук. Институт  русского  языка  им. В.В. Виноградова. – 4-е  изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999.
  3. Решетникова Г.Н.,  Стрельников Н.И. Окружающий  мир. 3 класс:  занимательные  материалы. – Волгоград: Учитель,  2008.
  4. Семенова М. Мы – славяне! – СПб: Азбука, 1998.
  5. Сиповский В.Д. Родная старина. – М: Современник, 1993.

                                                                                                                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока окружающего мира "Человек и его строение" (Школа2100)

Тип урока: урок повторение изученного Форма урока: игра «Крестики - нолики». В урок включены разноуровневые, творческие задания, используется занимательный материал....

рабочая программа по русскому языку 3 класс "Школа2100"

рабочая программа полезна для учителей работающих по программе "Школа 2100"...

урок по окр. миру "что такое общество?" школа2100

урок презентация на основе деятельностного метода по УМК "Школа2100"...

тематическое планирование " школа2100" 1 класс

Математика - Петерсон, Обучение грамоте - Бунеевы, Окр. мир - Плешаков и т. д....

Урок по окружающему миру 4 класс"Школа2100":Раздел1 "Как работает организм человека" по теме"Многранный мир чувств"

Урок по окружающему миру «Человек и природа». 4 класс. Программа «Школа 2100»Раздел 1 «Как работает организм человека»Тема: Многогранный мир чувств....

Презентация к уроку по окружающему миру 4 класс"Школа2100""Многранный мир чувств"

презентация к уроку по окружающему миру «Человек и природа». 4 класс. Программа «Школа 2100»Раздел 1 «Как работает организм человека»Тема: Многогранный мир чувств....

тематическое планирование 1 класс ОС школа2100

тематическое планирование 1 класс ОС школа2100...