Конспект урока по русскому языку "Корень слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Желанная Вера Валериевна

Конспект урока по русскому языку, УМК Перспектива

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_k_seminaru.doc64.5 КБ
Файл differentsirovannaya_rabota.docx13.64 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_seminaru_.ppt873.5 КБ
Файл tekhnologicheskaya_karta.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Корень как общая часть родственных слов.

Цель: Создание условий  для  формирования понятия корень и составления алгоритма его нахождения.

Задачи:  

1. использовать  нахождение корня в словах для решения познавательных; практических  и коммуникативных умений;

2. организовать деятельность учеников по развитию дивергентного мышления;                           3. помочь ребёнку осознать себя носителем языка;

4. обеспечить языковое и речевое развитие ученика;

5. формировать устойчивую положительную мотивацию  к урокам русского языка.

 Ресурсы:   слайдовый  материал, раздаточный материал,                                                        учебник «Русский язык», 2 класс 

 Организация учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Ход:

 

Этап

учебной деятельности

Действия и задания

учителя

Ученики 2 класса

Возможные действия учащихся

Организационный момент

-Прозвенел звонок, начался урок!

Я желаю не лениться, а старательно трудиться!

Проверка рабочего места.

Эмоциональный отклик.

Мотивационный настрой

(переход от эмоционального настроя к учебной деятельности)

Чистописание

Подготовительная работа

 

Проблемная ситуация

 

Определение темы и цели урока.

Решение учебной/учебно-практической задачи

Физкультминутка

Применение открытого способа для решения учебно-практических задач

Итоговый контроль

и оценка

Итоги - Рефлексия

   

Слайд №1

Продолжи  предложения:

Сегодня на уроке:

  • мы будем  …
  •  если будет трудно…

- С какой целью каждый урок начинаем

с чистописания?

Повторяйте движения руки за мной.

ли

-Вспомните слова,  которые начинаются

с данного слога. Кто вспомнил два слова,  поднимите руку. Назови их. Кто  назовёт  слово, которое никто не  вспомнил?

ле

- Посмотрите, какие слова вспомнила

я к данному слогу.

лень, ленивый, лентяй, лента

- Найдите лишнее  слово.

     Лень- 1 слог, мягкий знак – показатель мягкости согласного.

    Ленивый – имя прилагательное.

    Лента – неродственное слово.

- Запишите родственные слова. Как вы определили, что они родственные?

Слайд №2

родственные слова

                

      близкие по смыслу           общая часть

                                                       корень  

- Запишите слова. Выделите корень. Что содержится в корне? (общее значение, смысл)

- Молодцы, хорошо справились с заданием. Чтобы справиться с другими заданиями нам нужна лень? (нет) 

Слайд №3

-А теперь помогите Сереже определить корень в слове МОРЯК.

-  Что нужно сделать, как вы думаете?

 Составляется алгоритм:

1. Определить значение  слова.

2. Подобрать родственные слова.

3. Найти общую часть – корень.

   Моряк, морской, море

- Какая тема урока? Чем будем сегодня заниматься?     (находить корень)

 - Ребята, а кто из вас может напомнить нам алгоритм, как найти корень?

 

Слайд №4

По мере называния алгоритма открываются пункты.

-  Упражнения по развитию мышления.

Даны три группы слов (на листочке каждой группе)

     Гора, горный, пригорок, гореть.

     Лес, лесной, лесенка, лесник.

     Вода, водяной, водитель, подводник.

 Задача: Найти лишнее слово, выписать однокоренные слова, выделить корень(пользуясь алгоритмом)

Проверка – использование документ-камеры (листок с выполненным заданием выводится на экран, ученик защищает свой ответ)

 

        Встали, выпрямили спинки.

        И следите все за мной:

        Покачали головой.

        Руку правую подняли,

        Ею дружно помахали

        Опустили, поморгали,

        Руку левую подняли,

        Ею дружно помахали.

         

        А теперь представим, детки,

        Будто руки наши – ветки.

        Покачаем ими дружно,

        Будто ветер дует южный.

        Ветер стих. Вздохнули дружно.

        Нам урок продолжить нужно.

А теперь давай, не садясь, поиграем с вами в такую игру - Если я называю родственные слова – вы хлопаете, нет - руки поднимаете вверх.

Сахар –сахарница

 Коробка - коробок

  Лиса - лисёнок

Учебник- книга

Ручка – карандаш

Голова- шапка

Рука – ручной

Варенье – варить

 

Работа на интерактивной доске (многопользовательский режим) – 2 человека

Подберите однокоренные слова к слову РЫБА.

  • Пока уч-ся работают у доски, остальные разгадывают кроссворд.

Кроссворд

Образуйте группу слов, связанных со словом РЫБА.

-небольшая мелкая рыба (рыбка)

-рыбная ловля (рыбалка)

-человек, занимающийся рыбной ловлей (рыбак)

-ловить рыбу (рыбачить)

По одному человеку выходят к доске, вписывают слова. Остальные ученики записывают в тетрадь.

Прочитайте слова, сравните их, что в них имеется общего?

  Слайд №5

Закрепляющий контроль со всем классом.

- Устно составьте с придуманными словами предложение, стараясь употребить как можно больше однокоренных слов. (Кот-рыбак поймал рыбку на рыбалке.)

Задание по выбору (карточка)

Дифференцированная работа

Ученики сами выбирают задание по силам.

I уровень.

Списать, приписывая к данным словам по одному однокоренному. Выделить корень.

Суп -        хлеб -       сахар -        мыло -        тигр -

II уровень.

Выбрать однокоренные слова, записать их в строчку в следующем порядке: предмет, признак предмета, действие предмета.

Зимний, зеленеет, зима, зеленый, зелень, зимовать.

Проверка. Самопроверка. Поставить на полях соответствующий кружок.

Слайд №6

Продолжи предложения:

Сегодня на уроке:

  • мы учились…
  • мы смогли…
  • было трудно…

Игра «Верю – не верю»

- верите ли вы, что слова шиповник и шип однокоренные?

-верите ли вы, что слова голый и угол однокоренные?

-верите ли вы, что в словах муха и мушка, согласные корня чередуются?

-верите ли вы, что слова страница и страна родственные?

-верите ли вы, что слова книга и книгой – это формы одного и того же слова?

-верите ли вы, что у слова книга нулевое окончание?

Определение вида деятельности.

Повтор алгоритма учебной деятельности.

Уточнение значимости учебной деятельности.

Определение ранее изученного

Определение границы незнания и знания

Определение темы и содержания урока.

Вопросы по теме, фиксация затруднений.

Определение индивидуальной цели.

Пробное планирование

Работа в 3х группах, у каждой группы свое задание на листочке.

Повторяют движения за учителем.

Работают в паре.

Отвечают на наводящие вопросы учителя, делают вывод, проверяют его по эталону.

Самостоятельное выполнение задания, обращаясь

с запросом

о необходимой помощи к учителю или другому

(в том числе более сильному ученику).

Соотносят достигнутый результат с поставленной в начале урока целью.

Определяют уровень своего продвижения в достижении цели



Предварительный просмотр:

Дифференцированная работа

Ученики сами выбирают задание по силам.

I уровень.

Списать, приписывая к данным словам по одному однокоренному. Выделить корень.

Суп -        хлеб -       сахар -        мыло -        тигр -

II уровень.

Выбрать однокоренные слова, записать их в строчку в следующем порядке: предмет, признак предмета, действие предмета.

Зимний, зеленеет, зима, зеленый, зелень, зимовать.

Гора,  горный, пригорок, гореть

Лес, лесной, лесенка, лесник

Вода, водяной, водитель, подводник


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Класс: 2 «Б»

Учитель: Желанная Вера Валериевна

Тема: Корень как общая часть родственных слов.

Цель: Создание условий  для  формирования понятия корень и составления алгоритма его нахождения.

Задачи:  

1. использовать  нахождение корня в словах для решения познавательных; практических  и коммуникативных умений;

2. организовать деятельность учеников по развитию дивергентного мышления;

3. помочь ребёнку осознать себя носителем языка;

4. обеспечить языковое и речевое развитие ученика;

5. формировать устойчивую положительную мотивацию  к урокам русского языка.

 Ресурсы:   слайдовый  материал, раздаточный материал,  учебник «Русский язык» Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, УМК «Перспектива», 2 класс 

Этапы урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности класса к уроку;

Организация внимания

Настрой на активную, учебную деятельность;

Осознанное построение речевого высказывания

Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать

Умение выделять нравственный аспект поведения

2

Мотивационный настрой + Чистописание

Слайд №1

Предлагает материал перехода от эмоционального настроя к учебной деятельности

Повторяют алгоритм учебной деятельности. Уточняют значимость учебной деятельности

Осознанное прочтение и выделение необходимой информации

Планирование путей достижения цели

3

Подготовительная работа

Слайд №2

Предоставляет материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового

Внимательно читают задание и условие выполнения;

Применяют полученные ранее навыки

Осуществление выбора наиболее эффективного выполнения заданий

Выделение и осознание пройденного материала

Оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве

Самоопределение

Самообразование

4

Проблемная ситуация + Определение темы

Слайд №3

Представляет материал, побуждающий учащихся анализировать, сравнивать, определять содержание и последовательность действий

Выбирают основания и критерии действий;

Определяют для себя границы знания и незнания;

Определяют тему и содержание урока;

Адекватное оценивание правильности выполнения действий, внесение необходимых корректив

Организовывать учебное сотрудничество

Готовность к участию в активной деятельности;

Определение индивидуальных целей;

5

Решение учебно – практической задачи

Слайд №4

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, к активному поиску поставленной проблемы;

Выступает в роли тьютера для слабых учащихся

Работая в группах, обсуждают поставленную задачу, пути её решения, пробуют выработать алгоритм выполнения;

Объяснять процессы, выявленные в ходе работы;

Формирование алгоритма верного выполнения задания

Планирование своей деятельности для выполнения поставленно

Эффективно сотрудничать и способствовать продуктивности деятельности

Формирование устойчивого познавательного интереса

6

Физкультминутка

Музыкальный отрывок

Сменяет деятельность, обеспечивая эмоциональную разгрузку учащихся

7

Применение открытого способа для решения

Слайд №5

Предлагает материал для применения нового знания, побуждает учащихся к самостоятельному выбору методов и средств достижения цели.

Оценивают проблему, возможность применения новых знаний, активно обсуждают способы решения проблемы

Установить причинно – следственные связи

Преодоление трудностей при достижении цели

Использование языковых средств для отображения своих мыслей

Ориентация в межличностных отношениях

8

Дифференцированная работа

Раздаточный материал на листочках

Обеспечение учащихся раздаточным материалом;

Выступает в роли тьютера для слабых учащихся

Самостоятельное выполнение заданий, согласно выбранным уровням

Использование языковых средств для выполнения работы

9

Рефлексия

Слайд №6

Предлагает вспомнить тему и цели урока, знание, полученное на уроке;

Просит оценить свою деятельность и результат усвоения учебного материала на занятии

Соотносят достигнутый результат с поставленной в начале урока целью;

Выделение главной мысли занятия, методов достижения поставленных целей

Оценивание трудностей

Контроль и самооценка

Нравственно – этическая ориентация

10

Итоги урока

Слайд №6

Предлагает материал для закрепления знаний

Определяет уровень своего продвижения в достижении цели

Оценивание своего уровня усвоения материала

Контроль и самооценка

Нравственно – этическая ориентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку "Слова, которые выражают различные чувства и их роль в речи" (2 класс)

План-конспект по системе "Школа-2100". К нему прилагется презентация и раздаточный материал....

Конспект урока по русскому языку "Слова исконные и заимствованные"

Тема: Слова исконные и заимствованныеЦели: формирование понятия «заимствованные и исконные слова»Оборудование:учебник «Русский язык» для 2 класса, ч. 2, авт. С. В. Иванов,А. О. Евдокимова и др.;презен...

Конспект урока по русскому языку "Слова-признаки. Различие предметов по величине, форме, цвету" с мультимедийной презенатцией

Конспект урока по русскому языку для 3 классапо программе VIII вида. К конспекту прилагается презентация....

Конспект урока по русскому языку " Слова- антонимы"

В этом уроке представлена работа в группах, парах, работа со славорем....

Конспект урока по русскому языку "Слова - названия предметов, у которых нет окончаний".

Данный урок помогает детям самим понять, что в русском языке есть слова - предметы, которые не имеют окончаний. Прводя анализ слов, учащиеся сталкиваются с данной проблемой, решение которой находят во...

Конспект урока по русскому языку "Слова - названия предметов, у которых нет окончаний".

Конспект урока по русскому языку "Слова - названия предметов, у которых нет окончаний" по программе "Перспективная начальная школа"...